Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1566

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

75

Таблица 2.1. КАРЕНХОРНИ О «МАСКУЛИННОСТИ» ПСИХОАНАЛИЗА

Представления мальчиков о девочках

Научные взгляды психоаналитика

  1. Исходное предположение о том, что у девочки есть пенис.

  2. Открытие того, что у девочки пе­ ниса нет.

  3. Открытие того, что девочки— это кастрированные мальчики

  4. Вера в то, что девочки понесли наказание, которое угрожает и мальчикам.

  5. Девочки — низшие существа.

  6. Невозможно представить, как де­ вочка может пережить свою утрату и преодолеть свою зависть.

  7. Зависти девочек нужно бояться.

  1. Оба пола придают важное значение только мужскому органу.

  2. Открытие девочкой отсутствия у нее пениса.

  3. Вера девочки в то, что у нее был пенис, но он утрачен вследствие кастрации.

  4. Кастрация понимается девочкой как наказание

  5. Отношение девочки к себе как к низшему существу, зависть к пе­ нису.

  6. Девочка никогда не сможет преодо­ леть чувство собственной неполно­ ценности и должна постоянно бо­ роться с желанием быть мужчиной.

  7. Девочка всю жизнь хочет отомстить мужчине за то, что он обладает чем- то, чего она лишена.

Источник. Теория и история феминизма. Курс лекций под ред. Ирины Же-ребкиной. Ф-Пресс.. 1996. С. 23.

Терапевтическая сторона психоанализа связана с такой интерпре­тацией влечений, исходящих из «ид», которая затрагивает явные и под­спудные проявления психодинамики, включая «толкования сновиде­ний». В конечном счете, психоаналитическая социология, фиксируя внимание на семье и внутрисемейных отношениях (вместе с пробле­мами пола, тела, сексуальности, болезни и смерти) предлагает метод экзистенциальной («выживательной») адаптации личности к сложив­шимся социальным структурам, метод переориентации ценностей индивида посредством переопределения прошлых ситуаций и состоя­ний. В самом широком смысле психоаналитическая социология пред­лагает с помощью осознания внутриличностных конфликтов, пони­мания себя в мире других метод переоценки ценностей, метод измене­ния себя и общества посредством психоаналитической практики, под-

76

черкивающей роль семьи в этом изменении. Упреки в «мужском взгля­де» психоанализа на социум снимаются, поскольку фокусировка на семье заставляет учесть социокультурную взаимодополнительность мужских и женских ролей, выполняемых взрослыми и детьми.


Психоаналитическое направление в социологии многообразно. Но при всем различии школ семья и семейные отношения остаются из­любленной темой независимо от того, обсуждается ли структура вла­сти либо символы сексуальности. К примеру, в трансактном анализе Эрика Берна фрейдовская структура личности модифицируется и ста­новится еще более семейно-ролевой, т. к. в основу кладутся интерак­ции между родителем-взрослым-ребенком. Жак Лакан формирует струк­туру субъективности вне зависимости от биологических детерминант пола, т. е. как гетерогенную посредством расщепления Я бинарными структурами, мужское и женское — это трещина внутри субъективно­сти, в Я изначально входит зеркальный образ «другого». На доэдипо-вой стадии развития ребенок не является ни феминным, ни маскулин­ным, и лишь позже структурируется идентичность, но не в соответ­ствии с анатомической конструкцией, символически (это положение оказало большое влияние на феминистские теории).

Любопытно, что большой интерес к социологизации фрейдизма проявил создатель системы социального действия Т. Парсонс, возмож­но, в связи с проблемой мотивации, в том числе защитных механиз­мов личности, поскольку из одних только ситуаций нельзя понять по­ведение человека.

Наиболее радикальные последователи психоаналитического соци­ологизма, такие, как В. Райх, постарались дискредитировать социокуль­турное значение семьи, делая непомерный акцент на социально-реп­рессивной стороне семейной социализации, объявляя «патриархальную семью» ответственной за существование авторитарного социального порядка.

Производственно-технологические отношения, вплетенные в строй семейного хозяйства (и сопровождающиеся функциями управления и подчинения как неотъемлемыми атрибутами хозяйственного цикла), наделяются исключительной жесткостью, функцией подавления и при­нуждения и неправомерно приписываются не только патриархальной семье, но и семье вообще. В связи с этим следует сослаться на проти­воположные взгляды относительно природы патриархальной семьи и характера ее производственных отношений20, в частности, взгляды

20 К примеру, Луи Руссель в цитировавшейся выше книге подчеркивает, что патриархальная семья была бастионом против поползновений государства на права личности.

