Файл: Институт социального обслуживания и его место в системе социальной защиты граждан РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- отсутствие работы и средств к существованию;

- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании принимает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (в большинстве регионов - это органы социальной защиты населения).

Основания для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания:

- заявление, поданное в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации гражданином или его законным представителем;

- обращение в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в интересах гражданина иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Формы предоставления социального обслуживания предоставляется:

- стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах);

- полустационарная форма;

- форма социального обслуживания на дому.

Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):

- социально-бытовые;

- социально-медицинские;

- социально-психологические;

- социально-педагогические;

- социально-трудовые;

- социально-правовые;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

- срочные социальные услуги.

В каждом субъекте Российской Федерации установлен конкретный перечень предоставляемых гражданам социальных услуг.

Документы, которые необходимо предоставить в уполномоченный орган субъекта для получения социальных услуг гражданами:

- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг и представителя (при обращении представителя);

- документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении представителя);

- документ, подтверждающий место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг и представителя (при обращении представителя);


- документы (сведения), подтверждающие наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в стационарной форме социального обслуживания;

- заключение уполномоченной медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний для получения социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;

- документы об условиях проживания и составе семьи (при ее наличии) получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе, необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

- индивидуальная программа (при наличии действующей индивидуальной программы);

- иные документы, необходимые для предоставления социальных услуг установленные в соответствии с порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, утвержденных субъектом Российской Федерации.

Условия предоставления социальных услуг:

Стационарная форма социального обслуживания.

Бесплатно социальные услуги предоставляются:

- несовершеннолетним детям;

- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- иным категориям граждан, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Для остальных категорий граждан размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Полустационарная форма социального обслуживания и предоставление социальных услуг на дому.

Бесплатно социальные услуги предоставляются:

- несовершеннолетним детям;

- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- гражданам, среднедушевой доход которых на дату обращения за предоставлением социальных услуг ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации;

- иным категориям граждан, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Для остальных категорий граждан социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и на дому предоставляются за плату или частичную плату.


Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

ГЛАВА 2. Место и роль института социального обслуживания в системе социальной защита граждан в РФ

2.1 Роль социального обслуживания в системе социальной защиты.

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

  1. вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;
  2. комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Социальная работа базируется на социально-психологических, социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека[9].

Принципы социальной работы:

  1. методологические - гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;
  2. организационные - планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;
  3. взаимодействия всех социальных институтов;
  4. контроля исполнения;
  5. содержательные - объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.


С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи». В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения.

Основные направления социальной работы:

  1. Социальный надзор(контроль) и профилактика - форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора - законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);
  2. Объекты - процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы и т.п.).
  3. Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и / или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации - восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).
  4. Социальная интеграция - процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.
  5. Социальная реинтеграция - процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.
  6. Социальные службы - государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы[10]:

  1. пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
  2. социально-бытового обслуживания;
  3. материальной помощи;
  4. социального обслуживания на дому;
  5. специализированного стационарного социального обслуживания;
  6. протезирования, ортезирования и протезостроения;
  7. технических средств реабилитации;
  8. специального транспортного обслуживания;
  9. медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  10. медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;
  11. детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
  12. специальные профессиональные образовательные учреждения;
  13. поддержки семьи, женщин и детей;
  14. реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
  15. по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;
  16. по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.;

Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.