ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Рис. 4.7. Функциональная структура организационно-деятельностной игры
Ну и, наконец, на заключительном этапе, проводится обобщение полученных результатов и вывод игроков из игры.
Результатом игры должен стать пакет документов, в котором формулируются основные выводы и конкретные предложения, налравленные на снижение степени остроты проблемной ситуации, подготовку условий для ее ликвидации.
Специфической особенностью деловой игры является ее многофункциональный и многоцелевой характер, не ограниченный только проблемой выбора оптимальных решений.
Порядок проведения деловой игры полностью определяется заложенными в нее целями. На ранних этапах игры, как правило, происходит распределение ролей между участниками. Затем руководитель игры последовательно «вбрасывает» в игровой комплекс задания, которые обсуждаются в групповом режиме малыми группами с выработкой совместных решений. Несмотря на то, что в процессе деловой игры также необходимо распределение ролей, однако, эти роли выстраиваются не столько в отношении принятия решений, сколько для разграничения и отработки функций в воспроизводстве всех сторон исследуемой организации в целом.
Другой особенностью деловой игры является комплексный учет последствий от выносимых в ходе игры решений, обозначенный как «цепочка решений» (рис. 4.8).
Параметры управления
Роли
Обсуждение
и выработка решений |
Обсуждение |
|
|
и выработка |
<— |
|
решений |
|
Игровой комплекс
Проблемная ситуация
Нормы
Рис. 4.8. функциональная структура деловой игры
Решения, принимаемые в ходе игры участниками, периодически оцениваются с точки зрения их воздействия на систему управления. Эта оценка производится коллективно, с учетом мнения всех участников групповой дискуссии, а ее цель заключается в определении максимально эффективной последовательности решений, обеспечивающих максимально приемлемый способ управленческого воздействия на исследуемый объект.
В режиме программирования кейс-метод используется в качестве метода анализа конкретных ситуаций.
Главным преимуществом метода является последовательное погружение в объект исследовательского интереса. В процессе погружения в суть проблемной ситуации исследование минует две стадии: индивидуальную и групповую (рис. 4.9).
Обсуждения и выработка решений |
■4— |
Индивидуальный анализ |
Ч— |
Проблемная ситуация |
|
|
|
|
t |
Рис. 4.9. Функциональная структура кейс-метода
На индивидуальной стадии каждый член рабочей группы самостоятельно знакомится с особенностями проблемной ситуации через предварительное описание, вырабатывая собственную версию ее решения.
На групповой стадии проводится публичное обсуждение версий в малых группах и вырабатываются конкретные меры.
В процессе работы над кейсом, члены рабочей группы получают возможность в рамках воображаемой ситуации отработать варианты решения проблем-аналогов на основе спокойного анализа и совместного обсуждения.
Особые требования при использовании кейс-метода следует предъявлять к самому описанию проблемной ситуации. Грамотно написанный кейс дает возможность полно и осмысленно провести анализ проблемной ситуации и сделать верные заключения. Кейс должен вызвать споры между участниками обсуждения, стремление находить нестандартные решения.
Кейсы могут различаться по объему, степени формализации или условиям выполнения заданий.
Кейсы, как правило, содержат более чем один вариант проблемной ситуации, и поэтому главное требование к решению задачи состоит не в нахождении единственно правильного варианта решения, а в обоснованности выбранного.
Чаще всего кейс-методы используются в сфере обучения, когда работа с анализом конкретных практических ситуаций позволяет выработать у студентов навыки практической работы с базами данных.
Однако нельзя недооценивать и эвристические возможности кейс-технологий, позволяющих осуществлять проектирование эффективных решений дистанционным способом. И поэтому применение данного метода может осуществляться и для поиска оптимальных решений, в отсутствие непосредственного контакта между участниками обсуждения проблемы.
Как и другие способы проектирования решений, кейс-метод предполагает прохождение определенных стадий. На первой стадии определяются сущность проблемы, лица и организации, вовлеченные в исследуемый процесс, необходимая для оценки ситуации информация. На второй стадии производится обсуждение проблемы, обобщается вся поступившая информация и предлагаются конкретные методы решения проблемы.
Значительная роль в разработке и реализации программ отводится семинарам. Семинары проводятся-на протяжении всего жизненного цикла программы, по мере необходимости корректируя содержание программных заданий и технологию их исполнения. Семинары представляют собой простейшую организационную форму обсуждения проблем и выработки мер их решения. Для проведения семинаров нет необходимости в подготовительной работе, и на обсуждение выносятся все обнаруженные проблемы.
Отличительной чертой программирования на основе проведения семинаров является вовлечение в разовое тематическое мероприятие всех видных участников обследуемого процесса, на котором между участниками устанавливаются личные контакты и конструируется система долгосрочных отношений друг с другом. В процессе проведения семинара ведущий ставит на обсуждение определенную тему, формулирует проблемы и организовывает ее обсуждение, при завершении которого вырабатываются предложения на основе прозвучавших доводов и рекомендаций.
На завершающем этапе программного цикла наиболее оптимальной формой подведения итогов выступает конференция.
