ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 443
Скачиваний: 1
Основные коммуникативные технологии в профессиональной деятельности социального работника.
Коммуникации и коммуникативная техника.
Коммуникативная специфика деятельности социального работника.
Основные коммуникативные техники в повседневной практике Опального работника.
Темы для написания докладов и рефератов
1. Признаки коммуникации, по которым ее можно считать технологи-е(жим процессом.
Какие позиции коммуникатора выделяют во время коммуникатив. ного процесса.
Из каких процедур складывается обмен речевыми сообщениями.
Основные средства общения.
Что такое стереотип восприятия.
Приемы, с помощью которых социальный работник может снять психологическое напряжение у клиента.
Приемы эмоциональной поддержки клиента со стороны социального работника.
Схеме коммуникационного процесса.
Основные этапы техники «Я-высказывание».
Список литературы
Долецкий Ч. Риторика: Заговори, и я скажу, кто ты: Учеб. пособие: Ч. 2. - М.: Омега - Л.: Высш. шк., 2003.
Джерелиевская М.Л. Установки коммуникативного поведения. - М.: Смысл, 2000.
Зарецкая ЕЯ Риторика: теория и практика речевой коммуникации: 3-е изд., исправ. - М.: Дело, 2001.
Мольханова И.А. Деловое общение: Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2002.
Петровская ЛА. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: МГУ, 2009.
Садовская В.С От позитивного мышления к благоприятному общению. - М.: МГУКИ, 2000.
Соловьева СВ. Обратная связь в межличностном общении. - М.:
МГУ, 2002.
Стрельцов ЮА. Человек в мире общения. - М.: МГУКИ, 2003.
МОДУЛЬ ш
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Тема 3.11. Особенности технологий
социальной работы в сфере образования
Аннотация. Тема раскрывает особенности технологий социальной работы в сфере образования, специфика которой состоит в том, что кроме самих социальных работников этой деятельностью занимаются специалисты разных профилей: социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Объектом воздействия становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. На макроуровне объектом социальной работы становится вся сфера образования как сфера жизнедеятельности, имеющая важнейшее значение для формирования и становления личности современного человека.
Цель: познакомить студентов со спецификой организации социальной Работы в сфере образования, особенностью которой является большое внимание, уделяемое не только взаимодействию в учебных коллективах, но и внеклассной работе в школе, внеучебной деятельности в вузах
средних специальных учебных заведениях, формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания.
-
Социальную работу в сфере образования кроме самих
лейИаЛЬНЫХ Ра^отниковвеДУт специалисты разных профи-
психологи, сами учителя, а также работники специализир0 I ванных учебных заведений. Методы и подходы в этом слу. чае несколько отличаются, но цели остаются общими: воз. действовать на процессы социализации учеников, учащихся студентов, т. е. одновременно формировать благоприятную' среду для успешного учебного процесса и создавать адек~ ватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Социальная работа в сфере образования имеет исключительное значение; в том или ином виде она охватывает абсолютное большинство населения нашей страны, включая не только обучающихся во всех сферах образования (имея в виду и дошкольные учреждения), но и учителей школ и преподавателей профессионального образования, руководителей образования и сотрудников, обеспечивающих деятель-1 ность всей системы образования, а также родителей учеников и студентов, которые самым непосредственным образом втянуты в сферу образования.
Объектом воздействия становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. На макроуровне объектом социальной работы становится вся сфера образования как сфера жизнедеятельности, имеющая важнейшее значение для формирования и становления личности современного человека.
Предметом социальной работы в сфере образования является посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т. е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образО' вания, содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального инститУ' та общества.
0 этом - отличие социальной работы от работы психологов образовательном учреждении, деятельность которых ориентирована в большей мере на отдельные личности и конкретные уППЫ} на решение индивидуальных проблем. Отсюда большое внимание уделяется не только взаимодействию учебных коллективов, но и внеклассной работе в школе, внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях, формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания. Социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей отдельных лиц и особенностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели1.
Технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику.
Во-первых, это связано с тем, что технологии реализуются в различных образовательных учреждениях. К ним относятся в первую очередь средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спортивные, социокультурные, национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, Действующие совместно или на базе образовательных учреждений.
