Файл: ответственность за нарушения таможенных правил.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Механизм рассмотрения дел о нарушении таможенных правил.

Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил производится поэтапно. Каждый из этапов рассмотрения дела о нарушении таможенных правил имеет свою подробную регламентацию, призванную дополнительно гарантировать права лиц, привлекаемых к ответственности.

На первом, подготовительном, этапе решается вопрос о возможности рассмотрения дела. Должностное лицо таможенного органа, получив материалы дела, должно разрешить ряд вопросов в целях создания условий для рассмотрения дела по существу: соответствует ли рассматриваемый материал компетенции должностного лица таможенного органа, оформлены ли материалы дела в соответствии с требованиями Таможенного кодекса. Убедившись, что протоколы и другие материалы дела соответствуют требованиям закона, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело, должно выяснить, не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение дела.

Следующий вопрос, который необходимо выяснить при подготовке к рассмотрению дела, это достаточность собранных по делу материалов для его рассмотрения по существу, и не подлежит ли оно возвращению для дополнительного производства. Решая вопрос о достаточности собранных по делу материалов для его рассмотрения по существу, следует иметь в виду полноту выяснения обстоятельств. Если при производстве по делу такие обстоятельства исследованы не полно, например, отсутствуют данные о времени, месте, способе совершения нарушения таможенных правил, то налицо недостаточность материалов, что может воспрепятствовать рассмотрению дела и вынесению по нему решения.

Установив, что материалов для рассмотрения дела недостаточно в результате неполноты производства по делу, должностное лицо принимает решение о возвращении его для дополнительного производства.

Кроме неполноты, основаниями для возвращения дела для дополнительного производства могут служить иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела. В качестве таких обстоятельств можно назвать основания к отмене или изменению постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил или о прекращении производства по делу.

Решение о возвращении дела для дополнительного производства составляется в письменной форме и направляется таможенному органу либо должностному лицу таможенного органа, которым поручается проведение дополнительного производства. Такое решение должно быть мотивированным, с указанием причины возврата дела для дополнительного производства и обстоятельств, которые должны быть дополнительно выяснены.


Исследовав материалы, собранные по делу, должностное лицо таможенного органа приступает к рассмотрению дела. С целью индивидуализации ответственности за производство по делу практика выработала требование, в соответствии с которым должностное лицо, которому поручено производство по делу, выносит постановление о принятии дела к своему производству, которое утверждается начальником таможенного органа или его заместителем.

На втором этапе осуществляется непосредственное исследование обстоятельств совершения нарушения таможенных правил. Проверяются не только все доказательства, собранные в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил, и обоснованность выводов о совершении физическим или юридическим лицом правонарушения, но и дополнительные доказательства, которые представляются лицами, привлекаемыми к ответственности, их адвокатами или представителями. В необходимых случаях при рассмотрении дела назначается проведение различных экспертиз и проводятся другие процессуальные действия.

Производство по делу ведется на русском языке, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, в производстве по делу о нарушении таможенных правил.

При рассмотрении дела о нарушении таможенных правил требуют выяснения следующие вопросы:

- было ли совершено нарушение таможенных правил;

- виновно ли физическое лицо или должностное лицо, привлекаемое к ответственности, в его совершении;

- подлежит ли лицо ответственности;

- имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил;

- другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Материалы о совершении лицом нарушения таможенных правил могут поступить в таможенный орган после проведения проверки в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, завершившейся отказом в возбуждении уголовного дела, либо после прекращения уголовного дела. В таком случае срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела.

Возможны ситуации, когда лицо совершает несколько нарушений таможенных правил в течение какого-то периода времени. В таком случае течение срока наложения взыскания прерывается и исчисление срока начинается с момента обнаружения нового правонарушения.


При совершении одним лицом двух или более правонарушений действует правило, согласно которому взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строго наказания более строгим.

Установив, что лицо подлежит ответственности, необходимо установить имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил

Третьим этапом рассмотрения дела является вынесение постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил.

Постановление по делу о нарушении таможенных правил - это решение должностного лица таможенного органа, принятое в результате рассмотрения дела.

