Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 443

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Основные коммуникативные технологии в профессиональной де­ятельности социального работника.

  2. Коммуникации и коммуникативная техника.

  3. Коммуникативная специфика деятельности социального работ­ника.

  4. Основные коммуникативные техники в повседневной практике Опального работника.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

  2. 1. Признаки коммуникации, по которым ее можно считать технологи-е(жим процессом.

  1. Какие позиции коммуникатора выделяют во время коммуникатив. ного процесса.

  2. Из каких процедур складывается обмен речевыми сообщениями.

  3. Основные средства общения.

  4. Что такое стереотип восприятия.

  5. Приемы, с помощью которых социальный работник может снять психологическое напряжение у клиента.

  6. Приемы эмоциональной поддержки клиента со стороны социаль­ного работника.

  7. Схеме коммуникационного процесса.

  8. Основные этапы техники «Я-высказывание».

  1. Список литературы

  1. Долецкий Ч. Риторика: Заговори, и я скажу, кто ты: Учеб. пособие: Ч. 2. - М.: Омега - Л.: Высш. шк., 2003.

  2. Джерелиевская М.Л. Установки коммуникативного поведения. - М.: Смысл, 2000.

  3. Зарецкая ЕЯ Риторика: теория и практика речевой коммуникации: 3-е изд., исправ. - М.: Дело, 2001.

  4. Мольханова И.А. Деловое общение: Учеб. пособие. - М.: Академи­ческий проект, 2002.

  5. Петровская ЛА. Компетентность в общении. Социально-психоло­гический тренинг. - М.: МГУ, 2009.

  6. Садовская В.С От позитивного мышления к благоприятному обще­нию. - М.: МГУКИ, 2000.

  7. Соловьева СВ. Обратная связь в межличностном общении. - М.:

  1. МГУ, 2002.

  1. Стрельцов ЮА. Человек в мире общения. - М.: МГУКИ, 2003.


  1. МОДУЛЬ ш

  2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

  3. Тема 3.11. Особенности технологий

  4. социальной работы в сфере образования

  5. Аннотация. Тема раскрывает особенности технологий социальной ра­боты в сфере образования, специфика которой состоит в том, что кроме самих социальных работников этой деятельностью занимаются специа­листы разных профилей: социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализирован­ных учебных заведений. Объектом воздействия становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь кол­лектив учебного заведения. На макроуровне объектом социальной рабо­ты становится вся сфера образования как сфера жизнедеятельности, име­ющая важнейшее значение для формирования и становления личности современного человека.

  6. Цель: познакомить студентов со спецификой организации социальной Работы в сфере образования, особенностью которой является большое внимание, уделяемое не только взаимодействию в учебных коллекти­вах, но и внеклассной работе в школе, внеучебной деятельности в вузах

  7. средних специальных учебных заведениях, формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толе­рантности и взаимопонимания.

  1. Социальную работу в сфере образования кроме самих

    лейИаЛЬНЫХ Ра^отниковвеДУт специалисты разных профи-

  1. психологи, сами учителя, а также работники специализир0 I ванных учебных заведений. Методы и подходы в этом слу. чае несколько отличаются, но цели остаются общими: воз. действовать на процессы социализации учеников, учащихся студентов, т. е. одновременно формировать благоприятную' среду для успешного учебного процесса и создавать адек~ ватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятель­ности.

  2. Социальная работа в сфере образования имеет исклю­чительное значение; в том или ином виде она охватывает абсолютное большинство населения нашей страны, включая не только обучающихся во всех сферах образования (имея в виду и дошкольные учреждения), но и учителей школ и пре­подавателей профессионального образования, руководите­лей образования и сотрудников, обеспечивающих деятель-1 ность всей системы образования, а также родителей учени­ков и студентов, которые самым непосредственным образом втянуты в сферу образования.

  3. Объектом воздействия становятся как отдельные личнос­ти, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. На макроуровне объектом со­циальной работы становится вся сфера образования как сфера жизнедеятельности, имеющая важнейшее значение для фор­мирования и становления личности современного человека.

  4. Предметом социальной работы в сфере образования яв­ляется посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т. е. деятель­ность с целью гармонизировать отношения в сфере образО' вания, содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального инститУ' та общества.

  5. 0 этом - отличие социальной работы от работы психологов образовательном учреждении, деятельность которых ориен­тирована в большей мере на отдельные личности и конкретные уППЫ} на решение индивидуальных проблем. Отсюда боль­шое внимание уделяется не только взаимодействию учебных коллективов, но и внеклассной работе в школе, внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведе­ниях, формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимо­понимания. Социальный работник призван действовать с уче­том индивидуальных особенностей отдельных лиц и особен­ностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и сту­денты, а также учителя и преподаватели1.

  6. Технологии социальной работы в сфере образования име­ют ярко выраженную специфику.

