ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Таможенное регулирование торговых операций
Общеправовые принципы Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики
Единство таможенной территории Таможенного союза
Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация
Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности
Специальные принципы Таможенный протекционизм
Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей
Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере регулирования таможенных платежей
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе Российского права
Общая характеристика основных источников правового регулирования внешнеторговой деятельности
Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере регулирования таможенных платежей
Специфика внешнеторгового регулирования предопределяет то решающее воздействие, которое оказывает координация внешнеторговой политики на международном уровне на национальный механизм государственного регулирования в сфере внешней торговли.
Российская Федерация развивает сотрудничество с зарубежными странами в сфере международной торговли на двустороннем, региональном и универсальном уровне.
Двусторонние контакты являются, безусловно, самыми многочисленными. Наиболее характерный пример регионального сотрудничества — сотрудничество в рамках СНГ. Наконец, деятельность Российской Федерации в универсальных международных организациях (ООН, ЮНКТАД, Всемирная таможенная организация и др.) дает пример международного сотрудничества.
Основные принципы сотрудничества в международной сфере зафиксированы в Уставе ООН и являются обязательствами высшего порядка, которые не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.
К международному регулированию экономических отношений, в том числе и в сфере внешней торговли, применимы такие общие принципы межгосударственного сотрудничества, как равноправие, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, добросовестное выполнение международных обязательств, недискриминация, взаимность, взаимная выгода и др.
Наряду с общими принципами выделяются также принципы специальные, характерные исключительно для сферы торговых отношений, среди которых особого внимания заслуживают:
- принцип тарифных уступок;
- принцип наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации);
- принцип тарифных преференций наименее развитым странам.
Предоставление тарифных уступок касается организации многосторонних переговоров (конференций) по таможенным тарифам. В основе этого принципа лежит механизм ограничения размера таможенной пошлины на конкретные тарифные позиции отдельных государств. Таможенная пошлина считается «ограниченной», если достигнуто, хотя бы одно из следующих соглашений:
а) соглашение о снижении пошлины до определенного уровня;
б) соглашение не поднимать пошлину выше существующего уровня;
в) соглашение не поднимать пошлину выше определенного уровня.
Принцип тарифных уступок непосредственно связан с принципом наибольшего благоприятствования. Эта связь обнаруживается в требовании к странам-участницам тарифных переговоров распространять достигнутые тарифные уступки не только на страны, которые непосредственно участвовали в переговорах, и в отношении которых была оговорена такая уступка (за некоторыми исключениями).
Принцип наибольшего благоприятствования представляет собой торгово-политический режим, в силу которого одно государство предоставляет другому государству, его юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или иных областях такой же режим, который предоставляется или будет предоставляться в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.
Важное уточнение принципа наибольшего благоприятствования применительно к обязательным платежам содержится в ст. I Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ): «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон».
Все вышеприведенные варианты определения режима наибольшего благоприятствования (РНБ) сводятся по существу к следующему: при РНБ стороны обязуются предоставить друг другу все выгоды, которые они предоставили в прошлом или предоставят в будущем какому-либо третьему государству.
Принцип тарифных преференций наименее развитым странам также нашел свое закрепление в тексте ГАТТ. К тексту этого универсального Соглашения было сделано следующее дополнение: «Развитые договаривающиеся страны не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров для торговли от менее развитых договаривающихся сторон» (ст. XXXVI). В ходе переговоров в рамках Токио-раунда (ноябрь 1979 г.) было позволено тарифные преференции в пользу развивающихся стран или между ними не распространять на развитые страны, юридически закрепив это исключение из принципа наибольшего благоприятствования.
Преференции в данном случае — это льготы, предоставляемые одним государством в торговле с другим государством или группой государств. В области таможенного обложения в силу режима преференции одним государством могут устанавливаться ввозные пошлины для всех или нескольких товаров отдельных стран, которые не будут распространяться на товары прочих стран.
Принципы преференциального режима для развивающихся стран представляют собой временное исключение в пользу этих стран из принципов суверенного равенства, недискриминации и режима наибольшего благоприятствования. Такого рода изъятие из указанных принципов является не только правомерным, но и прогрессивным, поскольку оно является частью общих мероприятий по созданию нового, более справедливого порядка в международных экономических отношениях.
Российская практика предоставления преференциального режима в отношении развивающихся стран предусматривает три вида таких тарифных преференций:
освобождение от уплаты таможенной пошлины;
снижение ставок таможенных пошлин;
установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
В настоящее время активно дискутируется вопрос о целесообразности вступления России в ВТО. Считается, что вступление России в ВТО будет способствовать большей интеграции российской экономики в мировое хозяйство и систему международных экономических отношений. Кроме того, «связывание» отдельных позиций российского импортного тарифа сделает нашу таможенную политику более стабильной и предсказуемой, будет содействовать созданию в Российской Федерации более благоприятного инвестиционного климата. Наконец, находясь в системе ВТО, Россия получит возможность усилить защиту от торговой дискриминации на иностранных рынках, используя, например, процедуры разрешения торговых споров, предусмотренные ГАТТ.
В то же время присоединение России к ВТО может иметь и серьезные негативные последствия, связанные с усилением иностранной конкуренции для неокрепшей российской экономики, прежде всего в аграрном секторе. Таким образом, принятие Россией обязательств в связи с вступлением в ВТО должно учитывать современные реалии социально-экономического положения России: принимать в расчет текущую внутриэкономическую ситуацию и опираться на собственные планы экономических преобразований.
Занятие №2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РОССИЙСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОI'О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Международные договоры как средство регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Регулирование внешнеэкономических деятельности осуществляется целой системой международных правовых актов.
В настоящее время на мировом уровне наиболее значительные действия в этой области международного сотрудничества, принесшие уже заметные положительные результаты, предпринимают Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Международный институт унификации частного права (УНИДРУА).
Комиссия ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ (от англ. United Nations Commission on International Tradе Law - UNCITRAL) - вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 г. в целях содействия развитию права международной торговли.
В области правового регулирования отношений, связанных с международной торговлей, ЮНСИТРАЛ подготовила:
1) Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.) - устанавливает унифицированные правила, относящиеся к периоду времени, в течение которого должны быть начаты юридические действия, имеющие своим источником договор международной купли-продажи товаров (дополнена Протоколом, созданным в 1980 г. в связи с принятием Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров).
2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция ООН 1980 г.) - результат унификации материально-правовых норм, регулирующих коммерческие сделки. Вступила в силу 1 января 1988 г. (СССР присоединился в мае 1990 г.). Конвенция разрешает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение в сфере международного коммерческого оборота. К ним относятся:
• юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров (международного коммерческого контракта);
• порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами;
• форма контрактов;
• основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя;
• ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.
Конвенция содержит принципы регулирования трех важных аспектов, предваряющих основной вопрос о применимом праве, которые затрагивают: