Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1595

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Кстати, эту методику попытался использовать американский со­циолог В. Фишер для опровержения идеологической догмы советс-

АнтоновА. И., Медков В. М. Социология семьи С. 155-157. ЧуйкоЛ. В. Браки и разводы. М., 1975. С. 71—75.

кого периода о ведущей роли любви среди остальных мотивов заклю­чения брака21. Попытка закончилась неудачей, т. к. реальный процесс брачности, разумеется, не укладывался в идеологические рамки, а сравнительное изучение мотивов брака нельзя заменить умствовани­ями. Причем обнаруженная тенденция мужчин предпочитать женшин моложе себя, меньшего образования и социального статуса и проти­воположная тенденция женшин никоим образом не доказывают от­сутствие или наличие любви (исчислявшейся Фишером как равенство шансов на брак кого угодно с кем угодно, т. е. любовь наделялась способностью преодолевать все существующие между людьми грани­цы и различия).


5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

Непосредственные измерения мотивов вступления в брак (если оставить в стороне вопрос о степени обоснованности отнесения к «мотиву» оцениваемых респондентами слов) показывают не только преобладание стереотипа «любовь», но и значимость иных обстоя­тельств. Опрос 350 человек, проведенный в 1966—68 гг. в Ленинграде С. И. Голодом, выявил три ведущих мотива: любовь (отметили в чис­ле трех наиболее важных из десятка вариантов 39,1 % мужчин и 49,6% женшин), общность интересов (26,1% и 28,5% соответственно) и чув­ство одиночества (14,1% и 4,7%). Материальная обеспеченность и наличие жилплощади составили у женщин 4,3%. Примерно такие же цифры приведены и в исследованиях Н. Г. Юркевича, 3. И. Файнбур-га, Р. Ачыловой и др.".

С. И. Голоду при этом удалось продемонстрировать связь моти­вов вступления в брак с удовлетворенностью браком и, в конечном счете, с супружеской стабильностью. Любовь дала почти 80% удов­летворенности браком и 20% неудовлетворенности, общность инте­ресов — 87% и 13%, чувство одиночества — 60% и 40%23. Следует от­метить, что подобное выявление побуждений к браку с помощью прямых вопросов вызывало у разных социологов различные объясне­ния брачной мотивации, в зависимости от числа предлагавшихся для оценок объектов и различий критериев классификации мотивов, при полном согласии в отношении применявшейся методики. Эта тради-

21 Fisher W. The Soviet marriage market. N. Y., 19SO

22 Голод С.И. Стабильность семьи. Л. 1984. С. 26-30. 25 Там же. С 31.

248

ция, по мнению социальных психологов Л. Я. Гозмана и Ю. Е, Але­шиной, «...долгое время обходилась без надежных измерительных инструментов. Во многих работах этого (экспериментального. — А. А.) направления изучение самого феномена любви подменялось иссле­дованием других, родственных любви, но значительно более простых явлений. . и часто ограничивалось использованием лишь грубых по­веденческих индикаторов»24.

В качестве одного из возможных подходов к измерению уровня любви в диаде названные ученые предлагают адаптированный к рос­сийским условиям вариант шкал любви и симпатии, разработанных американским психологом 3. Рубиным. Последний считает любовь установкой на другого человека, а не свойством личности и предлага­ет одновременно с любовью измерять родственное ей явление — сим­патию. Адаптированная методика 3. Рубина состоит из 7 вербальных утверждений шкалы любви и 7 — шкалы симпатии. В инструкции ого­варивается, на кого именно испытуемый должен заполнять методику, например, на человека, которого он любит или который ему не нра­вится, и т. д. Каждое утверждение оценивается с помощью 4 альтерна­тив: «да, это так (4 балла); вероятно, это так (3); вряд ли это так (2); это совсем не так (I). Результаты по каждой шкале подсчитываются отдельно, они варьируют от 7 до 28, суммарный балл по двум шкалам как индекс общего уровня эмоциональности отношений в диаде ко­леблется от 14 до 56. Адаптированный тест (апробация проводилась среди 150 пар) удовлетворяет критерии устойчивости, валидности и гомогенности измерения. Все 14 утверждений при предъявлении их респондентам перемешиваются в произвольном порядке, здесь же они приводятся отдельно по шкалам.