Во-вторых, специфика технологий социальной работы Связана с теми проблемами, которые не только проявляются 8сФере образования, но и порождаются ею. Для того чтобы °Ченить специфику данных технологий необходимо рассмот-^^социальные проблемы сферы образования.
аль \^олее подробно характеристику сферы образования как объекта соци-нел0и Работы см.: «Технологии социальной работы в различных сферах жиз-М 2ооеЛЬНОСТИ1Подред' "Р09" П'Д' Павленка:Учеб- пособие. - М.: ИНФРА-
Проблемы эти можно разделить на несколько уровней.
Первый уровень - это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к зна-ниям, профессиональной подготовке, к степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе, расширяются функции образования в современном обществе. Это ведет к тому, что школьные программы, а затем и программы средних и высших учебных заведений расширяются, усложняются, обрастают новыми разделами и предметами. Возрастают требования к учащимся как в количественном, так и в качественном отношении. Несмотря на рост требований, утрачивается контроль над качеством и глубиной усвоения знаний, над степенью использования полученных знаний у современных школьников и студентов. Такая интенсивная нагрузка даже у здорового ребенка вызывает стрессовые состояния, не говоря об ослабленных детях, которых становится все больше во всех возрастных группах.
Второй уровень - это социальные проблемы детей из неблагополучных семей, к которым относятся как малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности, так и педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также и девиантные семьи. Хотя причины неблагополучия здесь весьма различны, последствия для детей часто бывают сходны: слабое здоровье, нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность или наоборот - виктимность, зависимое поведение, аутизм, неспособность учиться в школе или профессиональном учебном заведении, осложнения во взаимодействии с коллективом и т.д. Все эти проявления характеризуются общим термином «школьная дезадаптация».
Третий уровень-ъю проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, внутри коллективов учеников и студентов, коллектива учителей и др.). В основном все эти проблемы связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей, например гиперактивность при дефиците внимания (в ряде стран, таких как США и Япония, она расценивается как диагноз, препятствующий работе с компьютерной техникой), немотивированная агрессия и др. Теоретически эти проблемы разрабатывались И.С. Коном, Б.Д. Парыгиным и А.Я. Гуревичем. Однако в последние годы данные теории ушли на второй план и о них забыли, что затрудняет понимание ситуации, особенно в школе.
С другой стороны, это связано со спецификой такой социальной группы, как учителя средних школ и преподаватели - можно говорить о социально-профессиональных проблемах данной группы, а также о состоянии ее здоровья, эмоционального равновесия, о проблеме «эмоционального выгорания», что для современной России стало особенно тяжелой социальной проблемой. В научных терминах есть специальный, который характеризует эту группу проблем - «педагогический травматизм».
Проблемы учеников, в свою очередь, можно разделить на следующие группы:
7. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:
недостаточная готовность учеников к обучению;
трудности в освоении общеобразовательных программ;
категорический отказ учеников от посещения школы (школофобия);
высокая степень педагогической запущенности современных детей.
2. Проблемы, связанные со здоровьем:
общая соматическая ослабленность;
• хронические заболевания различной этиологии, создаю-Ие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, ин-
8а1идность;
посттравматический синдром;
логоневроз;
психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
Психофизиологические проблемы:
отклонения интеллектуального и личностного развития;
низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
патохарактерологическое развитие личности;
нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
последствия перенесенного физического или психического насилия.
Социально-правовые проблемы:
семейные отношения, сложные жизненные условия;
нарушение прав детей, физическое или психическое насилие над ребенком;
проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность;
социальное сиротство;
социальная дезориентация и дезадаптация;
склонность к противоправным поступкам.
Решение социальных и социально-психологических проблем, проявляющихся в сфере образования - важная задача по той причине, что, начиная с первых шагов в образовании, маленький человек получает не только абстрактные знания о мире, но и готовит себя к взрослой жизни, осваивает различные социальные роли. Дети более ранимы, чем взрослые, они легко воспринимают как хорошее, так и плохое. Случайные события, нечаянное зло, причиненное взрослым, тем более - учителем, могут иметь необратимые последствия. Уверенность в своем будущем, успешность, степень самор^' ализации и удовлетворения во взрослой жизни, ценностные ориентации, так же как состояние здоровья, во многом зависят от того, как пройден учебный процесс в школе. Не случайно социальная работа в школе считается одной из самых сложных.
