Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1027

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее при всех различиях методик расчета неизменным оказывается тот факт, что число семей с одним ребенком составля­ет свыше половины всей совокупности, с обоими родителями среди них — примерно 90%. Разумеется, распределение семей по числу членов не позволяет составить хотя бы приблизительное представле­ние о детности семьи в полных семьях, так как в средний размер семьи попадают родственники и свойственники.

2—Б. Среди вступающих в брак разведенных и вдовых примерно 44% (по обоим полам), причем вдовых у мужчин в 6 с лишним раз меньше, чем разведенных, а у женщин — в 4 с лишним раза. На 1000 разведенных или вдовых через пять лет после прекращения первого брака (это средний интервал) вступает в повторный брак 449 мужчин и лишь 194 женщины, то есть женщины вдвое реже создают новую семью. Лишь после 10 лет повторно вступает 566 мужчин и 249 женщин, так что удача выпадает лишь половине мужчин и четверти женщин (среди разведенных или овдовевших). Наличие детей от первого брака на 10% в сравнении с бездетными снижает шансы вступить в повторный брак для женщины, причем для женщин моло­же 25 лет вероятность повторного брака вдвое выше, чем для жен­щин старше 30 лет.

3—Б. Чем больше число детей в семье, тем меньше вероятность развода. У двухдетной семьи вероятность развода в 2,3 раза мень­ше, чем у однодетной, у трехдетной — в 4 раза меньше, чем у двухдетной, и в 9 раз меньше, чем у однодетной. Обратная связь между разводимостыо и рождаемостью иногда отрицается демогра­фами и социологами по разным мотивам, но следует помнить, что приближение к сплошной однодетности, к стандарту однодетного поведения, к ритуальному поведению обесценивает все корреляции между однодетностыо и "ее факторами". В этих условиях созда-

285

ется простор для произвольных трактовок обратной, либо прямой связи.

4—Г. Эти данные взяты из опроса 34000 американок 25-49 лет, две трети которых не замужем (и из них свыше трети — разве­денные). Самооценки женщин явно расходятся с существующими стереотипами.

5—В. Совпадение мнений мужей и жен по самым разным ас­пектам семейной жизни — явление редкое. Это касается и мнений о событиях, имевших место в реальности. Данный факт можно ин­терпретировать по-разному, как свидетельство отсутствия взаимопо­нимания либо неповторимости личности супругов, но во всяком слу­чае в его основе — различное определение семейных ситуаций.

6—Г. С точки зрения надежности прогноза будущего уровня де-тности и рождаемости важнее всего ориентации детей, которые по данным исследований 80-х гг. в среднем на 0,3-0,5 ребенка мень­ше, чем репродуктивные установки их родителей. Это обстоятель­ство постоянно не учитывается учеными, надеющимися на спонтан­ное повышение рождаемости или на сохранение нынешней детности семьи в следующих поколениях.


7—Г. У.Мастерс и В.Джонсон отмечают, что более половины суп­ружеских пар в США прибегают к стерилизации в течение 10 лет после рождения последнего ребенка, когда возраст жены составля­ет 32 и мужа — 34 года и 25% пар — в течение двух лет после рождения. Ежегодно в США 300000 мужчин прибегают к вазектомии, а среди женщин 15-44 лет примерно 26% стерилизованы. Рас­пространенность стерилизации объясняется надежностью этого мето­да и его психологическим удобством.

8—А. Связи между системами семьи и социальной стратифи­кации, между семейным поведением и социальной мобильностью сложны и разнообразны. В социально-стратификационной структуре не индивид, а семья занимает ключевое положение. Брак как воссо­единение двух семей является воплощением сходства, классовой од­нородности. Распространенность социальносмешанных браков увели­чивается в нижних слоях статусной иерархии, эндогамия высших страт дополняется сверхбрачными связями прежде всего мужчин ("двойной стандарт"), и это смягчение табу на адюльтер служит укреплению социальной гомогамии браков, упрочению социальной преемственности и социального положения семей. Таким образом, "двойной стандарт" элитарных групп стимулирует не упадок нра­вов, а классовую чистоту семейных линий. При сохранении патри-линеальной наследственности допущение социально-гетерогенного

286

адюльтера для мужей не есть дискриминация жен, это "облегчение бремени" социального однообразия брачных отношений для тех, кто воплощает собой патрилинеальность.

