Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1578

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

262

за жизни семьи и не связано с какими-либо допущениями относитель­но потребности в детях Предполагается, что изменения в условиях жизни изменяют интенсивность потребности в детях: чем идеальнее условия, тем выше уровень потребности в детях:

Интересно, что сложившаяся практика применения показателей предпочитаемого числа детей не ставит потребность в детях в зависи­ мость от остальных ситуаций образа жизни — от особенностей плодо- нитости супружеской пары, включая частоту коитус и эффективность применяемых средств контрацепции, от наличия каких-либо заболе- ваний или даже случаев смерти детей и т. д. Методологически важно знать, с чем это связано, почему из всего многообразия ситуаций се­ мейного образа жизни демографы и социологи семьи во всем мире разработали систему показателей предпочитаемого числа детей, в ко­ торой обыгрывается лишь различие материальных условий жизни, при­ нимается во внимание только уровень жизни.

Столь большое значение, изначально придаваемое материально­му благополучию, косвенно свидетельствует о перекосе системы жиз­ненных ценностей самими учеными на потребительство. Если бы в иерархии благ жизни самыми престижными были ценности семьи и детей или иные внестатусные ориентации, тогда вопросы в тестах могли бы формулироваться иначе. Например, не «сколько надо иметь детей, чтобы не пострадало материальное положение семьи», а наоборот, «какие должны быть условия для нормального содержания и воспита­ния двоих детей, троих, четверых, пятерых и более детей в семье». Или "от каких престижных благ пришлось отказаться (или стоит отказать­ся) во имя счастья иметь семью с двумя и более детьми». Отсутствие такого рода методик не случайно, оно обнаруживает ценностную ат­мосферу, в которой работают и проводят исследования ученые. Фено­менологическая редукция и в этом случае раскрывает смешение науч-

263

ного интереса в сторону личного опыта малолетней семьи, т. е. под влиянием конвенций здравого смысла не критически пропускаемых в теорию.

Показатели предпочитаемого числа детей одним числом выража­ют одновременно соединенность двух компонентов поведения — по­требности в детях и условий жизни. Другими словами, эти показатели есть итог действия механизма определения размера потребности в де­тях с точки зрения тех или иных условий жизни. Если, например, сред­нее желаемое число 2,0, то эту величину нельзя трактовать как ин­декс потребности в детях «саму по себе» — эта цифра есть результат взаимодействия потребности в детях с условиями жизни, в которых ей надлежит проявиться. Точно так же и ожидаемое число всегда скор­ректировано на реальные условия, как бы они ни понимались рес­пондентами.


С помощью предпочитаемого количества детей нельзя оценить уровень потребности в них, так сказать, «в чистом виде», но можно построить индекс степени удовлетворения потребности в детях на ос­нове комбинации из желаемого, ожидаемого и уже имеющегося чис­ла детей (см. схему 5.6). В этом сл-учае результат поведения сопостав­ляется по принципу взаимоконтроля с разными величинами потреб­ности в детях, скорректированными на разные условия жизни. Реп­резентативный опрос двухдетных замужних москвичек в возрасте до 35 лет в 1978 г. выявил 7,4% неудовлетворивших потребность имею­щимся числом детей, хотя лишь 10% из них спустя 3,5 года обзаве­лись третьим ребенком.

Иной способ измерения потребности в детях обусловлен стремле­нием отделить потребность в детях как самостоятельный диспозицион-ный феномен от условий жизни. В его основе лежит понимание потреб­ности в детях как ценностно-мотивационного явления, имеющего ко­личественную определенность в зависимости от «качества», от социаль­ного содержания побуждений к числу детей.

Данный подход противостоит утверждениям о принципиальной не­измеримости потребности в детях, об абстрактной ценности детей или ребенка вообще, безотносительно к числу детей в семье. В отличие от большинства измерений в социологии, когда фиксации подлежат свой­ства и явления, не имеющие общепринятых числовых эталонов, циф­ровая выраженность потребности в детях и репродуктивных установок облегчает квантификаиию.

