Файл: Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе (Основные понятия информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, предприятиям нужна стратегия, которая будет учитывать источники данных, также их жизненный цикл, совместимость разных реляционных СУБД и масштабируемость хранения, и конечно капиталовложения в ИТ-инфраструктуру предприятия, дополнительные ресурсы для сопровождения, необходимые для разработки новых приложений и сервисов [4].

3. Проблема устаревания информационных систем

Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.

Для начала шестидесятых годов было характерно решение трудоемких задач в области бухгалтерского учета с использованием централизованных вычислительных средств. Централизованная обработка экономических данных имела свои достоинства, главной из которых являлась возможность обращения пользователей к единому большому массиву информации в виде базы данных [10]. Недостатками централизованной обработки информации являлись ограниченная ответственность пользователей за результаты выполнения экономических задач, а также их ограниченные возможности получения и использования информации.

Середина семидесятых годов ознаменовалась с появлением персональных вычислительных машин. Произошло смещение технологических процессов на ориентацию на индивидуального пользователя, внедрялась частичная и полная децентрализация обработки данных. Достоинствами децентрализованной обработки являлись повышенная ответственность пользователей за качество результатов решения экономических задач. Возникли возможности проявления инициативы и творческого развития пользователей. В то же время к недостаткам можно отнести сложность стандартизации из-за большого числа уникальных решений и достижений, психологическое неприятие пользователями рекомендуемых стандартов и готовых продуктов, неравномерность развития уровня информационных технологий на местах и зависимость этого уровня от квалификации пользователя.

С начала девяностых годов происходит переориентация на использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT.) [11]. Ориентация технологических процессов стала смещаться обратно в сторону централизованной обработки информации.

Итак, технология пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре уступила в ходе эволюции технологии работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Функции телеграфа были переданы заменившему его телефону. А сам телефон постепенно в ходе эволюции был вытеснен службой экспресс-доставки. Когда-то активно использовавшийся телекс уступил большинство своих функций факсу и электронной почте [8].


При проектировании информационных систем необходимо обязательно учитывать перспективы дальнейшего развития организации-заказчика, чтобы в случае необходимости обновления внедренной информационной системы не пришлось выполнять ее полное перепроектирование. Тем не менее, информационные системы имеют свойство устаревать, и этот процесс зачастую связан с устареванием применяемых при их создании и внедрении технологий. Например, устаревшие технологии могут перестать отвечать требованиям информационной безопасности, и разработчик будет вынужден принять решение о прекращении поддержки такой технологии и переходе на использование новой [13].

Различают следующие типы устаревания информационных систем:

1. устаревание технологий;

2. устаревание функциональности;

3. устаревание логистики.

Технологическое устаревание происходит, когда технологии и связанные с ними прикладные бизнес-решения динамично развиваются. Более старые технологии выводятся из использования при появлении более современных технологий. Изменение каких-либо компонентов прикладного решения может привести к изменению других компонентов, если новые компоненты будут поддерживать отличные от старых интерфейсы.

Функциональное устаревание происходит, когда полезность чего-либо снижается из-за того, что оно не может быть приведено в соответствие с новыми функциональными требованиями. Если замена компонент какой-либо системы становится невозможной или затраты на приобретение новых компоненты будут ниже стоимости актуализируемых или заменяемых компонент, то нуждающиеся в замене компоненты следует считать устаревшими.

Устаревание логистики может быть вызвано отказом от поддержки или изменениями в прикладных бизнес-решениях [13].

Для примера возьмем проблему устаревания информационных систем, которая произошла в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова. Разберем эту ситуацию подробно, что именно произошло в университете.

Учебному управлению университета часто требуются сведения о студентах. Для быстрого доступа к основной информации о студентах (ФИО, дата рождения, институт, курс, группа, статус обучения и т. п.) была разработана и внедрена информационная система «Студенческий отдел кадров» (СОК). Данная система представляла собой электронный справочник с информацией о студентах университета очной формы обучения высшего образования. В справочнике имелась возможность поиска данных по различным параметрам, в результатах поиска дополнительно отображались общие цифры по выбранным критериям поиска. Например, если работник учебного управления искал студентов определенного института со статусом «отчислен», то в результате он получал список всех студентов искомого института с таким статусом. В результатах поиска имелась возможность просмотра всей имеющейся информации о каждом студенте, также отображалось общее число отчисленных студентов института.