9—Б. В социально неравных браках женщины чаще добиваются повышения социального статуса, чем мужчины. Эти корреляции ощутимее в западных странах, — у нас в советский период условно­сть официально-классовой структуры скрывала реальность, резкую поляризацию между ничтожной частью партгосноменклатурой эли­ты и всем остальным населением "управляемых" и социально одно­родных представителей "совтрудящихся". Очевидная кастовость но­менклатуры не в последнюю очередь достигалась за счет строжайше­го запрета на браки "с чужими" вопреки декларируемому осужде­нию браков "по расчету". В прошлые эпохи смешанных браков было меньше, чем сейчас (браки между свободными и рабами, господами и крепостными были чрезвычайно редки, дети от таких браков по­лучали низший статус). Не стоит преувеличивать тенденцию к гете­рогенным бракам, в наши дни брак может служить "лифтом" в вертикальной мобильности не столь часто, как думают, причем чаще для женщин, ибо мужчины обречены на роль блюстителей семейного status quo. И потом, надежность данных зависит от четкости границ между социальными стратами.


10—Б. Удовлетворенность браком — довольно расплывчатый по­казатель стабильности брака. Имеется ряд показателей этой удовлет­воренности, интерпретация которых в рамках альтернативных тео­рий крайне конвенциональна. Сама удовлетворенность браком трак­туется то как удовлетворенность супружеством, то как удовлетворен­ность семейной жизнью, причем этот показатель обычно рассматри­вается отдельно для мужей и жен и редко — для супружеских пар в целом. Столь же редко измеряется удовлетворенность семей ее "пассивными членами" — детьми. Ответ на этот вопрос основан на результатах американских опросов в условиях распространенности негативного стереотипа ("синдрома") домашней хозяйки. Чем больше жена посвящает себя семье и дому, тем меньше муж должен быть удовлетворен браком. Однако истинность ответа зависит от особен­ностей измерительных процедур. Имеются исследования и в США и в других странах, где большая удовлетворенность мужей браком связана с большей вовлеченностью жен в семейное домохозяйство. К тому же следует учесть, что интегральная удовлетворенность бра­ком может включать в себя и неудовлетворенность какими-то аспек­тами брачных отношений. Все сказанное показывает, что истинность утверждений подобного рода предполагает целый ряд обстоятельств,

287

обычно не эксплицируемых социологами, но существенно влияющих на адекватность ответов.

11—А. Этот вопрос не просто на знание статистики, здесь прояв­ляется наличие социокультурных норм, возводящих брачное состоя­ние в неотъемлемый атрибут взрослой жизни социализированного индивида (примерно 90-95% населения брачного возраста состоят или состояли в браке).

12—Б. Правильнее было бы сказать — один из фактов, так как удовлетворенность браком сильнее всего коррелирует с взаимопони­манием, общением и коммуникацией, с желанием и умением всту­пать в общение и достигать взаимопонимания, эмпатии-сопережива-ния. Эффективная межличностная коммуникация позволяет знать чувства и мысли другого, минимизирует стереотипное восприятие супруга. Сексуальная удовлетворенность редко попадает в тройку ведущих факторов "счастливого" брака.

13—А. Разводы в России растут с конца 50-х гг. — до той поры они составляли менее 1 на 1000 населения. До 1966 г. этот показа­тель колебался в пределах 1,5 и 1,8 промилле, затем к началу 80-х он достиг 3,2, к концу — 3,9 промилле. С 1991 г. разводимость резко возросла и в 1993 г. составила 4,5 промилле (680 тыс. разводов против 1 млн зарегистрированных браков). Примерно два из трех браков разваливаются, причем треть — в первые четыре года. По уровню разводимости Россия занимает место в первой тройке стран с самой высокой разводимостью. Важный теоретический вопрос — оп­ределение критического и нормального уровней разводимости. Ка­кой показатель разводимости можно считать свидетельством кризиса семьи? Если разводом заканчивается, допустим, 95% браков, но брачность не падает, а число бездетных сожительств не растет, то эта доля демонстрирует крах пожизненного брака. Однако рост разводи-мости обнаруживается при сокращении детности, брачности, росте нерегистрируемых сожительств, семей с одним родителем и ребен­ком, то есть эти показатели следует брать в комплексе и определять их критическое соотношение, характеризующее кризис семейного образа жизни (нежелание большинства людей вступать в брак и обзаводиться двумя и более детьми). Вопрос о критериях, позволяю­щих отличать "кризисное" развитие событий от "нормального", ре­шается в альтернативных теориях противоположным образом, поэто­му важно знать отличительные признаки тех или иных концепций. Во всяком случае понимание кризиса семьи как социального инсти­тута (представленного на уровне страны миллионами семей, находя­щихся на разных стадиях существования от своего возникновения до


288

распада) не означает полного отказа от вступления в брак и от рождения детей, а предполагает некую меру превышения внесемейных форм жизни над семейными.