При этом появляется уникальная возможность выяснить различие отношений к последовательному ряду семей с 1, 2, 3-4, 5 и более деть­ми. Проблема в том, чтобы найти техническое средство фиксации этих различий в отношении разных категорий семей, допустим, к двухдет-

264

ной модели семьи. Нужен не подсчет процентов высказавшихся за эту модель среди богатых и бедных, образованных и не очень, здоровых и больных и т. д., а необходимо нечто существенное и более тонкое в измерении возможных различий.

Техника «семантического дифференциала» (СД), созданная в 1952 году американским психологом Чарльзом Осгудом «для дифференциа­ции значения данного понятия от других понятий»32, сразу же завоева­ла популярность у социологов и социальных психологов, у лингвистов и психотерапевтов, искусствоведов, журналистов и др. На основе тех­ники СД, относящейся к разновидности проективных тестов33 и не требующей никакой адаптации и перевода, разработаны сотни мето-лик по выявлению установок в разных сферах жизнедеятельности. Несколько таких методик начиная с 1970 г. было предложено автором данной книги для измерения репродуктивных ценностей и установок, а также межличностных отношений супругов34.


Чем привлекательна техника СД? Прежде всего своей способнос­тью снять самоконтроль Я. нейтрализовать активизацию защитной мотивации личности, возникающую при любом опросе (и не только в советских условиях жизни). В связи с этим хочется привести устное мнение одного респондента-физика, доктора наук, участника иссле­дования «Москва-1978»: «Неужели социология тоже наука? Читаю эту анкету и удивляюсь: обычно, извините, у вас все ясно, что к чему, а тут впервые никак не могу понять, что хотят от меня социологи и что они сами сделают с этим вот... как его?., семантическим дифференци­алом. Нет-нет, как заполнять этот дифференциал, понятно, угадать нельзя, зачем понадобилось это».

Проективная техника при всей своей простоте и ясности в отно­шении процедуры тестирования всегда создает у респондентов неко­торую неопределенность по поводу намерений ученых. Когда предла­гают оценить ряд слов (дом, собака, автобус) по шкалам, представля­ющим собой пары антонимов «старое — новое», «свое — чужое», «сы­рое — кипяченое», «чистое — грязное» и т. д., каждому ясно, что надо

~j2 Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P The Measurement of Meaning., 1957: см. также перевод одной из глав в: Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

33 Ядов В А. Социологическое исследование- методология, программа, методы. М.. 1995. С 190

34 Антонов А. И Репродуктивные установки и их изучение. Демогра­ фическая ситуация в СССР. М., 1976. См.: Он же Рабочая книга социоло­ га 1-е изд. М., 1976 С 228-231 // 2-й международный коллоквиум по соци­ альной психологии. Тбилиси.1970; Социология рождаемости. М., 1980// Из­ мерение сходства представлений супругов о внутрисемейных ролях друг дру­ га // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми

друга. Краснодар, 1975. С, 108-110.

265

и как надо выразить личное отношение по предлагаемым правилам. На­пример, слово ДОМ — это что-то старое или новое?

ДОМ; СТАРОЕ 0 НОВОЕ

Если кажется почему-то, что скорее старое, чем новое, то и ставь крестик или галочку слева от 0, но в какой из трех черточек, это зави­сит от интенсивности ощущения. Допустим, имеется слабое ощуще­ние, что старое, тогда крестик ставится ближе всего к 0, ну а коли сильное ощущение, то дальше всего от 0. Обычно вместо черточек в бланках для заполнения стоят цифры, и 3 означает сильное ощуще­ние, 2 — среднее и 1 — слабую интенсивность. Респонденту нужно за­черкнуть цифру, соответствующую его мнению.

