Файл: Основы социального программирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделение технологических групп делает возможным более эф­фективную организацию деятельности рабочей группы в достиже­нии цели, поскольку предполагает осознанный выбор инструмента, присущего каждой технологической группе и направленного на дос­тижение заявленного результата.

В табл. 4.5 представлены инструменты каждой из технологических групп, а также ожидаемые от их использования результаты.

Выбор тех или иных методов программирования осуществляется соразмерно масштабам поставленных задач, с учетом комплексного подхода к их отбору и дополняемости друг к другу.

Одним из ключевых критериев выбора программных технологий является обеспеченность ресурсами, структура этой обеспеченности, на основе анализа которой определяется последовательность и выбор средств в достижении программных целей.

Разработка программы не является завершением процесса про­граммирования и предполагает исполнение мер ее организационно­го сопровождения. Такой порядок делает возможным не только вы­полнение программы, но и создание в обществе инфраструктуры, обеспечивающих поддержку близких к целям и принципам програм­мы новаций.

Основными средствами организационного сопровождения процес­са программирования являются: нормативно-правовые, материально-финансовые, организационно-технические и информационные.

Нормативно-правовое сопровождение обусловлено принятием тем или иным уровнем представительной власти соответствующего зако­на, благоприятствующего реализации целей и задач заявленной про­граммы.

Материально-финансовое обеспечение предполагает создание ста­бильного источника покрытия расходов, связанных с реализацией пунктов программы.

Организационно-техническое сопровождение базируется на форму­лировке ряда ключевых индикаторов, по которым отслеживается вы­полнение промежуточных целей программы ответственными испол­нителями.

Информационное сопровождение направлено на освещение про­цесса разработки и реализации программы в средствах массовой ин­формации, что создает благоприятный социальный фон и облегчает доступ к участию в этой программе тех, на кого она непосредственно и направлена.

Интеграция программ в контекст политических решений

Одним из ключевых свойств режима программирования является легитимность и общепризнанность полученных результатов. Поэтому важно, чтобы эти результаты стали составной частью политической стратегии территориальной власти и послужили отправной точкой в процессе выбора социально-экономических приоритетов.


Механизм реализации этого этапа включает в себя перевод про­граммных целей в форму политических решений, целесообразность ко­торых последовательно подчеркивается серией типовых мероприятий.

К ним следует отнести: сбор подписей в поддержку данного реше­ния, прохождение предусмотренного законодательством порядка рас­смотрения и принятия решения, лоббирование решения через своих представителей в органах власти и пр.

Проиллюстрировать пошаговое представление программных целей и задач позволит тест, результаты которого приведены в табл. 4.6. Там же отражены конкретные меры, направленные на разрешение одной из заявленных в программе проблем — отсутствия коммуникативного поля, обеспечивающего свободный обмен (информационный, кадро­вый) между высшими и нижними уровнями муниципального управ­ления, органами местного самоуправления и территориального об­щественного самоуправления. Разработка теста выполнена автором в составе творческого коллектива в рамках реализации российско-бри­танского проекта по разработке стратегического плана развития горо­да на принципах устойчивости [29].

Методологический смысл теста заключен в выработке последова­тельной серии действий различных участников процесса программи­рования, направленных на сближение их интересов и преодоление рас­согласованности.

В основе этой рассогласованности лежит неустойчивый характер контактов между основными субъектами, образующими систему мест­ного самоуправления, тормозящий процессы формирования и реали­зации местной инициативы и обусловливающий необходимость вме­шательства в дела местного значения органов власти вышестоящего звена управления.

Налаживание контактов образует важнейшее условие формирова­ния первичных признаков самоорганизующегося социального образо­вания, составляющего основу гражданского общества.

Характерной чертой представленного теста является определение баланса интересов и ограничений, вступающих во взаимодействие субъектов, а также имеющиеся у них организационные и социальные ресурсы в реализации собственных интересов. Выбор субъектов, со­ставляющих основу взаимодействия местных сообществ, продиктован их ролью в процессе становления гражданского общества, а также про­явлением типовых проблем, источниками которых и является отсут­ствие эффективного взаимодействия между ними. Этот раздел явля­ется составной частью разработанной автором в 2003 г. программы развития комитетов территориального общественного самоуправле­ния в городе Омске.