Информационная система была реализована в сетевом варианте и разработана с помощью технологии Microsoft Windows Forms. Использовалась база данных Microsoft SQL Server 2005, которая физически была расположена на сервере университета. Исполняемый файл программы скачивался на персональный компьютер пользователя.

Корпорация Microsoft позиционировала Windows Forms как технологию интеллектуальных клиентов для .NET Framework. Технология представляет собой набор управляемых библиотек, упрощающих выполнение стандартных задач, таких как чтение из файловой системы и запись в нее [13].

Компания Microsoft рекомендует выполнять разработку приложений с помощью технологии Windows Forms, если необходимо, чтобы большая часть рутинной работы и вычислений выполнялась на клиентском приложении. В частности, к таким клиентским приложениям относятся 32-разрядные настольные приложения, традиционно разрабатываемые на С++ или С#. Также в качестве примера можно привести графические приложения, музыкальные проигрыватели, игры, электронные справочники и т. п. [13].

Программы такого рода полностью зависят от ресурсов используемого персонального компьютера. Некоторые Windows Forms-приложения могут быть частью большой системы и использовать персональный компьютер пользователя только для первичной обработки ввода данных. Например, в кассовых системах супермаркетов (point-of-sale systems) зачастую необходим сложный пользовательский интерфейс, который должен быть реализован на компьютере конечного пользователя, но находиться в тесном взаимодействии с другими компонентами информационной системы, осуществляющими конечную обработку данных.

Для работы приложения Windows Forms необходима его установка на персональный компьютер пользователя. Такое приложение будет иметь доступ к системным ресурсам клиентского компьютера, включая файлы на жестком диске, реестр Windows, принтеры и т. д.

На ежегодной конференции разработчиков Build в 2014 году корпорация Microsoft заявила, что хотя и будет продолжать поддержку технологии Windows Forms, в том числе с исправлением обнаруженных ошибок, но развиваться дальше данная технология не будет [12], что фактически означает официальное заявление о переводе данной технологии в разряд устаревших.

Для пользователей системы главным недостатком сетевых настольных приложений является необходимость самостоятельного скачивания обновлений программы при каждом внесении изменений в функционал разработчиками. В свою очередь для программистов необходимо было реализовать удобную процедуру обновления информационной системы пользователями, чтобы пользователю не требовалось разбираться в тонкостях размещения установочных файлов приложения. Также необходима была уверенность, что все пользователи используют актуальную версию программы. Таким образом, развертывание приложений, реализованных на технологии Windows Forms оказалось не всегда удобным. Особенно это касается сетевых приложений с большим количеством конечных пользователей [18].


Веб-приложения принято разворачивать на выделенных серверах. Мониторинг одного сервера опытными системными администраторами более эффективен, чем мониторинг работы приложения на каждом из многочисленных отдельных пользовательских компьютерах.

При использовании интернет-технологий, основанных на распространенных стандартах, достигается оптимально высокий уровень совместимости между приложениями. Благодаря архитектуре информационных систем, основанной на веб-технологиях, возможна оперативная интеграция информационных систем предприятия, что способствует улучшению рабочих и других бизнес-процессов [11].

Кроме неудобного развертывания информационной системы «Студенческий отдел кадров» и ее обновления, был еще один недостаток, связанный с новыми запросами пользователей. Пользователи запросили автоматическую регистрацию приказов студентов всех форм обучения, автоматизацию расчета статистики движения студентов, которые не могли быть реализовано в старой информационной системе., так как при ее проектировании не было заложено дальнейшее расширение функционала и технология Windows Forms не позволяла реализовать отображение контента с динамическим содержимым.

