Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1032

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

...Социальная направленность в своем высшем про­явлении — это любовь.

Шпрангер Э. Основные индивидуальные типы индивидуальности // |Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 58.

Вопрос к читателям: Из шести типов индивидуальности, выделяемых Э. Шпрангером (экономический,

126

СТРУКТУРА ОБЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

antonov 7 1

127

Схема 6—2

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ТИПЫ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ (депривации) В XV-ХХ вв. В ЕВРОПЕ* (с сокращениями)

antonov 7 2

128

теоретический, познавательный, социальный, политичес­кий или религиозный), какой именно полнее всего прояв­ляется в семье?

Речь идет о формировании в семье гибкой переключаемое™ ре­бенка с кода поведения "среди своих" на код "среди чужих" и обратно.

Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что "мы свои".

Оппозиция своего и чужого распространяется и на общезначимые ценности. Так, было бы дико, если бы дома, в семье близкие люди вели себя как начальники и подчиненные и т.п. Такая тенденция характерна для учреждений общественного воспитания, для детских домов и приютов, воспитатели которых стремятся к тому, чтобы дети, находясь у себя дома, вели себя как "на людях" по "полным" нормам социального поведения.

Однако общечеловеческая норма "своего" поведения в стенах сво­его дома отменяет служебную субординацию и требует, чтобы, на­пример, гость, даже если он генерал и вообще начальник, вел себя именно как гость и чтобы хозяева не вытягивались перед ним во фрунт, даже будучи в действительности вне домашней жизни его подчиненными.

Как известно, в разного рода неформальных группах и кликах (например, подростковых) эта тенденция "свойскости", временной отмены общезначимого абсолютизируется. Поэтому семья противо­стоит гипертрофии "чужести", навязываемых детям в приютах, и свирепости "мы свои", обнаруживаемой в шайках и кликах (свое­образным проявлением этого является присущее диким племе­нам людоедов убеждение, что они никаким людоедством не зани­маются: "Мы нас не ели, мы их ели, потому что они — не мы", т.е. не люди).

Именно в семье закладываются основы умения быстро переклю­чаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагопо­лучной) привить детям умение отменять там, где надо,общечеловеческое или ущемлять исконно свое. Именно поэтому важно изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы подобного влияния семьи на социализацию личности, характеризую­щейся гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля.


Нуклеарная семья является той изначальной социальной матри­цей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка прежде всего на членов семьи

129

Схема 63 СХЕМА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

antonov 7 3

и других родственников и лишь затем — на социальное окружение в общество в целом. Для социолога важно знать, как именно в семье индивид (в момент рождения — еще только предпосылка и предусло­вие человека) делается личностью.

Недостаточно сказать только о конечном результате, надо рас­крыть и механизмы социализации. Это заставляет взглянуть на по­этапное формирование личности с точки зрения вклада семьи в становление механизма, управляющего поведением, т.е. в формиро­вание структуры диспозиционной регуляции индивидуального пове­дения.

Поскольку человек существует в истории и изменяется не за счет анатомических трансформаций или только наследственности, а бла­годаря изменениям своего поведения и культуры, постольку резуль­таты действий зависят не просто от сочетания внутренних и внешних предпосылок, а от личностного определения возникающих жизнен­ных ситуаций, т.е., говоря другими словами, от их индивидуальной оценки.

Диспозиционная структура и раскрывает поведенческий механизм этого определения ситуаций. Итак, схема поведения личности такова (схема 6—З)1.

Индивид рождается с генетически заданным набором физиологи­ческих потребностей. Но это рождение происходит в разных по социально-экономическим условиям семьях (семейных ситуациях). Поэ­тому, анализируя процесс социализации, следует выделять типиче­ские ситуации в семьях разного типа, различным образом воздейст­вующие на удовлетворение тех или иных потребностей.

Иными словами, надо знать, какие именно семейные ситуации по фазам семейного цикла и каким образом влияют на те или иные конкретные потребности социализируемого ребенка.

В разных теориях социализации подчеркиваются и разные аспекты семейной социализации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой.

130

Наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначим. Оно определя­ется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым — дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаме­натель — наши притязания:


Успех Самоуважение - Притязания .

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а борьбе не предвидится исхода.

Джемс У. Личность // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 67.

Вопрос к читателям: Самоуважение можно повы­сить минимизацией притязаний и максимизацией дости­жений... Как определить оптимальную меру между этими двумя тенденциями?

В психоанализе внимание фокусируется на инстинктивных влече­ниях и на роли бессознательного. Семейные ситуации типологизиру-ются по взаимоотношениям матери — сына, отца — дочери. Среди потребностей выделяется либидо (половое влечение). Изначальная социокультурная конфликтность внутрисемейных ролей родителей и детей обнаруживается, согласно психоанализу, уже в самых ранних детских возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то активизирует влечения взрослого всю его оставшуюся жизнь (де­терминированность взрослой жизни опытом детства, семейной соци­ализацией в детстве, завершением воспитания в дошкольный пери­од) . Психоанализ интересен структурированием личности как взаи­модействия противоречащих друг другу "Сверх-Я" ("Super Ego"> и Оно ("Id"), достигающих уравновешивания в "Я" ("Ego").