Отличительной особенностью этой программы является ее вектор, имеющий ориентацию снизу вверх, что составляет важнейшее требо­вание использования режима программирования в развитии местных сообществ. Поддержка этой ориентации возможна лишь при активном участии в процессе разработки программы тех, кого она непосред­ственно касается. Представленный тест имеет значение как прообраз тех действий, которые необходимо совершить его участниками для решения проблемной задачи.

Тестирование одной из проблем в развитии одной из значимых об­щественных организаций может быть встроено в качестве составной части комплексной программы развития КТОС, разработанной по результатам серии организационно-деятельностных игр с председа­телями и специалистами комитетов, на основе которой были выработа­ны приоритетные направления их развития, нашедшие воплощение в разработке Концепции развития комитетов территориального обще­ственного самоуправления на период 2004-2010 гг.

Основным стимулом в проведении этих игр стала осознанная необ­ходимость в выработке эффективных мер по нейтрализации актуаль­ных для субъекта программирования проблем, выявленных в ходе широкого общественногообсуждения. Характерной чертой програм­мирования является максимально открытый и доступный режим обсуждения перспективных направлений в развитии организации (тер­риториального образования), нацеленный не только отобрать опти­мальный вариант выхода из сложившейся ситуации, но и сделать этот выбор общественно признанным, и потому наиболее взвешенным и прак­тически реализуемым. Процедура программирования может быть осу­ществлена в любой из представленных выше форм (организационно-деятельностной или деловой игры, кейс-обсуждения, семинара и пр.) и избирается исходя из целей программы, ее масштаба и степени во­влеченности в нее заинтересованных сторон.

Достижение результата, положенного в основу процедуры, стано­вится возможным в процессе преодоления четырех этапов:

316

Оглавление

На первом этапе — подготовительном — проводится сбор инфор­мации, подбирается оптимальная форма организации обсуждения, комплектуются рабочие группы, в которых должен быть реализо­ван интерактивный режим обсуждения, разрабатывается сценарий обсуждения, формулируются проблемы, выносимые на обсуждение, а также составляется смета расходов на проведение всего меропри­ятия.

На втором этапе — постановочном — производится оценка ситуа­ции, подбираются показатели, характеризующие возможность изме­нения этой ситуации, определяется место организации (территори­ального образования) в системе общественного разделения труда, ее конкурентоспособность, привлекательность среди партнеров и насе­ления.


На третьем этапе — диагностическом — проводится диагностика проблемной ситуации, в ходе которой определяются узкие места в деятельности исследуемой практики субъекта программирования, обозначаются проблемы, факторы их вызывающие, участники и парт­неры, взаимодействие с которыми способно усугубить остроту сто­ящих перед субъектом проблем, а также ожидаемые результаты, к которым должно привести позитивное разрешение поставленных про­блем.

На четвертом этапе — проектном — определяются конкретные шаги, способные ослабить негативное влияние стоящих перед субъектом программирования проблем, имеющиеся для достижения этих целей ресурсы, подбираются партнеры, готовые оказать помощь в решении поставленных целей, а также вспомогательные средства, позволяющие придать этому процессу благоприятный рабочий климат.

В результате проведенной работы аккумулируются все прозвуча­вшие в ходе обсуждения замечания и предложения, оценивается их результативность и ресурсная обеспеченность, намечаются первооче­редные действия по достижению актуализированных целей, лежа­щих в основе проектируемой программы.

Примером действий по программированию в государственной и му­ниципальной сфере является, к примеру, работа по разработке страте­гических планов в развитии территориальных образований, получи­вшая распространение с 1996 г. как способ установления прозрачных и осознанных ориентиров в развитии территориальных сообществ, сформулированных приоритетов, принимаемых во внимание при рас­пределении материальных средств со стороны вышестоящих бюджет­ных уровней.

Оглавление

317