Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1019

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно современным представлениям, репродуктивные мотивы, или мотивы рождаемости, подразделяются на экономические, соци­альные и психологические.

Экономические мотивы рождения детей — это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достига­ются) определенные экономические цели, то есть цели, связанные со

222

стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повы­сить (или сохранить) экономический статус. Если рождение детей не ведет ни к каким экономическим выгодам или не предполагает их, то это следует понимать как отсутствие экономических мотивов рожде­ния. Заметим, что экономические мотивы — это тоже мотивы, то есть психологические феномены. Экономическими же их делает их содержание, то есть те цели именно экономического характера, кото­рые выражаются через соответствующие мотивы.

Социальные мотивы — это мотивы, которые побуждают к рож­дению определенного числа детей в пределах бытующих социокуль­турных норм детности и которые являются индивидуальной реак­цией на эти нормы. Определенный конформизм по отношению к социокультурным нормам (в том числе репродуктивным), то есть свойственное большинству желание жить, "как все", является отли­чительной чертой всякого (и репродуктивного тоже) поведения. Со­циальные мотивы и отражают это стремление, подкрепляемое разно­го рода стимулами морального и социального (престижно-статусно­го) плана.

Социальные мотивы существуют там и тогда, где и когда действу­ют стимулы, означающие, к примеру, укрепление или повышение социального статуса, рост авторитета и престижа в глазах окружаю­щих и т.д. и т.п. Напротив, там, где нет таких стимулов, льгот и "выгод", там нет и социальных мотивов рождения определенного числа детей. Скажем, в современной городской малодетной среде родители трех или более детей подвергаются негативным социаль­но-психологическим санкциям. Они могут становиться и становятся предметом насмешек, морального осуждения и других видов нега­тивного общественного мнения.

Психологические мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологи­ческие, как бы внутренние цели личности. Они отражают не об­щественную, а исключительно личную заинтересованность в рожде­нии определенного числа детей. Психологические мотивы четко раз­деляются на два класса в зависимости от того, идет ли речь об отношениях, в которых родители выступают как субъекты или как объекты.


Первый класс мотивов (где родители — субъекты) связан с теми чувствами и стремлениями, которые идут от родителей к детям (же­лание проявить заботу о ребенке, любовь к нему, желание опекать его, направлять его развитие и т.п.).

223

Другой класс мотивов (где родители — объекты) объединяет все, что через общение с детьми удовлетворяет потребность родителей быть объектами чувств, идущих к ним от детей (потребность в любви и уважении, в смысле жизни, обретаемом через детей, стремление продолжить в детях себя или какие-либо свои качества и свойства и т.п.).

Соотношение в структуре репродуктивной мотивации экономиче­ских, социальных и психологических мотивов не остается неизмен­ным. Оно меняется от эпохи к эпохе, отражая глобальный процесс исторического отмирания многодетности. Общая тенденция здесь со­стоит в том, что постепенно ослабевают или даже сходят на "нет" экономические и социальные мотивы рождения нескольких детей в семье, а на первый план выходят психологические, внутренние мотивы.

Мы рассмотрели ведущий компонент системы диспозиционной регуляции репродуктивного поведения — потребность в детях, ее структуру и содержание. Но, как уже неоднократно подчеркивалось выше, потребность в детях управляет репродуктивным поведением, только взаимодействуя с ситуациями образа жизни, в которых про­исходит ее удовлетворение. Поэтому мы переходим теперь к рассмот­рению ситуаций образа жизни (условий жизни), в которых происхо­дит удовлетворение потребности в детях. Именно взаимодействуя с ними, подчеркнем еще раз, последняя только и может управлять репродуктивным поведением.

Повседневная жизнь семьи складывается из потока беспрерывно сменяющих друг друга ситуаций. Часть из них не зависит от жела­ния и действий людей, каждого отдельного человека, каждой отдель­ной семьи. Другие создаются или изменяются ими, что раздвигает или сужает объективно существующие пределы человеческой жизне­деятельности, возможность принимать те или иные решения, совер­шать те или иные действия и поступки, в том числе в сфере репро­дуктивного поведения.