14—Б. В 70-е годы процент женщин, занятых в общественном производстве, был равен 58 %, в настоящее время этот процент мень­ше 52 %. Доля занятых в производстве женщин будет в будущем зависеть главным образом от экономической ситуации в стране, от уровня безработицы в частности, поэтому можно ожидать дальней­шего уменьшения доли женщин, занятых в народном хозяйстве во внесемейных сферах профессионального труда.

15—Б. По данным зарубежных исследований, этот стереотип ожиданий, навеянных другим стереотипом "любви", свойствен кон­фликтным парам в большей мере, чем сплоченным. Любовь, конеч­но, предполагает эмпатию, и любящим чаще удается угадывать ду­шевные движения друг друга, однако подлинное взаимопонимание невозможно без эффективного общения, межличностной коммуни­кации.

16—Б. В одном из продольных, лонгитьюдных исследований клас­сика американской социологии семьи Берджесса обнаружено умень­шение удовлетворенности браком с увеличением его продолжитель­ности. В поперечных исследованиях (менее трудоемких и дорогосто­ящих) наблюдается U-образная связь (до рождения детей удовлетво­ренность высокая, затем понижается и вновь возрастает после взрос­ления детей). Профессионализм социолога в полной мере проявляет­ся в искусстве интерпретации данных "поперечного" и ретроспектив­ного плана в аспекте семейной динамики, роста стажа брака. Вторич­ный анализ результатов исследований семей, взятых на всех стадиях жизненного цикла семьи, также позволяет найти ответ на этот воп­рос, но требует изобретения процедур, обеспечивающих сопостави­мость данных)

17—А. Многие исследования подтверждают правильность этого тезиса, относящегося ко всем стратам общества. Интенсивное и мно­гообразное (по всему спектру семейной жизнедеятельности) общение супругов является показателем удачного брака. Непосредственные межличностные коммуникации невозможно ничем заменить, однако интересно изучение содержательных сторон взаимодействия, того, какие темы или сюжеты способствуют эффективности супружес­кого общения. Это относится и к семейному общению — между родителями и детьми, между детьми, между членами нуклеарного ядра и родственниками. Важно измерение семейного общения в целом.

289


18—Б. Мужья не меньше, чем жены, стремятся упрочить брак и предпринимают не меньше усилий в этом направлении, более того, сама ценность брачных уз для них столь же высока, как и для женщин, однако их готовность отказаться от привычного образа жиз­ни выражена гораздо в меньшей степени, чем у жен. Следовательно, правильным будет отрицательный ответ на этот вопрос. С другой стороны, привычное в семейной жизни меняется под воздействием перехода от одной стадии жизненного цикла семьи к другой, от одной возрастной категории — к более старшей. Многие исследования се­мейного стиля на разных фазах жизненного цикла показывают, что женщины больше находятся под влиянием этих переходов-перемен, чем мужчины, и поэтому больше изменяют свои привычки, больше перестраиваются, чем мужчины. Здесь опять широкое поле для ин­терпретации данных — что понимается под изменением привычного стиля (известно, что радикальное изменение — конверсия — чрезвы­чайное редкое явление, а небольшое изменение поведения может и не говорить ничего об изменении каких-либо ценностей, установок, мотивов). Все это требует тщательно продуманных методик исследо­вания, точной фиксации зависимых и независимых перемен, по­скольку без этого будут царствовать предрассудки о большей гибкос­ти поведения жен и ригидности поведения мужей. Следует помнить, что проблема перестройки социокультурных норм мужского и жен­ского поведения в семье, социальных ролей мужей и жен не относит­ся к массе будничных действий (какую предпочесть зубную щетку и пасту, какие лучше кроссовки и т.п.), здесь свобода выбора индиви­дам внутрисемейной линии поведения заключена в рамки социо­культурной нормы и связана с выбором манеры исполнения общеза­данного императива, а не с выбором того, что именно следует делать.

19—Б. Ныне большинство супружеских пар вступает в сексуаль­ные отношения до регистрации брака и потому это не дискриминиру­ет большую или меньшую степень удовлетворенности браком. Удов­летворенность варьирует под воздействием иных причин на общем фоне сожительства до брака.

20—Б. Фиксация внимания на недостатках друг друга — верный путь к семейному аду, особенно когда отдельные ошибки обобщаются (когда вместо констатации факта "это неправда" говорят: "ты лжец (врунья)"!). Разумнее подчеркнуть достоинства друг друга и на базе одного хорошего поступка конструировать концепцию хорошего че­ловека. >

21—А. Разводимость среди вступивших в брак "до" совершенно­летия в три раза выше, чем у тех, кто вступил в брак "после".