ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Костромской государственный университет
имени Н.А.Некрасова
Отчет по летней практике «Художественные ремесла и ремесленники г.Галич»
Выполнил
студентка 2 курса
группы 2
ФТиС
Федорова Д.Н.
Проверил
Туловская Татьяна Ивановна
Кострома
2010
Содержание
Введение
Виды художественных ремесел
Демченко Лидия Юрьевена
Вахрушева Надежда Николаевна
Румянцева Елена Анатольевна
Потехин Сергей Александрович
Мигунов Евгений Иванович
Замышляев Михаил Алексеевич
Виноградов Николай Олегович
Гусев Павел Николаевич
Золкин Александр Леонидович
Заключение
Список литературы
Введение
Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.
Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.
Становление профессионального ремесла, особенно в городах привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.
Виды Художественных ремесел и известные мастера.
Народными промыслами жители Галичского района занимались с древних времен. В деревнях района были свои бондари, пимокаты, мастера по плетению из бересты, но традиционным и по-прежнему приоритетным видом ремесленной деятельности мастеров остается обработка дерева – это резьба и роспись, плетение из лозы, изготовление мебели и украшение её резьбой.
В Галичском районе в с. Толтуново живет и работает замечательный мастер Поспелов Александр Александрович. Наверное, не существует такого предмета, который он не смог бы воспроизвести в материале. Серия выточенных самоваров, чайников, художественно оформленных под Городецкую роспись. Представлялась на районных выставках, Областном «Доме народного творчества», Ипатьевском монастыре и других выставочных залах областного центра. Работая более 40 лет учителем в школе, Александр Александрович успешно передает свои умения ученикам, обучая детей художественной обработке дерева.
Дерево – универсальный материал, обладающий необычно широкими декоративными возможностями, но увидеть и раскрыть природную красоту материала может далеко не каждый мастер. Смирнов Виталий Леонидович относится к тем необычно одаренным художественным натурам, которым от бога дается ощущение материала. Он искусный мастер резьбы по дереву. Работы Смирнова В.Л. обладают утонченной изысканностью, всё в них безупречно – от гладко отполированной поверхности, до тщательно разработанного резного орнамента. Работы Виталия Леонидовича пользовались большой популярностью у посетителей районных и областных выставок. Мастер с успехом выполняет резные изделия на заказ. Проживает Смирнов В.Л. в селе Кабаново, где односельчане часто обращаются к мастеру с просьбами изготовить что-нибудь в подарок своим родным и близким.
Искусство народных мастеров это и домашнее производство. Галичский край с его лесными массивами, славился своими плотницкими, строительными артелями «отходников», искусными мастерами-умельцами по обработке дерева – резчиками домовой резьбы и мебели, домашней утвари и сельскохозяйственных орудий труда. На перовое место здесь выступает личная одаренность в использовании различных материалов и технических приемов. Ярким представителем этого направления является мастер из д. Степаново Золкин Александр Леонидович. Его рубленый дом украшают резные наличники и карнизы. В большой комнате вся мебель сделана руками хозяина, украшена затейливой резьбой. У дома беседка, скамейки радуют глаз своей резьбой в виде рыбок и птиц. Александр Леонидович выполняет в оригинальной технике наличники, подставки под цветы, полки для посуды. Люди с большим удовольствием покупают его работы, которые он выполняет и на заказ.
С расцветом во второй половине XIX века машинного производства, ремесленное производство начинает сокращаться, но отдельные виды традиционных крестьянских ремесел в Галичском районе сохранились и дошли до наших времен. Одно из них – бондарство. В нашем районе ярким примером бондарного ремесла и , наверное, единственным мастером своего дела является бондарь из д. Иваньково Пронинского сельского поселения Бахмуров Константин Николаевич. Домашнее ремесло: деревенское и городское, непосредственно обслуживало быт населения и составляло базу народного искусства. Кадки и ушаты, выполненные умелыми руками Константина Николаевича, известны не только на территории Костромской области, но и за ее пределами. Ветеран труда Бахмуров К.Н. и в наши дни принимает заказы от населения на изготовление бочек, является непосредственным участником районных и областных выставок. В бочках изготовленных мастером под соления все продукты кажутся вкуснее и ароматнее.
В Галичском районе живёт много талантливых народных мастеров-умельцев. Каждый выбирал свое ремесло, а может быть, ремесло нашло мастера. Эта мысль приходит в голову, когда видишь плетеную из ивового прута мебель Смирнова Александра Васильевича. Его кресла-качалки отличаются изящностью исполнения, а ажурная оплетка создает эффект устойчивой лёгкости. Каркас кресел выполняется из более тонкого ивового прута. Это говорит о том, что мебель крепка, прочна и надежна, и конечно, красива. В настоящее время интерес к такой мебели заметно возрос, так как выполняется она из натуральных природных материалов – дерева и ивового прута.
В России существует несколько центров народной игрушки: это семеновская, филимоновская, дымковская, богородская и другие. К народной игрушке примыкает и самодеятельная, не обладающая устойчивостью форм и образов, и не являющаяся произведением коллективного творчества. Это лепная игрушка-скульптура поэта Сергея Потехина – нашего земляка. Причудливые образы невиданных существ, драконов, водяных, леших имеют своё значение.