В своей будничной жизни люди ставят перед собой различные цели, стремятся к их достижению, что-то делают ради этого, прак­тически не задумываясь над тем, как все это скажется на их репро­дуктивном поведении, и даже, может быть, и не подозревая о суще­ствовании самого этого слова. Однако независимо от этого в итогах их репродуктивного поведения проявляется определенная последова­тельность, повторяемость определенных событий, общая для многих и многих семей. И эта последовательность зависит от большого числа обстоятельств, складывающихся в жизни, начиная от особенностей микросреды, в которой выпало жить семье, и кончая общей, глобаль-


224

ной общественно-исторической (экономической, социальной, эколо­гической, внутри- и внешнеполитической и пр.) обстановкой.

Все эти обстоятельства жизни, все эти, говоря строго, социальные ситуации, в которых проходит жизнь семьи, можно классифициро­вать по-разному.

Первым и самым важным, с точки зрения анализа репродуктив­ного поведения, основанием такой классификации является то, спо­собствует или препятствует та или иная социальная ситуация рожде­нию очередного (в том числе и первого) ребенка. Причем важна не сама по себе ситуация, а то, как она оценивается (определяется) супругами. Известно, что объективно неблагоприятные условия мо­гут считаться вполне достаточными для очередного рождения, а, напротив, вроде бы благоприятные, хорошие — недостаточными. Поэтому и необходимо выделять в структуре поведения психологиче­ское определение семейных ситуаций как условий удовлетворения имеющейся потребности в детях и выяснять, отчего зависит эта оценка.

Другим важным критерием различения ситуаций служит их устойчивость во времени, продолжительность. По этому критерию можно выделить три уровня ситуаций:

ситуации повседневной жизни. По своему характеру — это предметные ситуации, создаваемые конкретной и быстро меняющей­ся средой. В сфере репродуктивного поведения — это так называемые репродуктивные ситуации, то есть внешние фиксируемые события репродуктивного цикла (наступление/ненаступление беременности, спонтанный аборт, рождение мертвого ребенка и т.д.);

ситуации семейного образа жизни лишь опосредованно связа­ны с репродуктивным поведением. Они включают в себя условия жизнедеятельности в сфере труда, досуга и семьи. Это и влияние профессиональной деятельности, и ситуации общения с родствен­никами, соседями, друзьями и другими агентами микросреды. Си­туации семейного образа жизни — это фон, на котором разверты­вается репродуктивное поведение. Поскольку семья — это малая группа, то эти ситуации включают в себя и внутригрупповую дина­мику;

общие ситуации связаны с глобальной общественно-истори­ческой обстановкой. Они наиболее продолжительны во времени, на­иболее устойчивы с точки зрения сроков жизни семьи (хотя мо­гут быть и краткосрочные ситуации). В общих ситуациях отраж­аются условия жизни в городе и на селе, на определенных террито­риях, этническая специфика и т.п. Сюда же относятся и ситуации,

225

связанные с разного рода неблагоприятными или катастрофически­ми процессами — войнами, стихийными бедствиями и пр. Здесь же и общая социально-экономическая и политическая обстановка,.в том числе и степень ее стабильности и предсказуемости.


Из всего вышеперечисленного самыми определенными, поддаю­щимися четкой фиксации и классификации являются репродук­тивные ситуации. Их набор конечен и известен, что позволяет ис­пользовать их в анализе и моделировании репродуктивного пове­дения 18.

Сама специфика репродуктивного процесса, то, что он разверты­вается под действием как физиологических факторов, так и социаль­ного контроля (то есть той или иной "степени вмешательства" в репродуктивный цикл), предопределяет, что в центре внимания (и семей, и исследователей) всегда оказываются ситуации отказа от зачатия, беременности и рождения.

В малодетной среде (а к ней принадлежит не только большинство населения в нашей стране и в других так называемых развитых странах, но и практически все исследователи репродуктивного по­ведения), так вот, в малодетной среде очевиден факт постоянного применения контрацепции. Отказ от нее возможен лишь в тече­ние весьма краткого периода времени (пока не родится первый или, реже, второй ребенок), что обусловливает возникновение проч­ной психологической сцепленности сексуального поведения в браке с контрацептивным поведением, с вмешательством в репродуктив­ный цикл.