77

Элтона Мэйо, создателя знаменитой теории человеческих отношений. Результаты хоторнских экспериментов, обычно связываемые с именем Мэйо, показывали недостаточность экономической теории, ее «абсур­дность» в толковании эгоизма при рассмотрении стремления к вознаг­раждению как главного стимула поведения работника. Открытие не­формальной группы в промышленности, ее плодотворного влияния на отношение к труду показало необычайную ценность «первичных от­ношений», складывающихся в семье, для системы безличных формаль­ных отношений, присущих промышленным и прочим фирмам. Вся современная работа социологов и социальных психологов на разного рода промышленных предприятиях по налаживанию отношений со­трудничества обязана теории Э. Мэйо.


По мнению многих аналитиков, изучающих творчество Мэйо, им владел идеал традиционных уз стихийного сотрудничества в патриар­хальной семье21, разрушенной наемным трудом мужей и жен на фаб­риках. Подобная ностальгия по прошлому и породила теорию, факти­чески пытающуюся возродить прелесть первичных отношений семьи в новых внесемейных условиях производства. Насколько успешна прак­тика налаживания человеческих отношений в фирмах — это особая тема исследования, но, кстати говоря, в связи с этим следует упомянуть американского футуролога А. Тоффлера, предрекающего неизбежность поворота всего строя жизни в будущем к семье, к соединению места работы и семьи воедино, к превращению семейного производства в центр социальной и экономической деятельности общества22.

Таким образом, попытки ряда ученых рассматривать патриархаль­ную семью и семью вообще в качестве источника авторитарных отно­шений вступают в противоречие с противоположными интерпретаци­ями роли семьи, в том числе среди последователей психоаналитичес­кой социологии.

Завершая тему психоанализа как одного из теоретических подхо­дов, используемых в микросоциологии семьи, целесообразно привлечь внимание к тому обстоятельству, что фрейдистская парадигма благо­приятствовала упрочению биографического метода в социологии. Ос­лабление во второй половине XX в. позитивистских традиций социоло­гии с их статистическими процедурами (как бы мешающими за лесом разглядеть деревья) способствует сближению социологии и психоана­лиза на почве интереса к «качественным» методам исследования, не­мыслимым без достижений психоанализа в области понимания моти­вов человеческих действий.

См. Эпштейн С. Индустриальная социология в США. М., 1972. Новая технократическая волна на Западе. М.. 1986 С 251, 274

78

ПСИХОДРАМА и СОЦИОМЕТРИЯ. Создатель эксперименталь­ного метода в социальной науке, основатель психодрамы Якоб Морено Леви родился в 1889 г. в Бухаресте (или в 1890 либо в 1892 — дату указы­вают по-разному, впрочем, как и место рождения). До 1925 г. он жил и работал в Вене, после переезда в США переменил имя на Дж. Л. Мо­рено. В 1936 г. он открыл клинику под Нью-Йорком, ставшую Меккой для социальных психологов и социальных работников всего мира вплоть до его смерти (1974). Когда Морено изучал медицину, Фрейд уже был прославлен, тем не менее, молодой медик, поэт и режиссер импрови­зационного театра, точнее, «зачинщик» групповой психотерапии осме­лился бросить вызов мэтру: «Я начинаю свой труд там, где вы, госпо­дин Фрейд, его заканчиваете. Вы встречаете людей в неестественной обстановке вашего врачебного кабинета, я же встречаю людей в их естественном окружении: на улице и в их квартирах. Вы анализируете сны людей. Я же хочу придать им мужество для новых сновидений. Я обучаю людей играть в Бога»23.


