Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1048

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преодоление тоталитаризма связано с ростом социального уча­стия, с возрастанием вовлеченности граждан и их объединений в выработку, принятие и реализацию политических решений, в том числе и в сфере семейной политики. Технологически-организацион­ная сторона реализации социального участия рассматривается ниже. Здесь мы хотели бы подчеркнуть некоторые, наиболее существенные моменты, раскрывающие роль и значение применения социального участия в выработке и реализации семейной политики в нашей стра­не. Социальное участие:

— это форма реализации прав и свобод личности и семьи. Оно предполагает право и возможность каждого человека и каждой семьи непосредственно или через свои объединения влиять на решения, имеющие самое прямое и непосредственное отношение к их важней­шим потребностям и интересам;

251

— обеспечивает улучшение качества решений и программ, каса­ющихся семьи. Семейная политика перестает быть чем-то навязан­ным сверху, к чему принуждает или чем благодетельствует чуждая и враждебная человеку сила тоталитарного государства. Она как бы становится общим достоянием всех соучастников, которые иденти­фицируют себя с нею;

— это демократический посредник, медиатор между государст­вом и его гражданами. Социальное участие укрепляет и улучшает связи между ними, повышая вероятность реализации программ и решений;

— минимизирует социальную напряженность и уменьшает веро­ятность социальных конфликтов, конфронтации между гражданами и государством. Это последнее особенно значимо в такие периоды, как тот, который сейчас переживает Россия, т.е. в периоды социаль­но-экономических и политических кризисов;

— способствует развитию чувства ответственности за собствен­ную судьбу и судьбу семьи, помогает преодолению, с одной стороны, иждивенческих настроений по отношению к государству и обществу, а с другой, — патернализма этого государства по отношению к своим гражданам;

— это первый шаг к социальной активности и реальной политиче­ской вовлеченности, к формированию демократической политиче­ской культуры.

Надо при этом отдавать себе отчет в том, что все сказанное выше о социальном участии — это отнюдь не описание нашей повседнев­ной реальности. Это — теоретическая идеализация, нормативное целеполагание, то, к чему необходимо стремиться, и то, чего посто­янно надо желать и иметь в виду, говоря о семейной политике. Практическая реализация принципа социального участия — это дли­тельный процесс, это движение, снимающее, преодолевающее, отри­цающее нынешнее состояние, когда нереспектабельный и нищий, но амбициозный "благодетель" (государство) мучительно пытается раз­делить между своими "социально слабыми", но не менее амбициоз­ными и требовательными гражданами жалкие крохи, предназначен­ные для "минимизации последствий". Но, тем не менее, мы рассматриваем принцип социального участия как один из важнейших прин­ципов семейной политики, как одно из основных условий эффектив­ности ее программ и мероприятий.


Цели семейной политики. Стратегической, долгосрочной целью семейной политики является укрепление семьи как социального ин­ститута. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семей-

252

ного образа жизни и требует переориентации всей социальной жиз­недеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей. Для того чтобы эту цель выразить более опреде­ленно и конкретно, необходимо учитывать тот факт, что сегодня не только в нашей стране, но и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, осколочные и вырожденные формы и разновидности семьи, квазисемейные и внесемейные формы сущест­вования, причем степень общественного принятия и одобрения всех этих форм нарастает. Именно поэтому достижение стратегической цели семейной политики — укрепление семьи как социального инс­титута — требует специальной поддержки со стороны общества и государства, поощрения семей с несколькими детьми, состоящих из нескольких поколений.

В качестве основной модели семьи, поощряемой государством, мы видим полную семью с 3-4 детьми. Это не значит, что другие типы семей дискриминируются или хотя бы отрицательно оценива­ются. Мы говорили выше, что семья имеет право на любой образ жизни, на любой тип семейного поведения (кроме криминального). Но это означает и право общества, государства на предпочтение, одобрение и поддержку того типа семьи, который в наибольшей мере отвечает так или иначе осознаваемым и выражаемым общественным интересам. Ни один тип семьи не отвергается и не дискриминирует­ся, всем семьям оказывается любая поддержка, в которой они могут

нуждаться.