Современные малодетные супруги постоянно помнят, что они "должны" непрерывно ограничивать свою плодовитость, предотвра­щать зачатия или рождения, чтобы не допустить рождения детей сверх того их числа, которое диктуется их потребностью в детях.

Отсюда и возникает тенденция здравого смысла рассматривать малодетное репродуктивное поведение как "сознательное", при­том именно как "сознательное ограничение", а многодетность — как выражение нецивилизованности, культурной отсталости и ди­кости.

В действительности же малодетность ничуть не более "сознатель­на", чем многодетность, а в последней "сознания" ровно столько же, сколько и в малодетности. Ибо и та, и другая — это результат действия соответствующих социокультурных норм детности, опреде­ляющих различную по величине потребность в детях.

Последним компонентом структуры диспозиционной регуляции репродуктивного поведения являются его результаты. Они включают в себя элементарные поведенческие акты, шаблоны и линии.

226

Элементарные поведенческие акты, или единицы репродуктив­ного поведения, — это специфическая реакция на актуальную ре­продуктивную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Например, так называемая контрацептивная осечка, то есть наступление беременности при при­менении контрацепции, может вызвать или ее прерывание, или ре­шение сохранить ребенка и пойти на его рождение.


Шаблоны репродуктивного поведения — это возникновение под действием привычных и достаточно устойчивых семейных ситуаций (ситуаций семейного образа жизни) определенных и стабильных конфигураций элементарных поведенческих актов.

Линии репродуктивного поведения — это специфическое сочета­ние шаблонов поведения, характеризуемое их определенной направ­ленностью и последовательностью, тенденция, обнаруживающаяся при их смене на протяжении всей жизни личности и семьи (их жизненного цикла). Именно линии репродуктивного поведения яв­ляются непосредственным объектом социологического анализа. Ли­нии репродуктивного поведения делятся на линии малодетного, сред-недетного и многодетного поведения.

В пределах одинаковых линий поведения его результаты могут быть разнообразными, что обусловливается различиями шаблонов. Например, даже малодетное поведение может быть весьма различ­ным. Одна и та же детность семьи может достигаться разными путя­ми: различными могут быть сроки рождения детей (прото- и интер­генетические интервалы), эти рождения могут быть связаны с не­одинаковым числом беременностей, родов, искусственных абортов, с различиями в использовании контрацепции, ее методов, эффек­тивности и т.д. и т.п.

В целом содержательные характеристики репродуктивного пове­дения раскрываются при последовательном анализе того, как на систему его регуляции влияют изменения во внешней среде, про­шлые и актуальные условия жизни. Соответствующие взаимосвязи отражены на схеме 9—7. Одной из ее особенностей как раз и являет­ся разделение всех условий жизни на прошлые и текущие, а также разделение специфических каналов, по которым и те, и другие воз­действуют на репродуктивное поведение.

Воздействие текущих условий жизни реализуется через все се­мейные ситуации и через диспозиционный механизм их определе­ния, в котором их оценка взаимодействует с потребностью в детях.

Но существует также и более непосредственное воздействие теку­щих условий жизни на результаты репродуктивного поведения и конечное число детей в семье. Каналы такого воздействия являются,

227

Схема 9—7

СХЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НА СИСТЕМУ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

antonov 92 4

228

вообще говоря, внешними по отношению к репродуктивному поведе­нию. Это, например, влияние социально-гигиенических и экологиче­ских условий. Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно сказываться на состоянии здоровья супругов, особенно женщин, приводить к возникновению вторичного патологического бесплодия, невынашиванию беременности и т.п. Они могут также негативно сказываться на внутриутробном развитии плода, внося свой вклад в младенческую (в возрасте до 1-го года) и детскую смертность. Они могут также обусловливать повышенную заболеваемость детей, увеличивать младенческую и детскую смертность, что в свою очередь ведет к перевесу числа рождений над числом имеющих­ся детей.