После того как были учтены все недостатки существующей информационной системы, в 2010 году было принято решение о разработке новой с использованием более современных технологий [14]. В итоге, информационная система «Студенческий отдел кадров» устарела из-за несоответствия актуальным требованиям пользователей. Из-за ошибки проектирования, связанной с отсутствием возможности расширения функционала информационной системы, а также вследствие ограничений технологий, с помощью которых система была разработана, доработка ее под новые требования пользователей была невозможной [16]. В данном случае причиной устаревания информационной системы явилось устаревание ее функционала и использованных в процессе ее реализации технологий.

В 2007 году компания Microsoft анонсировала первую версию новой программной платформы Silverlight, которая включала в себя отдельный модуль для браузера, позволяющий запускать приложения, содержащие анимацию, векторную графику и аудио- и видеоролики. Silverlight задумывалась как конкуренция хорошо зарекомендовавшему себя плагину Adobe Flash.

При использовании технологии Silverlight предоставлялись следующие преимущества [19]:

  • богатый пользовательский интерфейс, с наиболее часто используемыми компонентами, входящими в состав Windows Forms;
  • кросс-браузерный кросс-платформенный плагин;
  • богатый медиа-контент: поддержка таких медиа-объектов, как потоковое видео, анимация, динамическое содержимое, с чем не умеет работать в Windows Forms;
  • Silverlight-приложения совместимы с Firewall; в отличие от Windows Forms-приложений Silverlight не требует установки больших пакетов .NET библиотек, все, что нужно сделать пользователю, это перейти по ссылке в браузере и установить пакет размером 4 Мб, все обрабатывается в пределах браузера.

Технология Silverlight имела следующие преимущества по сравнению с Windows Forms [15]:

  • отсутствие необходимости установки больших пакетов обновлений для работы .NET библиотек;
  • обновление информационной системы без участия пользователя;
  • работа с динамическим содержимым;
  • автоматизированная выгрузка отчетов в формат *.xslx, *.docx и HTML с использованием технологии XSLT.

Новую информационную систему начали разрабатывать в начале 2010 года. В начале 2012 ввели в промышленную эксплуатацию автоматизированную информационную систему «Студент ХГУ».

Технологически эта информационная система была принципиально новой. При ее разработке была использована технология Silverlight, система работала через web-интерфейс. Помимо сведений о студентах в системе «Студент ХГУ» имелась возможность автоматизированного создания таких документов, как приказы по движению студентов, распоряжения на перевод студентов, приказы о формировании академических групп. Сведения о переводе, отчислении, восстановлении студентов, уходе в отпуск и выходе из него автоматически переносились в личные дела студентов. Такая реализация функционала позволила автоматически формировать такие статистические отчеты по студентам, как количество обучающихся по всем образовательным программам с разделением на формы обучения и источники финансирования, количество отчисленных за выбранный период студентов и т. д.

В конце 2010 года, когда половина функционала новой информационной системы была готова, корпорация Microsoft заявила о смене стратегии развития Silverlight. Теперь эта технология стала позиционироваться как платформа для разработки Windows Phone приложений, а не для персональных компьютеров, ноутбуков и web-приложений. Компания Microsoft предлагала единственным верным кросс-платформенным решением для универсальной автоматизации хорошо зарекомендовавший себя стандарт HTML5 [17].

Программисты Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова оказались в ситуации, когда фактически используемая ими технология переставала поддерживаться вендором еще в процессе реализации проекта. Прекращать разработку с использованием Silverlight и начинать проектирование новой информационной системы с использованием стандарта HTML5 было нельзя, в противном случае университет рисковал остаться еще на несколько лет с примитивным справочником на Windows Forms.

Итак, при внедрении новой информационной технологии в организации необходимо трезво оценивать риск технологического отставания технологий, и не только от конкурентов, в результате со временем неизбежного устаревания используемых технологий, так как информационные системы, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды смены технологий колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной системы не уделить этому фактору должного внимания, то есть риск, что к моменту завершения перехода компании на новую информационную технологию та уже устареет и придется ее модернизировать.