  7. Во-первых, это связано с тем, что технологии реализуют­ся в различных образовательных учреждениях. К ним отно­сятся в первую очередь средние общеобразовательные шко­лы, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специали­зированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спор­тивные, социокультурные, национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, Действующие совместно или на базе образовательных уч­реждений.

  8. Во-вторых, специфика технологий социальной работы Связана с теми проблемами, которые не только проявляются Фере образования, но и порождаются ею. Для того чтобы °Ченить специфику данных технологий необходимо рассмот-^^социальные проблемы сферы образования.

  9. аль \^олее подробно характеристику сферы образования как объекта соци-нел Работы см.: «Технологии социальной работы в различных сферах жиз-М 2ооеЛЬНОСТИ1Подред' "Р09" П'Д' Павленка:Учеб- пособие. - М.: ИНФРА-


  1. Проблемы эти можно разделить на несколько уровней.

  2. Первый уровень - это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к зна-ниям, профессиональной подготовке, к степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходи­мых для адекватного существования в обществе, расширяют­ся функции образования в современном обществе. Это ведет к тому, что школьные программы, а затем и программы сред­них и высших учебных заведений расширяются, усложняют­ся, обрастают новыми разделами и предметами. Возрастают требования к учащимся как в количественном, так и в качес­твенном отношении. Несмотря на рост требований, утрачива­ется контроль над качеством и глубиной усвоения знаний, над степенью использования полученных знаний у современных школьников и студентов. Такая интенсивная нагрузка даже у здорового ребенка вызывает стрессовые состояния, не го­воря об ослабленных детях, которых становится все больше во всех возрастных группах.

  3. Второй уровень - это социальные проблемы детей из не­благополучных семей, к которым относятся как малообеспе­ченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности, так и педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также и девиантные семьи. Хотя при­чины неблагополучия здесь весьма различны, последствия для детей часто бывают сходны: слабое здоровье, нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрес­сивность или наоборот - виктимность, зависимое поведение, аутизм, неспособность учиться в школе или профессиональ­ном учебном заведении, осложнения во взаимодействии с коллективом и т.д. Все эти проявления характеризуются об­щим термином «школьная дезадаптация».

  4. Третий уровень-ъю проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, внутри коллективов учеников и студентов, коллек­тива учителей и др.). В основном все эти проблемы связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей, напри­мер гиперактивность при дефиците внимания (в ряде стран, та­ких как США и Япония, она расценивается как диагноз, препят­ствующий работе с компьютерной техникой), немотивирован­ная агрессия и др. Теоретически эти проблемы разрабатыва­лись И.С. Коном, Б.Д. Парыгиным и А.Я. Гуревичем. Однако в последние годы данные теории ушли на второй план и о них забыли, что затрудняет понимание ситуации, особенно в школе.

  5. С другой стороны, это связано со спецификой такой социаль­ной группы, как учителя средних школ и преподаватели - мож­но говорить о социально-профессиональных проблемах дан­ной группы, а также о состоянии ее здоровья, эмоционального равновесия, о проблеме «эмоционального выгорания», что для современной России стало особенно тяжелой социальной про­блемой. В научных терминах есть специальный, который харак­теризует эту группу проблем - «педагогический травматизм».

  6. Проблемы учеников, в свою очередь, можно разделить на следующие группы:

  7. 7. Проблемы, возникающие в ходе образовательной де­ятельности:


  • недостаточная готовность учеников к обучению;

  • трудности в освоении общеобразовательных прог­рамм;

  • категорический отказ учеников от посещения школы (школофобия);

  • высокая степень педагогической запущенности совре­менных детей.

  1. 2. Проблемы, связанные со здоровьем:

  • общая соматическая ослабленность;

  1. • хронические заболевания различной этиологии, создаю-Ие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, ин-

  2. 1идность;

  • посттравматический синдром;

  • логоневроз;

  • психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.

  1. Психофизиологические проблемы:

  • отклонения интеллектуального и личностного развития;

  • низкая работоспособность и частичное отставание в раз­витии высших психических функций;

  • патохарактерологическое развитие личности;

  • нарушение эмоционально-волевой сферы личности;

  • коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, по­вышенная конфликтность и др.);

  • последствия перенесенного физического или психичес­кого насилия.

  1. Социально-правовые проблемы:

  • семейные отношения, сложные жизненные условия;

  • нарушение прав детей, физическое или психическое на­силие над ребенком;

  • проживание в неблагополучной либо в малообеспечен­ной семье, социальная незащищенность;

  • социальное сиротство;

  • социальная дезориентация и дезадаптация;

  • склонность к противоправным поступкам.

  1. Решение социальных и социально-психологических про­блем, проявляющихся в сфере образования - важная задача по той причине, что, начиная с первых шагов в образовании, маленький человек получает не только абстрактные знания о мире, но и готовит себя к взрослой жизни, осваивает раз­личные социальные роли. Дети более ранимы, чем взрослые, они легко воспринимают как хорошее, так и плохое. Случай­ные события, нечаянное зло, причиненное взрослым, тем более - учителем, могут иметь необратимые последствия. Уверенность в своем будущем, успешность, степень самор^' ализации и удовлетворения во взрослой жизни, ценностные ориентации, так же как состояние здоровья, во многом за­висят от того, как пройден учебный процесс в школе. Не слу­чайно социальная работа в школе считается одной из самых сложных.