ШКАЛА ЛЮБВИ

  1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.

  2. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.

  3. Для него (нее) я готов (а) абсолютно на все.

  4. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).

  5. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.

> 6. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше

других.

7. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).

24 ГозманЛ. Я., Алешина Ю. Е Шкалы любви и симпатии // Мето­дические программы и методики исследований брака и семьи / Отв. ред. Мац-ковский В М. М., 1986. С. 25.

249

ШКАЛА СИМПАТИИ

  1. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.

  2. Она (он) очень умный человек.

  1. В большинстве случаев она (он) нравится людям почти сразу после знакомства.

  1. Я думаю, что мы с ней (ним) внутренне похожи друг на друга.

  2. Мне хотелось бы быть похожим на нее (него).

  1. Она одна из самых обаятельных женщин (он — мужчин), кото­ рых я знаю.

  1. Я уверен(а), что она (он) хорошо ко мне относится

Источник. Л Я. Гозман, Ю. Е. Алешина. Шкалы любви и симпатии

Утверждения теста любви отражают три компонента: привлека­тельность, заботу и степень интимности отношений, соответствен­но тест симпатии — степень уважения, восхищения и воспринимае­мого сходства.

В зарубежной социологии семьи имеется огромное количество методик, исследующих различные аспекты брачного выбора, супружес­кого и бракоразводного поведения. Постоянно социологи стремятся к систематизации технических и концептуальных средств исследования, к стандартизации разрастающихся в объеме показателей и индексов, Обобщение этого опыта было осуществлено сотрудниками и аспиран­тами Института социологических исследований во второй половине 80-х гг. под руководством М. С. Мацковского. С результатами вторич­ного анализа зарубежных и отечественных исследований применитель­но к факторам стабильности брака и удовлетворенности супругов се­мейной жизнью можно познакомиться по работе М. С. Мацковского и Т. А. Гурко, посвященной изучению успешности молодой семьи25.

В итоговой таблице они выделяют факторы стабильности, основные переменные анализа, характер связи между ними и стабильностью, ука­зывают, где обнаружен тот или иной тип связи. Среди добрачных фак-


25 Маиковский М. С., Гурко Т. А. Успешность функционирования молодой семьи в крупном городе // Программа социологических исследова­ний молодой семьи (программы и методики исследований брака и семьи). Отв. ред. М. С. Мацковский. М., 1986. С 16—21. Помимо уже названных, следует также указать еще на несколько из данной серии. Фундаментальные програм­мы исследований брака. Методические аспекты стандартизации эмпиричес­ких индикаторов исследований брака и семьи, Теоретическое обоснование си­стемы переменных социологических исследовании брака и семьи, Методичес­кие программы и методики исследований брака и семьи, Прикладные про­граммы исследований брака и семьи. Исследования семьи и практика кон­сультационной работы.

250

торов выделены переменные: раннее и позднее вступление в брак, уро­вень образования супругов, социальное положение семьи, городское и сельское происхождение, воспитание в неполной семье родителей, от­сутствие братьев и сестер, оценка респондентами успешности семейной жизни родителей, длительность добрачного знакомства, наличие добрач­ного сексуального опыта и беременности, отрицательное отношение родителей к браку, мотивы вступления в брак. Брачные факторы вклю­чали: семейный доход в первые годы брака, наличие собственного жи­лья, профессиональную занятость женщины, потребление спиртного в начале брака, материальную помощь родителей, рождение ребенка в на­чале брака, количество детей, репродуктивные установки, наличие про­блем в воспитании детей, оценку педагогической компетентности суп­руга, распределение бытовых и воспитательных обязанностей между отцом и матерью, наличие свободного времени у супругов, совместность проведения досуга, совместность принятия семейных решений, ограни­ченность тем совместного общения, отсутствие доверия со стороны другого супруга, утрату чувства любви, сексуальную дисгармонию, лич­ностные качества супругов, общность брачных ценностей, культуру общения, частоту конфликтов.