Говоря о поддержке семьи как института, о нраве государства на свои предпочтения тем или иным типам семьи, мы имеем в виду не краткосрочную и конъюнктурную политику помощи семь­ям, а стратегическую цель, долгосрочную просемейную политику. Мы имеем в виду именно политику, направленную на укрепле­ние института семьи с несколькими детьми. Результатом только та­кой политики, не связанной с оказанием помощи в неблагоприят­ных условиях, конфликтных и стрессовых ситуациях, явится упро­чение семьи как социального института и семейного образа жизни

вообще.

Помимо стратегической, долгосрочной цели семейная политика имеет и краткосрочные, тактические цели, которые, однако, тесно связаны с целью стратегической. Возродить среднедетную семью как основной тип семьи возможно, лишь помогая отдельным, конкрет­ным семьям решать их жизненные проблемы, преодолевать те труд­ности, которые могут возникнуть на тех или иных стадиях жиз­ненного цикла семьи. Поэтому краткосрочные цели семейной по-


253

литики можно выразить как социальную поддержку семей, которые на стадии репродуктивного родительства сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные стрессы и про­блемы. Причем основное внимание должно уделяться тем семьям, внутренний потенциал которых не позволяет им самим, своими си­лами справиться с конфликтами и стрессами и которые нуждаются в социально-психологической помощи со стороны государственных и негосударственных социальных служб11.

К сожалению, актуальная ситуация в России не способствует осознанию и тем более принятию среднедетной семьи как главной цели долгосрочной семейной политики. Над всем превалирует идея о необходимости защиты семей от бедности и нищеты как последствий проводимых в стране социально-экономических преоб­разований. Это, кстати, не позволяет даже конструктивно ставить вопрос о создании системы социальной поддержки семей, нахо­дящихся на разных стадиях жизненного цикла и переживающих те или иные стрессовые состояния. Тем не менее подробная прора­ботка как системы стратегических и тактических (долгосрочных и краткосрочных) целей семейной политики, так и средств их достижения необходимы уже сейчас. Иначе, когда уже в ближай­шие годы проблемы семьи приобретут особую остроту, такую, что на них поневоле обратят внимание и правительство, и парламент, и политические партии и движения, общество окажется неготовым для принятия адекватных и эффективных программ семейной поли­тики.

Стратегия семейной политики. Реализация стратегической це­ли семейной политики — укрепления семьи с несколькими детьми — предполагает, что в меняющихся социально-экономических и пол­итических условиях деятельность государства и других возможных субъектов семейной политики должна быть тесно увязана и скоорди­нирована в рамках согласованной и общепринятой стратегии. Прин­ципы, на которых базируется такая стратегия, могут быть различны­ми. Но в рамках того понимания семейной политики, которое пред­ставлено здесь, эти принципы могут быть кратко и лапидарно сфор­мулированы так: ДОХОДЫ — НАЛОГИ — КРЕДИТЫ.

Это означает переориентацию с разного рода выплат, пособий и льгот тем или иным типам семей (в наше время — наиболее нужда­ющимся в защите от последствий реформ и социально-экономичес­кого кризиса) на механизмы, имеющие рыночный характер, встро­енные в рыночную систему формирования, перераспределения и ис­пользования доходов.


254

Иными словами, семейная политика должна быть ориентирована на создание условий, в которых семьи и их члены могли бы сами и притом эффективнее, чем прежде, извлекать доходы из своей эконо­мической деятельности (предпринимательство, семейное производст­во, наемный труд, творческая деятельность, занятие свободными профессиями и т.п.) и использовать их для поддержания того образа жизни, который они считают приемлемым для себя. Следовательно, основным средством реализации семейной политики является ори­ентированная на нескольких детей политика доходов семьи, налого­вая и кредитная политика.