  2. Не менее сложна и важна работа в профессиональных учебных заведениях разных уровней. Будущие профессио­налы - это те, кто будет учить детей, лечить всех нас, руко­водить страной, экономикой, строить всю нашу жизнь. От их социального здоровья, их ценностей, жизненной позиции, от способности взаимодействовать друг с другом зависит вся наша жизнь. Социальная работа в вузах и средних учебных заведениях заметно изменилась в последнее время и здесь еще очень много нерешенных проблем.

  3. Основными задачами социальной работы в сфере образо­вания являются:

  4. 1 Диагностическая.


  1. Психокоррекционная.

  2. Оздоровительная (медико-социальная).

  3. Учебно-воспитательная.

  4. Научно-методическая.

  5. Социально-правовая.

  6. Консультационная.

  7. Социально-аналитическая.

  8. Просветительская.

  1. Сложность задач, стоящих перед социальной работой в сфере образования, предполагает необходимость примене­ния всей гаммы социальных технологий, учета специфики дан-НоисФеры и участвующих в ней социальных групп, научное изучение всех сторон этой деятельности, изучение и обобще-Ние опыта работы.

  2. Классификация социальных технологий в последнее Ремя привлекает большое внимание исследователей. Это Меняется не только теоретическим интересом. Классифи-Ция помогает найти наиболее подходящие конкретные тех­

  1. нологии для социальной работы в той или иной сфере жизне­деятельности.

  2. Общая классификация технологий зависит от масштаба объекта, сферы применения, поставленных целей и характера решаемых задач. Велика зависимость и от теоретической осно­вы, методологии, в русле которой разрабатываются технологии. Кроме того, возможно разделение технологий на глобальные и региональные, инновационные и рутинные, информационные, интеллектуальные (направленные на стимулирование мысли­тельной деятельности и творческих способностей), историчес­кие (осмысление имеющегося в данной стране опыта и ис­пользование его с учетом новых условий), демографические (направленные на изменение демографического поведения людей), на социальные технологии согласия и социального парт­нерства, включая технологии разрешения конфликтов, полити­ческие технологии, финансовые и экономические, администра­тивно-управленческие, психологические и педагогические. Все эти технологии могут быть использованы в сфере образования.

  3. Другая классификация социальных технологий включает различные методики практической социальной работы: диа­гностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, терапия, консультирование, обеспечение, страхование, посред­ничество, опека и попечительство. Для долговременных и слож­ных программ необходимы такие технологии, как социальное проектирование, прогнозирование и экспертиза. Все эти техно­логии очень важны для социальной работы в школе и в вузе.

  4. И все же требуется специальная классификация техноло­гий социальной работы в сфере образования. Это работа с со­циальными группами, которые сильно отличаются по возрас­ту, психологии, положению в обществе, социальным ролям, которые они исполняют в жизни, и по тем задачам, которые они решают. Все названные технологии преломляются через эти особенности, поэтому можно выделить такие направления социальной работы: с дошкольниками и младшими школь пиками; с подростками и старшими школьниками; с семьями школьников; со школьными учителями; с учащимися и со сту­дентами; с преподавателями училищ и вузов; профилактика девиантного поведения в сфере образования в специализиро­ванных учебных заведениях и детских домах.

  5. Каждая из этих технологий, в свою очередь, включает тех­нологии общей классификации, но преломляет их в зависимос-,г1 от особенностей той группы, с которой работает социальный работник.

  6. Особенности технологий социальной работы с дошкольни­ками и младшими школьниками связаны с необходимостью предотвратить школьную дезадаптацию и способствовать на­иболее успешной учебной деятельности в младших классах. Здесь возможно использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей, формы «обучения - воспитания» в интегри­рованных школах-детсадах. В последние годы быстро восста­навливается оздоровительная и коррекционная функция до­школьных образовательных учреждений. Следует учитывать, что проблемы школьной дезадаптации могут быть связаны и с одаренностью детей. Они часто ведут себя не совсем так, как это принято, непонимание со стороны взрослых и сверст­ников могут стать причиной формирования негативной девиа­ции там, где ее могло и не быть. Одаренные дети часто прояв­ляют негативное отношение к школе из-за формализованности познавательной деятельности. Порою их нонконформизм и ин­дивидуализм ведет к напряженным отношениям с учителями и одноклассниками. Однако, пользуясь определенными ме-т°Диками, можно диагностировать причины этих отклонений ивыработать свою технологию адаптации этих детей к школь­ной жизни без потери их способностей.

  7. Активно востребованы в сфере образования такие техноло­ги социальной работы, как компенсирование, стимулирование, Управление. Компенсирование направлено на усиление неко­