Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1538

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

муж-

Взаимная удовлетворенность через самотрансцедендию

-жена

237

В социологии семьи имеется много теорий совместимости, одна из первых и самая популярная — теория взаимодополнительных потреб­ностей Р. Уинча. Она описывает брачный выбор, объясняет заключе­ние брака между различающимися по своим потребностям партнера­ми, но ищущими в другом то, чего недостает самому. Вступление в брак как притяжение противоположностей в отличие от притяжения сходных людей — вот что подчеркивается Р. Уинчем. Теория взаимной дополни­тельности потребностей супругов (зависимые люди предпочитают доми­нирующих, заботливые — беззаботных, притязающие на служебные ус­пехи — равнодушных к карьере) возникла как своеобразная реакция на факт социальной гомогамии брака в США (очевидная однородность женихов и невест по возрасту, национальности, религии, образованию, доходу и социальному положению в целом). Различие психологических потребностей супругов как бы уравновешивает или компенсирует ста­тусное сходство — в этом состоит методологическое значение теории, которая довольно часто используется для прогнозирования стабильно­сти брака. Исследование потребностей обоих супругов дает более точ­ный прогноз, чем информация о потребностях одного из них3.

Выделение потребностей (семьи) в качестве ведущего и видообра-зуюшего элемента (семейного) поведения обусловлено их централь­ным значением как движущей силы жизнедеятельности. Потребность в семье и детях как глубинная основа всех мотивов семейного поведе­ния относится к высшему уровню социальных потребностей человека наряду с потребностями в смысле жизни и творчестве, ибо созидание новой человеческой личности для родителей оказывается подлинным творческим актом сугубо экзистенциального свойства. Для детей по­требность в семье является основным источником смыслов и моти­вов социального поведения, межличностного общения, чувств и на­строений семейного альтруизма. На 5 уровне располагаются осталь­ные социальные потребности в труде, образовании, в свободном вре­мени и т. д. Потребности 1—5 уровней могут иметь сугубо семейные формы их удовлетворения, и потому сама семейно-домашняя специ­фика их реализации может становиться (в соответствии с теорией сдвига мотива на средство достижения цели) потребностью, точнее, состав­ной частью потребности в семье.

Семейные ситуации, относящиеся к семье в целом, а не к отдель­ным ее представителям, многообразны и переменчивы, особенно пред­метные ситуации повседневного быта. В конкретных исследованиях обычно выделяются социально значимые ситуации, создаваемые в том


s Winch R.F. Need Complementarity Reassessed // Sociology of Family. Ed. M. Anderson. 1971.

238

числе семейной активностью, конечными результатами семейного поведения. Ситуации семейного образа жизни относятся к условиям жизни (включая жилье, микрорайон) и к условиям занятости членов семьи, а также к воздействию микросреды, в том числе сферы соци­ального общения. Самые устойчивые ситуации — это те, что действу­ют на протяжении нескольких стадий или всего семейного цикла. Они обычно создаются общим фоном городской или сельской жизни, эт­нической спецификой, региональными особенностями и обшей соци­ально-политической и экономической обстановкой в стране. Сюда же относятся ситуации, связанные с эпидемиями, стихийными бедствия­ми, войнами и т. п., резко изменяющие семейную жизнь.

Типология семейных ситуаций, потребностей, результатов семей­ного поведения и стратегий определения семейных ситуаций подроб­но разрабатывается в зависимости от целей и специфики конкретных социологических исследований применительно к семейному поведению в целом или к отдельным его видам.

5.3. ИЗУЧЕНИЕ ДИСПОЗИЦИЙ БРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Брачное поведение состоит как бы из трех частей: чаше всего под первой частью понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); вторая часть — собственно суп­ружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями; наконец, третья часть — это такая конфликтность супружеского поведения, которая ведет к раз­воду или разъединению, если брак был фактическим. Множество ис­следований, относящихся к брачному поведению, легче и удобнее клас­сифицировать по элементам диспозииионной структуры, поскольку часто, например, исследования стабильности брака охватывают и ус­тойчивость супружеских отношений, и удовлетворенность браком, ценности супружества и супружеские конфликты, заканчивающиеся разводом.

В современных условиях, когда все больше становится альтерна­тивных браку форм сожительства мужчин и женщин, важным стано­вится изучение первой части брачного поведения — исследование брач­ного выбора. Историческое ослабление социокультурных норм брач-ности делает вступление в брак действительно проблемой выбора од­ной из нескольких моделей жизни. Когда все поголовно вступали в брак, инструментальное изучение мотивов брака лишалось смысла и было чисто формальной процедурой, хотя, конечно, в разных стратах инди­виды могли по-разному трактовать свое конформистское следование


239

нормам. Отметим, что изучение с позиций символизма этих субъектив­ных значений способствовало пониманию человеческой сути.

Данное обстоятельство находит отражение в структуре диспозииий, в выделении наряду с потребностью в браке (в брачном состоянии, статусе, т. е. в том, что вынуждается социокультурными нормами бра­ка и семьи) также потребности в брачном партнере. Движущей силой брачного поведения становится, таким образом, потребность в браке и брачном партнере, а доминирование последней над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается цен­ность партнерства или товарищеско-партнерского сожительства. Во всяком случае, при разработке программ исследований и инструмен­тария следует различать эти два пласта потребности в браке, не отож­дествлять их, и надо стремиться к разработке систем индикаторов по­требности в брачном состоянии и потребности в супруге. В социоло­гии семьи гораздо больше методик выяснения качеств будущего суп­руга, чем идеала брака, и мало примеров одновременного измерения их сравнительной значимости.