Одним из самых распространенных материалов является береста. Традиции плетения изделий из бересты уходят в глубокую древность. Ценнейшим свойством материала является его влагонепроницаемость, легкость и долговечность. Кроме того, береста обладает антисептическими свойствами. Короба, лукошки, пестери, зобеньки, корзины, налопаточники и даже тазы для бани и ведра для воды можно было встретить в любой деревенской избе еще в начале XX века. Сейчас современные мастера плетут из узких и широких берестяных лент-лычек, используя различные техники. Небольшие сухарницы, чайники, солонки, бусы, браслеты, цветы вошли в наш быт. Мастера используют разнообразные оттиски бересты, украшают изделия зубчиками, создают графические узоры и даже целые картины. Образцом мастерства в этом виде искусства являются работы Гусевой Марии Николаевны, проживающей в деревне Логиново Галичского района. Ярким доказательством уникального таланта служат многочисленные выставки в Москве, Калининграде, Калуге, Марийской республике, в городах и районах нашей области, где экспонировались её работы. Художественно выполненный самовар из бересты был на выставке в Америке. Мария Николаевна обладает не только уникальным творческим талантом плетения из бересты, но и занимается резьбой по дереву, лозоплетением, владеет техникой работы с соломой. Её картины из коры деревьев, бересты отличаются высоким художественным вкусом, оригинальным дизайном. Своё умение в течение 30 лет Мария Николаевна передавала учащимся педагогического колледжа и ученикам Россоловской основной школы. За участие в выставках по декоративно-прикладному творчеству получила звание лауреата Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества и награждена медалью, является Дипломантом Международного кинофестиваля имени Ролана Быкова.
Нельзя утверждать, что ремесло является исключительно мужским занятием. Современные мастерицы успешно справляются с такими сугубо мужскими специальностями, как обработка дерева на токарном станке. Ольга Александровна Касаткина из д. Чёлсма с успехом освоила все виды токарного производства. На токарном станке она вытачивает домашнюю утварь: ложки, солонки, плошки, блюдца. Выточенные на токарном станке деревянные пасхальные яйца и расписанные Ольгой Александровной пользуются спросом как подарки и сувениры, являясь школьным учителем, она передает свое мастерство детям. Работы мастера и её учеников принимают участие на областных и районных выставках.
В современных условиях государство проявляет заинтересованность в развитии всех видов народного творчества и, как неотъемлемой ее частью, народному прикладному искусству и ремеслам. Ремесло и искусство тесно взаимосвязаны, обогащают друг друга, а в декоративно-прикладном искусстве составляют единое целое.
Вышивка относится к одному из видов русского народного искусства и является самым распространенным женским занятием. Современные мастерицы используют все многообразие вышивальных техник. Елена Анатольевна Румянцева из д. Степаново обладает техников вышивки крестом. Личная коллекция вышитых крестом картин, скатертей, салфеток, полотенец украшает убранство её дома. Картины, выполненные Еленой Анатольевной на различные темы, уникальны и неповторимы. Дарование мастерицы выражено в них в полной мере. Мастерство вышивки Румянцева Е.А. переняла у своей бабушки и матери, которые всегда славились своими вышивками.
Такой же умелицей в деревне Степаново является Елена Александровна Воробьева. Панно и картины вышитые крестом радуют глаз своей четкостью и чистотой исполнения, яркими сочетаниями красок, оригинальностью сюжета.
Ни одна выставка прикладного творчества в нашем районе не обходится без работ Евгения Ивановича Мигунова, проживающего в д. Пронино. Он известен как мастер художественной резьбы по дереву. Работы Евгения Ивановича обладают утонченной изысканностью, всё в них безупречно – от гладко отшлифованной поверхности предмета, до детально разработанного резного орнамента. Кроме резьбы по дереву Евгений Иванович увлекается живописью. Окончив художественно-графический факультет Костромского педагогического института им. Н.А.Некрасова, многие годы преподавал уроки изобразительного искусства в школе, передавая свой опыт и любовь к живописи детям. Народный художник является постоянным участником районных и областных выставок. Его работы отличает мягкость живописного языка с тонкими переходами оттенков: «Осенний пейзаж», «Зимний сон», «Оттепель» - выполнены очень смело, на одном дыхании. В образах сливаются тонкие прозрачные тени, золото стройных сосен, пестрота осеннего леса. Евгений Иванович в своих работах очень любит отражать красоту природы родного края, где он вырос.
Традиционным женским ремеслом можно считать вышивку бисером и бисероплетение. В руках молодых мастериц Корсаковой Юлии Геннадьевны и Лебедевой Светланы Валентиновны это ремесло приобретает современное звучание. Это женские украшения, декоративные поделки и целые объемные картины в сочетании с вышивкой лентами. Юля Геннадьевна обладает редкой техникой «батик». Её декоративные панно являются украшением многих выставок.