ДОМ: СТАРОЕ 3210123 НОВОЕ


Кто-то зачеркнет 3, считая, что ДОМ что-то явно НОВОЕ. Может быть, он только что построил дачу, или получил квартиру, или ничего не построил и не получил, но вот думает именно так — и все. Секрет популярности СД именно в этом безразличии к мотивам — каждый во­лен как угодно отвечать, принимая во внимание все что заблагорассу­дится. К примеру, дом у кого-то ассоциируется с чем-то кипяченым, потому что в доме кипятят воду или потому что дом уж больно рос­кошный, крутой. Неважно, какие соображения были в голове у рес­пондента, гораздо интереснее, что он из 7 возможных градаций сам выбрал одну-единственную.

Респондент выразил свое ощущение по континууму, состоящему из 7 потенциальных реакций, выбрал одно, смог отличить одно свое от всех прочих. Это первое, но не главное обстоятельство, объясняющее наи­менование СД как техники дифференциации ощущений. СД дифферен­цирует разницу в отношениях к одному и тому же объекту двоих людей, группы, целой категории. Например, слово «жизнь» могут оценивать больные и здоровые, городские и сельские жители, ученые и спортсме­ны и т. д. по той же шкале старое — новое. При этом, если окажется, что опрошенные горожане имеют больше сходства между собой в оценке «жизни» как чего-то «нового», а сельчане как «старого», то по СД мож­но это выразить на континууме. Допустим, было протестировано 100 горожан и 100 сельчан, соответственно средняя оценка составила 2,0 и 1,5, тогда дистанция между оценками будет равна 3,5:

ЖИЗНЬ: СТАРОЕ з 2

0123 НОВОЕ

100 сельчан 100 горожан

С

Дж-3,5 г

266

•Таким образом, разность между оценками дает величину диффе­ренциала, где Дж — (величина дифференциала по объекту «жизнь») меж­ду «г» — горожанами и «с» — сельчанами. Подсчет ведется попарно по I горожанину и 1 сельчанину, определяется разность между ними, по­том все 100 полученных разностей возводятся в квадрат, суммируются и извлекается квадратный корень.

Конечно, с одной шкалой никто не работает, обычно отбирает­ся несколько шкал, т. е. дифференциация отношения к одному объек­ту со стороны разных людей и групп многократно контролируется. Итоговая величина Д поэтому оказывается более надежной, но важ­но подчеркнуть, что цель всей процедуры — зафиксировать лишь раз­ность в реакциях, без выяснения того, чем именно, какими сообра­жениями и чувствами вызвано измеренное различие. Важно, что оно или есть, или его нет. В принципе для исследователя не имеет значе­ния, что такое «жизнь», что значат антонимы «старое — новое», «сы­рое— кипяченое» и т. д., ибо техника СД измеряет не абсолютный смысл оцениваемых объектов, а различия в отношении к ним. Ис­кусство социолога как интерпретатора состоит в подборе таких слов, таких шкал и таких людей, при которых выявляемые различия позво­ляют судить о ценностных ориентациях и о социальных установках респондентов.


Для иллюстрации приведем некоторые итоги применения СД для оценки 10 живописных полотен по 20 шкалам слушателями (мужчи­нами) школы прикладного искусства (Германия, 1968 г.)35. Оценива­лись три классические картины, три модернистских начала XX века и 4 — представителей абстракционизма. Самые высокие оценки получи­ла картина Огюста Ренуара «Читающая девушка» (оценка производи­лась по 7 градациям, самая высокая оценка — 1, самая низкая — 7, далее приводятся средние оценки по некоторым шкалам (начиная с наивыс­ших по левой стороне шкалы):

(1,48)

Кроткая

1

2

3

4

5

6

7

Буйная

(2,23)

(1,59)

Нежная

1

2

3

4

5

6

7

Грубая

(2,59)

(1,59)

Сердечная

1

2

3

4

5

6

7

Бесстрастная

(3,29)

(1,67)

Мечтательная

1

2

3

4

5

6

7

Трезвая

(4,03)

(1,4)

Теплая

I

2

3

4

5

6

7

Холодная

(3,52) и т. д.