Открытие терапевтического эффекта группы позволило сделать терапевтом каждого члена группы, групповая терапия явилась анти­тезой психоанализу с его акцентом на болезни, патологии. Теория Мо­рено ориентирована на проблемы здоровых людей, на пробуждение творческой активности, спонтанности. Социометрия является осно­вой групповой терапии и психодрамы, диагностика нацелена не на фиксацию, а на изменение межличностных состояний. Морено от­вергал социологические опросы и наблюдение за людьми как оскор­бляющие человеческое достоинство, как сводящие человека к сред­ству, инструменту, объекту, а не субъекту действия. Исследуемые люди не объекты интервьюирования, они участники «исследования дей­ствием», т.е. подобное исследование должно начинаться, проводить­ся и завершаться ими. Эта своеобразная социология участия шире уча­ствующего, включенного наблюдения и глубже любого «традицион­ного» социологического исследования, где простейший терапевтичес­кий эффект возникает у тех, кто становится «респондентом». Данная социология явно ориентирована на радикальное изменение лиц, дей­ствующих на сцене жизни и социодрамы, на изменение социума, она выходит далеко за пределы объяснения и понимания, полагая, что ис­тинная интерпретация происходящего раскрывается в исследовании действием.

В изданной в России в 1958 г. «Социометрии» (и попавшей потом в спецхран из-за критики Маркса) Морено писал: «Для того чтобы из­менить социальный мир, нужно так проектировать социальные экспе-

23 Лейтц Г Психодрача: теория и практика. М , 1974. С. 251.

79

рименты, чтобы люди сами были включены в действие Нельзя изме­нить мир ex post facto Это нужно сделать здесь и теперь с помощью и посредством народа. У Маркса не было ни малейшего намерение раз­работать экспериментальный метод в социальных науках, но он был единственным досоциометрическим социологом, который приблизился к разрешению проблемы. Правда, социальные революции, к которым он подстрекал, закончились поражением в своих основных целях Но это не противоречит тому факту, что его революционная теория была ближе всего к экспериментальному методу в социальных науках до появления социометрического метода в наше время Как могут прави­тельства и ответственные деятели принимать всерьез работу соци­альных ученых, учитывая незначительность их данных и бесцельность их экспериментальных проектов9 Маркса, Энгельса и Ленина прини­мали всерьез, потому что они пытались изменить мир»"14


Медикализация социологии у Морено иногда проявляется отчет­ливо, особенно в аналогиях Если медицине удалось найти причины многих массовых эпидемий и заболеваний из-за определенных микро­бов, если удалось излечить макроскопические проявления болезни воздействием на микроорганизмы, то «социологическая медицина бу­дущего, соииатрия, извлечет ту же самую пользу из микроскопически направленного социометрического исследования, которое пытается изолировать «социальные» микроорганизмы социальной структуры при помощи социограмм, социоматриц и диаграмм взаимодействия»25

Исходя из этой логики в социологии семьи следовало бы ожидать существенной минимизации разводимости, однако, даже если все суп­руги станут профессиональными психотерапевтами и смогут в ходе социометрического исследования действием снимать конфликты и повышать совместимость, тем не менее, в условиях ценностного кри­зиса семьи причины, ведущие к развалу половины всех заключаемых браков, к нестабильности института семьи, будут продолжать работать на высокий уровень разводимости Только радикальная переориента­ция систем ценностей общества и личности на семью с детьми, воз­можно, повлияет на статистику разводов, однако вопрос, в какой мере достаточно для этого социометрических процедур, остается открытым

Применение социометрии в области семейных отношений способ­но приводить в соответствие систему социокультурных ролей семьи с системой межличностных чувств и ролей членов семьи Однако соци­ометрическое действие (групповая психотерапия и социодрама), изме-

24 Морено Дж Л Социометрия Экспериментальный метод и наука об обществе М , i958 Цит по Американская социологическая мысль тесты» / Под ред В И Добренькова М , 1994 С 291

24 Там же. С 286

няя межличностные интеракции и уменьшая тем самым диссонанс между социальными и межличностными ролями, не в состоянии из­менить сами социокультурные роли. Полный комплект этих ролей (12) исторически уменьшается в случае однодетнои семьи (до 5 ролей), отсюда никакая психодрама не даст прибавления этих социокультур­ных ролей без обзаведения детьми (см. подробнее о структурах семей­ных ролей гл 4) Следует учесть, что «социометрия действия», стре­мясь уменьшить разводимость и манипулируя чувствами, сближая суп­ругов, в принципе не способна влиять на социальные роли, исполняе­мые мужьями и женами вне семьи, например, на роли их в системе наемного труда, ставящие миллионы супругов в положение конкурен­тов на рынке индивидуальных зарплат