При исследовании обстоятельств, ведущих к разводу, отмеченная выше особенность имеет прямое отношение к усилению тенденции к прекращению брака из-за ослабления установок на продление супру­жества. В условиях кризисного падения ценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологически и в силу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призму свойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи как института ощущается в появлении ряда проблем семьи, но успех решения их ставится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Инсти­тут семьи не находит поддержки среди социальных институтов, и по­этому растет количество разводов, но на уровне разводящихся супру­гов это продуцирует массовость ссылок на «несходство характеров».

«Повышение требований» к качествам супруга вовсе не есть при­знак «высокого развития личности» или стремления к «равенству», а означает лишь распространяющийся все шире перевес ориентации на брачного партнера над установками к продлению супружества «Не­удовлетворенность супругом» сложно интерпретировать без обраще­ния к диспозиционной структуре поведения, хотя обиходная практика предлагает простые решения. Смена брачных партнеров осуществля­ется легче, чем их «перевоспитание». При отождествлении потребнос­ти в браке с потребностью в партнере такая «неудовлетворенность браком», скорее, ведет к разводу и повторным поискам нового супру­га. Различение этих двух потребностей помогает увидеть, что неудов­летворенность потребности в браке, дискриминируемая по наличным результатам брачного поведения, не означает однозначности развода


240

Потребность в успешном браке, полностью или частично не удовлет­воряемая в результате поведения супругов, может мотивировать суп­ругов и всех членов семьи к действиям по укреплению брака и семьи, по налаживанию взаимоотношений и улучшению семейного климата.

Таким образом, рассмотрение проблем успешности брака в контек­сте структуры диспозиционной регуляции брачного поведения обладает новыми возможностями в стратегии исследования. Диспозиционный подход позволяет выделить при изучении, например, «удовлетвореннос­ти браком» в качестве составной части также «удовлетворенность брач­ной потребности», в свою очередь л од разделяющуюся на удовлетворен­ность состоянием брачных отношений и супругом. При этом «неудов­летворенность партнером» предполагает либо сохранение «статус-кво» и коррекцию межличностных восприятий, или же мотивирует смену супруга, тогда как второй вид неудовлетворенности браком в большей степени побуждает к перестройке отношений, в т. ч. путем терапии.

Использование диспозиций поведения помогает при изучении и других параметров стабильности брака и семьи, в отличие от обычной схемы исследования «независимых — зависимых переменных», дубли­рующей схему «стимул — реакция» с той разницей, что в качестве пе­ременных могут выступать любые факторы, в том числе и поведенчес­кие. Эта традиция до сих пор остается распространенной и связана с изучением факторов стабильности брака. Выглядит это схематически примерно так:

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 и т. д.

Стабильность брака

1 Множество факторов создает впечатление, что необходимо найти

фактор — причину «зависимой переменной» стабильности брака. Ис­ходя из этого составляются длинные перечни разнородности факто­ров, отсюда же стремление к поиску однородности факторов, к выде­лению переменных фундаментального и временного свойства. Но при этом способе или методе исследования брачное поведение в целом с его структурой и динамикой исключается из анализа. Гут действует ме­тодологический принцип или постулат непосредственности, т. е. непос­редственного влияния выделяемых переменных на устойчивость бра­ка, минуя опосредствующее звено, — само поведение. Оправдание тому— включение в число независимых факторов поведенческих пе-


241

ременных — ценностных ориентации или мотивов. Анализ проводит­ся путем взвешивания факторов и определения круга наиболее влия­тельных из них. Осознание недостаточности подобной тактики приво­дит к усовершенствованию методологии исследования — к введению в схему анализа так называемых промежуточных переменных. Важность этой познавательной процедуры такова, что, например, в изучении рож­даемости предложенная американскими социологами Кингсли Дэви-сом и Джудит Блейк «модель промежуточных переменных» получила признание и широчайшее распространение в исследовательской прак­тике, и она описана во многих учебных пособиях9.

В исследованиях стабильности браков в роли промежуточной пе­ременной была выделена «удовлетворенность браком», и схема пре­образовалась следующим образом:

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

и т. д.

удовлетворенность браком

стабильность брака

Промежуточная переменная «удовлетворенность браком» косвеннс вводит в схему поведение, не нарушая, так сказать, положенного основу постулата непосредственности. Предполагается, что удовлет-" воренность браком прямо, непосредственно влияет на устойчивость супружества, а значит, неудовлетворенность ведет к разводу. Соответ­ственно этому конструируются методы определения высоты уровня удовлетворенности и сложные структуры самой удовлетворенности бра­ком10.

Примером систематизации факторов устойчивости брака может служить модель успешного брака американских социологов Льюиса и Спэниера, осуществивших вторичный анализ свыше 300 работ в конце 70-х гг.". Ими было выделено 40 важнейших признаков супружеского успеха, объединенных в 14 групп, которые в свою очередь дали три ук­рупненных блока факторов: а) добрачные, б) социальные и экономи­ческие, в) личностные и внутрибрачные.

Перечни факторов могут быть и длиннее и короче, но важно, что не только в плане рекомендаций, но и с точки зрения инструменталь­ного объяснения успеха в браке сложно на этой основе оценить тех-

9 Сч. АнтоновА. И., Медков В.М. Социология семьи. С. 207.

10 См подробнее об этом: Мацковский М. С. Социология семьи. С. 76, 79, 80.

11 Lewis R. & Spanier G. The rising about the quality and stability of mam- age. // Contemporary theoues about the family. Vol. 2. Eds. W. Burr а. о N.Y., 1979-