В области формирования доходов государство должно поддержи­вать и поощрять любые формы экономической активности семей (кроме криминальных, разумеется), которые укрепляют автоном­ность и самостоятельность именно семей как экономических агентов. Государство вместе с другими субъектами социальной (в том числе семейной) политики (предприниматели и их объединения и проф­союзы) должно стремиться к возрождению ситуации "однодоходной семьи", т.е. такого положения, когда доход одного взрослого чле­на семьи является достаточным для нормальной жизнедеятельности семьи, включая рождение и социализацию нескольких детей. В этом случае доход другого взрослого члена семьи не будет, как сейчас, обязательным и непременным условием выживания семьи и ее чле­нов. Тем самым у семьи появится еще одна "степень свободы", возможность действительно выбирать стратегию семейной жизни, ее образ и стиль.

Чрезвычайная важность ориентации на "однодоходную семью" связана с тем, что именно отмирание в процессе индустриализации такой семьи (т.е. вовлечение в производство других, помимо муж­чин, членов семьи — женщин и детей — с целью понижения стоимо­сти рабочей силы) явилось самым мощным фактором семейной дез­организации.

В области налоговой политики государство должно путем про­думанного предоставления налоговых льгот и преференций сти­мулировать семью к выбору тех линий семейного поведения и тех типов семейной структуры, о предпочтительности которых от­крыто объявляет субъект семейной политики. Речь идет именно о льготах и преференциях, а не о налоговых санкциях, налага­емых на "непоощряемые" типы семей и семейного поведения. Ни­какие семьи не должны наказываться за свой выбор, но поощряться должны лишь те, поддержка которых отвечает целям семейной по­литики.

255

Аналогичным образом должна проводиться и кредитная поли­тика: условия предоставления кредитов "поощряемым" типам семей должны быть иными (стимулирующими), чем "непоощряемым".


Такая стратегия семейной политики позволит обеспечить реаль­ную экономическую и иную самостоятельность семей (их сувере­нитет) , их эффективное функционирование как в их собственных интересах, так и в интересах всего общества. Разумеется, прове­дение такой семейной политики предполагает и соответствую­щую ее целям корректировку всех других видов социальной по­литики (жилищной, образовательной, здравоохранительной и т.д. и т.п.).

Технология семейной политики. Определение целей семейной

политики, ее стратегии и тактики, а тем более ее проведение — не одномоментный акт, а социальный процесс, развернутый во вре­мени, затрагивающий интересы всех и вовлекающий в себя как органы государственной власти, так и широкие слои населения, со­циальные и территориальные общности, партии, общественные дви­жения, группы и объединения.

Поэтому программы семейной политики государства — это всег­да компромисс между устремлениями различных социальных групп и между различными научными концепциями, взятыми за осно­ву при их разработке. Это компромисс, в конечном итоге, между двумя парадигмами — модернизации (она же парадигма "здраво­го смысла") и кризиса семьи как социального института. Разли­чие между этими парадигмами, обнаруживаемое не только в на­учных теориях и концепциях, но и в массовой психологии, в по­ляризации общественного мнения, в противостоянии политических группировок, говорит о том, что тенденции семейных изменений, вообще все, что происходит с семьей, никого не оставляют равно­душными, хотя и из-за разных оснований и в разной степени. Это различие детерминирует, определяет и взаимоисключающие ин­терпретации семейных изменений, их понимание как имеющих или не имеющих статус "социальной проблемы", нуждающейся в ре­шении.

Анализ технологии семейной политики, технологии ее проведения следует начинать с рассмотрения блока общественного мнения, выра­батывающего как оценки семейных изменений, так и представление о необходимости (или об отсутствии таковой) реагировать на них, проводить (или не проводить) соответствующую семейную политику и о ее инструментах.

256

Технология семейной политики, организация деятельности по ее осуществлению представлены на схеме 10—1, где семейная по­литика выступает как последовательный, итеративный процесс выработки оценки семейных изменений, принятия на ее основе со­ответствующих решений и их проведения в жизнь при постоян­ном отслеживании (мониторинге) их влияния на семью и ее изме­нение.