Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1585

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Следует отметить еще один аспект применения системного анали­за семьи — познавательный. Признавая множество семейных систем в универсуме семейности, нельзя не признать и множества путей изуче­ния этого мира семьи, множества конструкций семейной реальности. Но именно системный подход облегчает синтез и интеграцию этих различных интерпретаций благодаря присущей ему диалектике — уме­нию «соединять несоединимое». Соединение разных взглядов воедино, но без единообразия (коллапса научного поиска) достижимо при обес­печении взаимодействия разнообразных перспектив. Системный под­ход дает возможность реализации принципа взаимной дополнительно­сти научных школ и мнений, в том числе и реализации феноменоло­гического анализа семьи.

Здесь опять же выручает понимание диалектической взаимосвязи между онтологической реальностью семьи и ее одновременным кон­струированием как существующей реально. Экосистемный и одновре­менно диалектический подход избегает крайностей: он не трактует знание о социальной реальности семьи как «объективную истину» и

98

2Антонов А. И , Мед ведков В М. Второй ребенок. М : Мысль, 1987.

как якобы «чисто субъективную» реальность. Просто между структу­рами познавательных актов и структурами реальности имеются кор­реляции. Задавая вопросы о семейной реальности и отвечая на них, ученые (впрочем, как и обыватели) объединяют эти структуры в еди­ной перспективе взаимоотношения значений.

Онтологический статус, таким образом, придается значению, что создает возможность диалога между разумом и реальностью. Содержа­ние различных «субъективных» интерпретаций, оказывающееся обще­значимым, может рассматриваться (до очередной смены парадигм) в качестве истины, т. е. конвенциально, по некоему подразумеваемому согласию.

Системное исследование семьи претендует на изучение нелиней­ных взаимодействий, на учет целостных параметров семьи как инсти­тута и группы. До сих пор остаются справедливыми сетования зарубеж­ных и отечественных специалистов на бедность понятийного аппара­та, описывающего семью как социальный институт, на нехватку поня­тий-связок, описывающих связи семьи с обществом. Термины «функ­ция», «норма», «ценность» перегружены частым использованием, но их явно недостаточно. Получше обстоит дело с понятиями, описыва­ющими семейные процессы на уровне группы, поскольку исследова­ния такого рода сейчас составляют свыше двух третей всех работ. Од­нако столь же мало понятий, относящихся к семье как единству, це­лостности, как подлинно групповому феномену, не сводимому к свой­ствам индивидов. Поэтому большинство ученых вынуждены исполь­зовать при анализе семьи понятийный аппарат, предназначенный для характеристики поведения личности.


Недостаточно разработаны термины, способные охватить дина­мику семьи по стадиям жизненного цикла (здесь также заметна ре­дукция к возрастному циклу индивида). Нет концептуальных средств, отличающих распад семьи из-за смерти ее членов от распада, выз­ванного социальной гибелью семейной целостности Лучше обсто­ит дело с понятиями, очерчивающими семейные взаимоотношения как таковые в связи, по-видимому, с практикой групповой психоте­рапии и семейной психодрамой. Однако зачастую термины парного взаимодействия применяются для описания семейно-групповых ин­теракций.

Разумеется, системный подход в рамках какой-либо интегральной науки о семье (будь то фамилистика или иная дисциплина) не снимает сразу всех проблем, но он предоставляет возможность для творчества в данном отношении. С точки зрения экзистенциальной, т. е. при анали­зе жизнеспособности экосистемы, важно определить «единицу выжива­ния». Таковой может быть не сам по себе организм, изолированный ин-

99

дивид, а лишь некая система, обладающая силой и влиянием. Если это семья, внутри которой «борются за выживание» ее члены, тогда, разру­шая свою среду существования (семейную целостность), они тем самым разрушают самих себя. Вместе с тем семья борется за свое сохранение в социуме и должна обладать потенциалом сопротивления вмешатель­ству государства и других институтов. Семья как автономная система не может не характеризоваться средствами противодействия таким внешним влияниям, которые угрожают ее существованию.

Дихотомия понятий «власти» и «контроля», понимаемых как спо­собность оказывать влияние (власть) и способность ограничивать это влияние (контроль), служит отражению отношений между системой и ее средой3. Семья как субсистема ограничивает влияние экосистемы общества на свое существование в качестве специфического институ­та, т. е. стремится к сохранению своей автономии, суверенности.