Мы преднамеренно отказываемся от развития в себе лишь того, в чем не надеемся достигнуть успеха. Таким-то образом наш альтруизм является "вынужденной доброде­телью", и циники, описывая наш прогресс в морали, не совсем лишены оснований напоминать при этом об изве­стной басне про лисицу и виноград.

Джемс У. Личность // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 69.

131

Вопрос к читателям: Получается, что многие из наших достижений всего лишь прикрытие наших несбыв­шихся намерений, нашей неполноценности? Можно ли установить эмпирические индикаторы уровня притязаний и достижений?

Среди диспозиций центральное место принадлежит Я как главной ценности личности. Поэтому фрейдовская трактовка Я как регулято­ра между половым влечением к родителю противоположного пола и социальным ограничением этого влечения интересна не содержа­тельным конфликтом между сексуальным и социальным, а модели­рованием конфликта между обществом и личностью в самой струк­туре человеческого Я. Важно, что подобная амбивалентность Я обна­руживается с первых дней социализации и что в психоанализе пока­зан механизм самоограничения Я, формирования совести или соци­альной ответственности личности, умения подчинять индивидуаль­ное общему. Любовь или ненависть к родителям порождают чувство вины и разные формы сублимации этих чувств.


Есть очень много мудрости в словах Ницше: "Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как". Я вижу в этих словах девиз, который справедлив для любой психо­терапии. В нацистском концлагере можно было наблю­дать, что те, кто знал, что есть некая задача, которая ждет своего решения и осуществления, были более способны выжить.

Что касается меня, то когда меня забрали в концент­рационный лагерь Освенцима, моя рукопись, уже готовая к публикации, была конфискована. Конечно же, только глубокое стремление написать эту рукопись заново помог­ло мне выдержать зверства лагерной жизни. Например, когда я заболел тифом, то, лежа на нарах, я записал на маленьких листочках много разных заметок, важных при переделке рукописи, как будто я уже дожил до освобож­дения. Я уверен, что эта переработка потерянной рукопи­си в темных бараках концентрационного лагеря Баварии помогла мне преодолеть опасный коллапс.

Я считаю опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, "гомеостазис". На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а ско­рее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не есть просто снятие напряжения любыми

132

способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено. Человеку требуется не равновесие, а то, что я называю "нусодинамикой", т.е. духовной динамикой в рамках полярного напряжения, где один полюс представляет со­бой смысл, цель, которая будет реализована, а второй полюс — человека, который должен осуществить эту цель.

Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 121-122.

В когнитивных теориях, акцентирующих рациональность чело­веческого поведения, роль семьи обнаруживается в моральном раз­витии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к ре­лятивизму Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, т.е. помещая его в центр Вселенной. Любовь и забота родителей, согласно этой точке зрения, укрепляют этот "реализм", когда мир искривляется под себя и когда оказывается невозможной подлинная кооперация с другими.

В этот же период (до 6-7 лет) зависимость ребенка как младшего от старших связана с его эмоциональной односторонностью по отно­шению к родителям, чувствами "слепой" привязанности и любви. Именно это, кстати, больше всего нравится в малышах малодетным родителям (бэби-комплекс).


Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, во­влечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание в старом, проповедническом смысле слова. Они занима­ются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд — радости". Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску... поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому".

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 110.

В полноценной семье после 7-8 лет освобождение ребенка от пут эгоцентризма, "реализма" и зависимого почитания родителей идет

133

быстрее. Но процесс формирования более релятивистской картины мира может задерживаться. И тогда в среде сверстников могут разгораться бои за навязывание своей Я-центристской концепции другим. Причем обычно все успехи приписываются себе, своим способностям, а неудачи — обстоятельствам, "помехам" со стороны других. "Хорошая" социализация в семье позволяет избежать этой тенденции, формирует социально компетентную личность, способную брать ответственность на себя, а не списывать все на неблагоприятные условия2.

В теории Дж. Мида процесс формирования Я рассматривается как своего рода отход от центристской тенденции, как включение в свой мир других людей, как, с другой стороны, умение войти в их роль Подражая родителям, ребенок учится входить в роль и выходить из нее, но, главное, он научается видеть себя со стороны. "Я-образ" ("отраженное Я", "Looking-glass Self) — это представление о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для ребенка, тем больше вероятность, что Я-образ будет формироваться под влия­нием оценок этих "значимых других".

При общении ребенка с отдельными "другими" начинает форми­роваться обобщенный образ своего Я, причем лучше всего это проис­ходит не при парном взаимодействии, а в групповых интеракциях.

"Генерализованный другой" — это обобщенный образ других, который легче конструируется в группах, а не в диадных (парных) контактах. В сплоченных семьях "генерализованный другой" иден­тифицируется с семейным МЫ и Я-образ складывается не как про­стая сумма образов других людей, а как концепция Я, присущая "генерализованному другому". Чем интегрированнее семья, тем не­противоречивей Я-концепция ребенка.