Конференция является знаковым мероприятием в подведении итогов программы, приобщая к результатам работы тех, кто не был задействован в ее проведении, однако, результаты этой работы затрагивают их интересы.
Созываемые в рамках выделенной тематической специализации конференции призваны всесторонне, с различных профессиональных позиций, исследовать сущность актуальных проблем и определить возможные направления их преодоления. Деление конференций на теоретические и научно-практические подчеркивает ориентацию на выбор ожидаемого результата после ее завершения.
Как способ научного программирования конференция позволяет ассимилировать многообразный опыт различных субъектов (практиков и ученых), чья деятельность лежит в сфере охвата тематического блока, вынесенного на рассмотрение участников конференции.
Конференции проводятся также и как завершение программы или проекта, призванной продемонстрировать перед участниками результаты проведенных исследований и область их практического применения.
Структура проведения самих конференций отображает сочетание теоретических и практических сторон ее целевой функции.
В ходе пленарных заседаний заявленная к рассмотрению тема подвергается всестороннему комплексному рассмотрению со стороны различных профессиональных интересов. Тогда как на заседаниях в секциях проводится углубленное исследование различных проявлений вынесенной в тематический план комплексной проблемы.
Используя инструменты игровой и организационной отработки действий членов организации, режим программирования предполагает реализацию определенного алгоритма, позволяющего разработать такую стратегию воплощения заявленных в программе целей, которая отвечала бы всем принципам ее высокой оценки.
В некоторых моментах режим программирования ничем в плане технологии разработки не отличается от процедуры стратегического планирования. И это не случайно, поскольку цели программ и стратегических планов идентичны, будучи призванными мобилизовать все имеющиеся ресурсы под общезначимые ценности и приоритеты.
Таким образом, можно говорить об основных этапах научного программирования, включающего в себя прохождение следующих стадий.
Анализ среды.
Выработка целей и задач.
Выбор технологий, способствующих достижению целей.
Разработка условий достижения целей.
Интеграция программ в контекст политических решений.
Анализ среды выступает важнейшим разделом программы, призванный отобразить условия существования исследуемого объекта. Анализ в режиме программирования располагает существенной особенностью, заключающейся не в том, чтобы составить цельное и полное представление об объекте (соответствующие методы рассматривались нами во второй главе), а в том, чтобы выявить в объекте те элементы, которые могут послужить точками роста в развитии объекта программирования.
Исследуемый объект, в качестве которого рассматривается организация, представляющая программу своего развития, подвергается анализу с точки зрения того, какая часть среды находится под контролем руководства предприятия, а какая — развивается независимо от него.
Часть среды, подконтрольной организации, является внутренней, тогда как находящаяся вне сферы ее влияния, образует границы внешней среды.
По степени освоения организацией внешней среды и ассимиляции ее элементного состава в содержании внутренней среды обычно судят об устойчивости организации по отношению к действующим факторам среды, характеру разрабатываемых ею стратегий и программ.
Таким образом, основу внешней среды составляют такие параметры, как состояние экономики, нормативно-правовая система, политические процессы, научно-технический прогресс, социальная и техническая инфраструктура общества и т. д.
Внутренняя среда включает в себя организационную структуру предприятия, ее производственную, кадровую, финансовую и маркетинговую политику, ресурсную базу и пр.
Анализ внешней среДы организации целесообразно проводить в отношении трех групп факторов: экономических, политических и рыночных. Анализ внутренней среды ориентирован, прежде всего, на освещение и оценку действия производственных, финансовых и маркетинговых служб производственной системы, состояние отрасли, в которую эта организация интегрирована.
Полная информация об объекте программирования может быть структурирована следующим образом (табл. 4.2).
Объект анализа (социальные системы) |
Индикаторы |
Возможные перспективы |
Целевые показатели |
|
решение |
обозначенных |
плана, которые |
|
характерных |
проблем. Здесь же |
являются |
|
проблем |
следует обозначить |
ориентиром для |
|
с выделением |
уже реализованные |
развития |
|
ведущих |
и реализуемые |
отрасли, |
|
предприятий |
мероприятия. |
достижение |
|
и учреждений. |
Также желательно |
которого |
|
3. Экономические |
указать конкретные |
означает выход |
|
показатели |
проекты или |
отрасли на |
|
ведущих |
имеющиеся бизнес- |
качественно |
|
предприятий, |
планы, |
новый уровень |
|
отрасли в целом |
направленные на |
развития |
|
(в динамике). |
решение |
|
|
4. Наименование |
актуальных |
|
|
и краткая |
проблем |
|
|
характеристика |
сообщества |
|
|
программ, |
|
|
|
в которых |
|
|
|
участвуют эти |
|
|
|
субъекты. |
|
|
|
5. Обозначение |
|
|
|
основных |
|
|
|
проблем отрасли. |
|
|
|
6. Выделение |
|
|
|
факторов, |
|
|
|
влияющих на эти |
|
|
|
проблемы. |
|
|
|
7. Любая другая |
|
|
|
информация, |
|
|
|
характеризующая |
|
|
|
общее состояние |
|
|
|
исследуемой |
|
|
|
отрасли |
|
|