Когда в системном взаимодействии общества и семьи начинают преобладать власть, стремление лишить семью ее своеобразия (про­цесс перехвата функций семьи другими институтами), баланс наруша­ется, так как отсутствует взаимный договор между сторонами взаимо­действия. Однажды возникшее системное напряжение усиливает кон­фликты и конкуренцию. Чрезмерное вмешательство в семейную сис­тему внешних систем ведет к возникновению нового образца интерак­ции между ними, что может привести в конечном счете к угрозе суще­ствованию самого социума, к разрушению общества. Этот итог возмо­жен и при усилении контроля над семьей со стороны отдельного со­циального института, например государства, присваивающего себе вла­стные полномочия всего общества. При разработке программ фунда­ментальных социологических исследований институциональных изме­нений семьи системный подход незаменим.


Проведение социологического исследования является трудоемкой и дорогостоящей разновидностью научной и социальной деятельнос­ти Поэтому столь редки фундаментальные исследования семьи, а в прикладных исследованиях, ориентированных на выполнение какого-либо социального заказа, тем более нечасто встретишь теоретические предпосылки решения поставленной заказчиком практической задачи. Это не значит, что они отсутствуют вообще, — так не бывает, просто не считается нужным выделять специальный раздел для формулиро­вания исходных теоретических положений.

Обязательное требование составления программы проектируемо­го исследования, где неотъемлемой частью наряду с «анкетой», инст-

3 Mad dock I. W. Integrating dialectical and systemic approaches to family theory // Family Process, 1988.

100

рументарием, т. е. методическим разделом, должен присутствовать те­оретический раздел, часто нарушается. Но даже простое перечисление исповедуемых автором исходных положений дает многое —тем самым очерчивается круг вопросов и ответов на них, как бы проясняется на­правленность поиска, и контурно намечается возможный результат.

Одновременно становится ясной и родовая принадлежность дан­ного исследования: относится ли оно к социологическим либо к соци­альным исследованиям. Вообще различие между этими типами иссле­дований относительно.

Отнесение к социальным любых видов деятельности, где исполь-з>ется высказывание мнений, вполне допустимо, но как тогда квали­фицировать суждения о холодильниках, космических ракетах или фут­боле? Статус социального исследования приобретает только тот опрос людей, когда определяется отношение к собственно социальным сфе­рам деятельности и когда выясняется система ценностей и установок самих респондентов. Социологический опрос отличается при этом от криминологического, этнографического, экономического и т. д. соглас­но различию предметов социологии и этих социальных наук. Точно так же опросы в социологии семьи разнятся от опросов в юриспруденции, экономике и др. Таким образом, социологическое исследование семьи в целом (использующее не только опрос) отличается от социальных исследований семьи, проводимых в социальных науках, по своему пред­мету, а не по каким-либо специфическим методам.

В данном учебном пособии обсуждаются особенности применения социологических методов к исследованию семьи, особенности исследо­вательской деятельности, нацеленной на поиск ответов в связи с возник­шими вопросами, на решение различных головоломок теоретического и методического планов. В рамках полевых (т. е. некабинетных) исследо­ваний трудно провести границу между теоретиками и эмпириками, при­кладниками-экспериментаторами, особенно когда от начала до конца все исследование осуществляется одним коллективом. Поэтому ниже будет употребляться слово «исследователь» для обозначения всех видов деятель­ности, практикуемых в социологическом исследовании. При этом словом «социолог» можно пользоваться как синонимом слова «социолог-иссле­дователь», хотя первое шире по объему — к социологам относятся также исследователи-методологи, анализирующие познавательную деятельность исследователей-теоретиков и прикладников. Социологи — это и препода­ватели, и социальные менеджеры, и эксперты разного рода, не только уча­ствующие в осуществлении специальной экспертизы, например, в связи с чернобыльской аварией, но также использующие свой профессиональный °пыт исследования какой-либо проблемы для оценки каких-либо акту­альных ситуаций или будущего хода событий.


101

Однако для специалистов, не занимающихся непосредственно ис­следованием социологических (социальных) проблем, слово «иссле­дователь» (и в этом смысле «социолог») неуместно. Для них больше подходит — и здесь нельзя не согласиться с известным демографом В. А. Борисовым — слово «ученый», «научный сотрудник» либо «сци­ентист», «публицист» и т. п. Разумеется, специалисты по истории со­циологии, посвятившие себя вторичному анализу или комментирова­нию теорий и результатов исследований, в большей мере социологи, чем ученые — администраторы или юристы, физики и т. п., но в мень­шей мере, чем те, из чьих рук они получают первичную информацию.

