Файл: коспект по русскому языку.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.08.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этап урока(цель, формы орг. Работы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

время

1.

Орг. Момент.

Цель – установление внимания, порядка, тишины.

- здравствуйте ребята, садитесь. У нас урок русского языка.

+ Ребята приветствуют учителя, садятся.

1-2 мин

2.

. Языковая разминка.

Фронтальная форма работы.

- Прочитайте. Из чего состоит этот текст?

Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже при гнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешь ся. Как ты жалка!»

- Из скольких предложений состоит прямая речь?

- Запишите сложное предложение с однородными членами.

- Подчеркните грамма тические основы, обозначьте графически однородные члены.

- Выпишите словарные слова, составьте словосочетания сущ. +прил.

- Выпишите слова, в которых количество звуков не соответствует количеству букв.

+ читают текст, отвечают на вопросы.

+ прямая речь состоит из четырех предложений.

+ записывают предложение. Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже при гнешься к земле.

+ (маленький ветерок, шустрый воробей).

+(Подует, маленький, затрясешься, пригнешься.)

Мин.5

3.

Актуализация изученного на основе проверки домашнего задания.

Фронтальная форма работы.

Беседа по вопросам.

- Когда мы используем предложения с прямой речью?

- Из чего они состоят?

- Что такое прямая речь?

- как она оформляется на письме?

- как пишется первое слово в прямой речи?

- как разделяются на письме прямая речь и слова автора?

+отвечают на вопросы учителя.

+ прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.

+кавычки.

+с большой буквы.

+двоеточием.

5 мин.

4.

Формулирование темы и цели урока.

- На доске написаны два предложения .

1. Удав сказал: «Да, это было великое открытие»

2. «Да, это было великое открытие», - сказал удав.

- что отличает эти два предложения?

- сегодня на уроке мы рассмотрим первый случай. Сформулируйте тему урока и цель.

+читают предложения.

+прямая речь стоит до или после слов автора.

+прямая речь, стоящая после слов автора. Научиться находить прямую речь после слов автора и правильно оформлять предложения с прямой речью после слов автора.

3-5 мин.

5.

Изучение нового материала.

Фронтальная работа.

- Запись предложения на доске учеником.

Дима спросил: "Ты пойдешь гулять?"

- Можно ли прямую речь и слова автора поменять местами?

- Попробуйте?

Запись предложения на доске учеником.

"Ты пойдешь гулять?" - спросил Дима.

- Какое предложение по цели высказывания?

- Понаблюдаем: что изменилось в зависимости от последовательности слов автора и прямой речи.

-Изменился ли смысл предложения?

- Изменилась ли интонация?

- напишите схему, которая соответствует данному предложению.

- Опираясь на данную схему, сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложении, где прямая речь стоит перед словами автора.

+да.

+записывают предложения.

+(По цели высказывания это вопросительное предложение).

+(Нет).

+ (Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся несколько убыстренно и с небольшим понижением голоса).

+("П?" - а.)

+ Вывод: После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, после любого из этих знаков - тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы.

10мин.

6.

Первичное закрепление.

Фронтальная форма работы.

- Прочитайте правило в рамке на стр….

- какой главный отличительный признак прямой речи на письме?

Кавычки – это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху.

- выполним упражнение 85 на стр. 75.

- Составьте предложения к каждой схеме.

- молодцы, всё правильно сделали. Теперь выполним упражнение 87. Обратитте внимание на то, что значит выделить слово пожалуйста запятыми. Это значит поставить запя тую перед этим словом и после него, выделительные знаки препи нания всегда двойные! (Кавычки - тоже выделительный знак.)

+ Кавычки.

+ Ребята выполняют упражнение, составляют схемы.

+ выполняют самостоятельно упражнение. С проверкой.

10 мин

7.

Закрепление полученных знаний.

- С.60., упр.92 - самостоятельное выполнение.

+ выполняют упражнение.

5-7 мин

8.

Итог урока.

- Найдите ошибки в следующем тексте правила

Прямая речь всегда стоит после слов автора.

Прямая речь заключается в скобки.

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

- Расскажите правило, с которым сегодня познакомились. Что еще нового вы узнали?

+ находят ошибки в тексте. И отвечают на вопросы.

+ рассказывают правило.

5мин.

9.

Домашнее задание.

Спасибо за урок, записываем домашнее задание. Упражнение 85, стр. 70.

+записывают домашнее задание.

1-2 мин.


Тема урока: «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора»

Цель урока: знакомство со случаями пунктуационного оформления предложений с прямой речью перед словами автора.

Задачи:

  1. Образовательные: усвоить тонкости расстановки знаков препинания в зависимости от характера предложений в прямой речи;

  1. Развивающие: развивать пунктуационные навыки, определять на слух прямую речь после слов автора, находить её в тексте, составлять схемы предложений с прямой речью.

  1. Воспитательные: воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность.

Оборудование:

Для учителя: учебник «Русский язык» (авт. Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев).

Для учеников: учебник «Русский язык» (авт. Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев), «Дидактический материал».

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования

Конспект урока по русскому языку для 4 класса

«Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора»

Учебно-методический комплекс «Школа 2100»

Русский язык. Авторы: Яковлева М.А., Бунеева Е.В.

Выполнила:

студентка 5 курса 1 группы

Кольцова А.А.

Проверил:

доцент кафедры ПиМНО Новичихин В.И.

Кострома

2012г.