Не менее сложна и важна работа в профессиональных учебных заведениях разных уровней. Будущие профессионалы - это те, кто будет учить детей, лечить всех нас, руководить страной, экономикой, строить всю нашу жизнь. От их социального здоровья, их ценностей, жизненной позиции, от способности взаимодействовать друг с другом зависит вся наша жизнь. Социальная работа в вузах и средних учебных заведениях заметно изменилась в последнее время и здесь еще очень много нерешенных проблем.
Основными задачами социальной работы в сфере образования являются:
1 Диагностическая.
Психокоррекционная.
Оздоровительная (медико-социальная).
Учебно-воспитательная.
Научно-методическая.
Социально-правовая.
Консультационная.
Социально-аналитическая.
Просветительская.
Сложность задач, стоящих перед социальной работой в сфере образования, предполагает необходимость применения всей гаммы социальных технологий, учета специфики дан-НоисФеры и участвующих в ней социальных групп, научное изучение всех сторон этой деятельности, изучение и обобще-Ние опыта работы.
Классификация социальных технологий в последнее Ремя привлекает большое внимание исследователей. Это Меняется не только теоретическим интересом. Классифи-Ция помогает найти наиболее подходящие конкретные тех
нологии для социальной работы в той или иной сфере жизнедеятельности.
Общая классификация технологий зависит от масштаба объекта, сферы применения, поставленных целей и характера решаемых задач. Велика зависимость и от теоретической основы, методологии, в русле которой разрабатываются технологии. Кроме того, возможно разделение технологий на глобальные и региональные, инновационные и рутинные, информационные, интеллектуальные (направленные на стимулирование мыслительной деятельности и творческих способностей), исторические (осмысление имеющегося в данной стране опыта и использование его с учетом новых условий), демографические (направленные на изменение демографического поведения людей), на социальные технологии согласия и социального партнерства, включая технологии разрешения конфликтов, политические технологии, финансовые и экономические, административно-управленческие, психологические и педагогические. Все эти технологии могут быть использованы в сфере образования.
Другая классификация социальных технологий включает различные методики практической социальной работы: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, терапия, консультирование, обеспечение, страхование, посредничество, опека и попечительство. Для долговременных и сложных программ необходимы такие технологии, как социальное проектирование, прогнозирование и экспертиза. Все эти технологии очень важны для социальной работы в школе и в вузе.
И все же требуется специальная классификация технологий социальной работы в сфере образования. Это работа с социальными группами, которые сильно отличаются по возрасту, психологии, положению в обществе, социальным ролям, которые они исполняют в жизни, и по тем задачам, которые они решают. Все названные технологии преломляются через эти особенности, поэтому можно выделить такие направления социальной работы: с дошкольниками и младшими школь пиками; с подростками и старшими школьниками; с семьями школьников; со школьными учителями; с учащимися и со студентами; с преподавателями училищ и вузов; профилактика девиантного поведения в сфере образования в специализированных учебных заведениях и детских домах.
Каждая из этих технологий, в свою очередь, включает технологии общей классификации, но преломляет их в зависимос-,г1 от особенностей той группы, с которой работает социальный работник.
Особенности технологий социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками связаны с необходимостью предотвратить школьную дезадаптацию и способствовать наиболее успешной учебной деятельности в младших классах. Здесь возможно использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей, формы «обучения - воспитания» в интегрированных школах-детсадах. В последние годы быстро восстанавливается оздоровительная и коррекционная функция дошкольных образовательных учреждений. Следует учитывать, что проблемы школьной дезадаптации могут быть связаны и с одаренностью детей. Они часто ведут себя не совсем так, как это принято, непонимание со стороны взрослых и сверстников могут стать причиной формирования негативной девиации там, где ее могло и не быть. Одаренные дети часто проявляют негативное отношение к школе из-за формализованности познавательной деятельности. Порою их нонконформизм и индивидуализм ведет к напряженным отношениям с учителями и одноклассниками. Однако, пользуясь определенными ме-т°Диками, можно диагностировать причины этих отклонений ивыработать свою технологию адаптации этих детей к школьной жизни без потери их способностей.
Активно востребованы в сфере образования такие технологи социальной работы, как компенсирование, стимулирование, Управление. Компенсирование направлено на усиление неко