Самым главным этапом проведения социологического изучения семьи, как уже отмечалось, является разработка его теоретического раздела, а при создании программы исследования — это уточнение те­ории вопроса и концепции. Конечно, важно определить правильно объект и единицы наблюдения, а также в соответствии с правилами процедуры собрать данные и обработать их на компьютере. Наконец, велика роль завершающего анализа информации и составления науч­ного отчета, его подготовки для публикации. Нужны все этапы, но всего нужнее самый первый по порядку и по смыслу процесс работы над концепцией, поскольку потом, после пилотажной, пробной проверки инструментария и гипотез, уже ничего нельзя будет изменить. Види­мо, при анализе данных можно о чем-то умолчать, что-то убавить, но, увы, невозможно прибавить к содержанию, заданному положенной в основу теорией, того, что отсутствовало в ней с самого начала.

Таким образом, рабочая теория задает диапазон содержательной информации и ее интерпретации, и поэтому сама работа над теорети­ческим разделом программы исследования должна рассматриваться как творческий процесс, а не как формальность, позволяющая зафикси­ровать в письменном виде известные теоретические положения, но при­менительно к конкретным условиям осуществления заданного иссле­довательского проекта.

В теоретическом разделе важно оговорить исходные предпосылки исследователя и возможные воздействия на будущие результаты усло­вий данного исследования. Другими словами, надо описать в програм­ме меры по нейтрализации возможного искажения данных в связи с типом проектируемой выборки и спецификой метода сбора материа­лов. Каждый из социологических методов (наблюдение, анализ доку­ментов и опрос) характеризуется различными свойствами неконтро­лируемого взаимодействия объекта и условий исследования.


Учет данного обстоятельства при подготовке исследования и при заданных уже целях может существенно изменить всю организацию де­ятельности по осуществлению проекта. К сожалению, в учебниках труд-

102

но дать рекомендации относительно того, как при определенной цели исследования выбрать адекватный ей метод исследования с учетом имеющихся возможностей исследователей. Для этого необходимо знать конкретно очень многое, но в том-то и польза учебных пособий по методологии социологических исследований разных сфер социальной деятельности, что знание общих принципов дает способным исследо­вателям мощное оружие — метод как искусство исследовательского «священнодействия» по решению злободневных социальных проблем средствами социологического исследования.

С точки зрения потенциальной деформации данных наиболее уяз­вимым является метод опроса, наименее — анализ документов, и сред­нее между ними положение «золотой середины» занимает метод на­блюдения. На чем основано это суждение (разумеется, речь идет об изучении семейных отношений, о сравнительной ценности трех основ­ных методов применительно к семейной сфере), что тут принимается прежде всего во внимание?

Важен учет степени «естественности» исследуемого материала в сопоставлении со степенью его «искусственности». При опросе сна­чала создается анкета или вопросник интервью, и потом эта хитрос­плетенная сеть с приманками разного рода «набрасывается» на рес­пондентов. Документы же разного рода (а в широком смысле все может именоваться документом) никогда не предназначаются для какого бы то ни было изучения, они плод спонтанных действий уча­стников социальной пьесы

В идеале социолог должен уметь так организовать свой поиск, что­бы свести к минимуму конструирование требующейся об объекте ин­формации. Например, изучая социальную структуру и социальную мо­бильность семей, можно обратиться к историям жизни, рассказанным представителями разных семейных поколений. При этом социолог свои вопросы к социальной реальности как бы переадресует выбираемым им собеседникам. Подобное перекладывание забот «на чужие плечи» заметнее всего в разного рода опросах (анкетировании, интервью, те­стировании и т. п.).

Если же воспользоваться тем материалом, который создавался в жизни, то тут, пожалуй, только в процедуре отбора скажется исследо­вательский «произвол». Можно взять для изучения семейные фотогра­фии, письма, дневники и т. д. А можно, как это сделал кто-то из зару­бежных исследователей, проследить социальную структуру семей по захоронениям на кладбище. Чем ближе семейная оградка к церкви, тем выше социальное положение семьи, чем больше мрамора, тем богаче семейный клан. Тут также уместны сомнения; насколько обоснован с точки зрения выяснения статуса семьи выбор столь необычных инди-