Стремление к более адекватному измерению удовлетворенности браком ведет к сочетанию прямых и косвенных методик, к повыше­нию надежности данных посредством применения глубинных интер­вью, а в широких выборочных исследованиях — психологических тес­тов26. В качестве примера можно привести адаптацию одного из зару­бежных тестов (Р. Адри) к российским условиям. Поскольку прямое использование методик, переводимых на русский язык в качестве адек­ватных оригинальному тесту невозможно, требуются специальные исследования обоснованности адаптируемого варианта.


ТЕСТ НА УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

  1. Как изменилось Ваше чувство к жене (мужу) за время семейной жизни? Предполагается, что в начале брака чувства позитивны друг к другу): а) усилилось, б) осталось прежним, в) уменьшилось, г) исчезло.

  2. Если бы можно было вернуть прошлое, то Вы: а) не женились бы — не выходили бы замуж совсем, б) выбрали бы совсем другого че­ ловека, в) отдали бы предпочтение человеку, похожему на Вашу суп­ ругу (на Вашего супруга), г) выбрали бы опять своего супруга.

  3. Можно ли сказать, что у Вас дружная семья, а) нет, б) скорее нет, чем да, в) скорее да, чем нет, г) да.

26 См., например: Столин В. В. и др. Опросник удовлетворенности бра­ком // Вестник МГУ, серия XIV. Психология, 1984. № 2.

25]

  1. Можно ли сказать, что Вы всегда согласны с женой (мужем) в оценке большинства Ваших друзей: а) да, б) скорее да, чем нет, в) ско­ рее нет, чем да, г) нет.

  2. Как часто Вы соглашаетесь с женой (мужем) в том, какие отно­ шения поддерживать с Вашими или ее (его) родственниками: а) никогда не соглашаемся, б) довольно резко соглашаемся, в) достаточно часто соглашаемся, г) всегда.

  3. Бывали ли у Вас конфликты, имевшие серьезные и длитель­ ные последствия для семьи (уход одного из супругов и т. д.): а) ни­ когда, б) 1 раз, в) 2 раза, г) 3 раза и более.

  4. Как часто Вы бываете недовольны тем, как Ваша жена (муж) выполняет свои домашние обязанности: а) никогда, б) редко, в) час­ то, г) всегда доволен(лъна).

  1. Как часто Вы не соглашаетесь друг с другом, когда и на что тра­ тить деньги: а) всегда, б) достаточно часто, в) довольно редко, г) ни­ когда не соглашаемся.

  2. Как часто Вы «действуете друг другу на нервы» дома: а) никогда, б) достаточно редко, в) довольно часто, г) всегда.

10 Часто лк Вам не хочется возвращаться домой после работы, а) почти каждый день, 6) достаточно часто, в) довольно редко, г) та­ кого практически не бывает.

  1. Как Вы оцениваете количество времени, которое Вы проводи­ те вместе с женой (мужем): а) слишком много, б) больше, чем хоте­ лось бы, в) меньше, чем хотелось бы, г) слишком мало.

  2. Появляются ли у Вас когда-нибудь мысли о разводе: а) никог­ да, б) довольно редко, а) достаточно часто, г) постоянно.

  3. Можно ли сказать, что Вы чувствуете себя дома спокойно, уютно: а) нет, б) скорее нет, чем да, в) скорее да, чем нет, г) да.

  4. Часто ли Вы проявляете нежность, ласку по отношению к жене (мужу): а) постоянно, б) довольно часто, в) достаточно редко, г) ни­ когда.

  5. Часто ли Ваша жена (муж) проявляет нежность, ласку по от­ ношению к Вам: а) никогда, б) достаточно редко, в) довольно часто, г) постоянно.

  6. Хочется ли Вам уехать куда-нибудь одному (одной) на какое-то время: а) нет, б) достаточно редко, в) довольно часто, г) постоянно.