Предусматривает пять видов постановлений, которые могут быть вынесены в результате рассмотрения дела:

1) о наложении взыскания;

2) о прекращении производства по делу;

3) о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;

4) о направлении материалов в другие правоохранительные органы Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;

5) о возвращении дела для дополнительного производства.

Закон предъявляет определенные требования к содержанию постановления по делу о нарушении таможенных правил, анализ которых позволяет сделать вывод, что постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и постановляющей.

Во вводной части указываются: наименование таможенного органа Российской Федерации, от имени которого вынесено постановление; должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление; сведения о дате и месте рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривалось дело, если это лицо установлено. На необходимость полного отражения данных о лице, в отношении которого выносится постановление, отмечается в письме ФТС России, в соответствии с которым при привлечении по делу к ответственности юридического лица следует указывать сведения о представителе этого лица (фамилию, имя, отчество, полномочия).

В описательной части должны быть изложены: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; указание на статью, предусматривающую ответственность за нарушение таможенных правил.


В постановляющей части содержатся: принятое по делу решение; сведения о сроках и порядке обжалования постановления.

Упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил

Наряду с общим порядком производства закон предусматривает упрощенную форму применения взыскания за нарушение таможенных правил. Упрощенная форма представляет собой некоторые изъятия из общего порядка и направлена на обеспечение ускоренного рассмотрения ряда составов таможенных правонарушений, перечисленных в законе, но не снижающих общих требований к всесторонности, объективности и полноте выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения.

Во-первых, упрощенная форма может использоваться только в отношении ряда нарушений таможенных правил, во-вторых, ее использование возможно лишь с назначением определенных видов взысканий, в-третьих, к использованию упрощенной формы необходимо определенное отношение лица, совершившего нарушение таможенных правил.

Использования упрощенной формы за нарушение таможенных правил является наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа.

Использование упрощенной формы применения взыскания возможно в отношении физических или должностных лиц при достижении ими 18-летнего возраста, и если они могут самостоятельно в полном объеме сами осуществлять свое право на защиту.

В случае использования упрощенной формы взыскания в отношении организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, необходимо, чтобы в момент обнаружения правонарушения присутствовал руководитель или его заместитель, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо их уполномоченный на то представитель.

Необходимо, чтобы указанные выше лица признали факт совершения нарушения таможенных правил, свою виновность (для физических и должностных лиц), выразили согласие на использование упрощенной формы взыскания и готовность реально уплатить штраф, если его применение возможно в соответствии с санкцией статьи.

Изъятия из общего порядка ведения производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения при использовании упрощенной формы выражаются в следующем:

- дело о нарушении таможенных правил не возбуждается;

- протокол о правонарушении не составляется;


- процессуальные действия не проводятся;

- взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения таможенных правил.

При установлении обстоятельств, при наличии которых возможно использование упрощенной формы взыскания, должностное лицо таможенного органа составляет акт о наложении взыскания. Упрощенная форма применения взыскания может использоваться только наиболее профессионально подготовленными должностными лицами таможенных органов, обладающими навыками ведения производства по делам о нарушении таможенных правил. Такими должностными лицами могут быть как должностные лица правоохранительного блока таможенного органа, так и иных структурных подразделений таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

Для наделения должностного лица полномочиями по применению взыскания в упрощенной форме начальник структурного подразделения таможенного органа подает докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, с ходатайством о наделения должностного лица его подразделения такими полномочиями.

Ходатайство должно быть согласовано с заместителем начальника таможенного органа, в подчинении которого находится это подразделение, с заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной работе, с отделами таможенных расследований и собственной безопасности.

Должностные лица, в отношении которых подается ходатайство, должны обладать знаниями правовых основ применения взыскания в упрощенной форме. Начальник отдела таможенных расследований при согласовании ходатайства должен принять зачеты у кандидата с целью определения его правовых знаний.

В завершение процедуры начальник таможенного органа или лицо, его замещающее, издает приказ о наделении конкретных должностных лиц полномочиями на применение взыскания в упрощенной форме.

Взимание денежных средств в виде штрафов может осуществлять должностное лицо, назначенное приказом руководителя таможенного органа и заключившее договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Перед заключением договора начальник таможенного органа обязан ознакомить должностное лицо с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Акт о наложении взыскания составляется по форме, установленной ФТС России. Акт состоит из трех частей - вводной, описательной и постановляющей.