ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.08.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
№ |
Этап урока(цель, формы орг. Работы) |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
время |
1. |
Орг. Момент. Цель – установление внимания, порядка, тишины. |
- здравствуйте ребята, садитесь. У нас урок русского языка. |
+ Ребята приветствуют учителя, садятся. |
1-2 мин |
2. |
. Языковая разминка. Фронтальная форма работы. |
- Прочитайте. Из чего состоит этот текст?
Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже при гнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешь ся. Как ты жалка!»
- Из скольких предложений состоит прямая речь?
- Запишите сложное предложение с однородными членами.
- Подчеркните грамма тические основы, обозначьте графически однородные члены.
- Выпишите словарные слова, составьте словосочетания сущ. +прил.
- Выпишите слова, в которых количество звуков не соответствует количеству букв.
|
+ читают текст, отвечают на вопросы.
+ прямая речь состоит из четырех предложений.
+ записывают предложение. Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже при гнешься к земле.
+ (маленький ветерок, шустрый воробей).
+(Подует, маленький, затрясешься, пригнешься.) |
Мин.5 |
3. |
Актуализация изученного на основе проверки домашнего задания. Фронтальная форма работы. |
Беседа по вопросам.
- Когда мы используем предложения с прямой речью?
- Из чего они состоят?
- Что такое прямая речь?
- как она оформляется на письме? - как пишется первое слово в прямой речи? - как разделяются на письме прямая речь и слова автора?
|
+отвечают на вопросы учителя.
+ прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения. +кавычки.
+с большой буквы.
+двоеточием. |
5 мин. |
4. |
Формулирование темы и цели урока.
|
- На доске написаны два предложения . 1. Удав сказал: «Да, это было великое открытие» 2. «Да, это было великое открытие», - сказал удав. - что отличает эти два предложения? - сегодня на уроке мы рассмотрим первый случай. Сформулируйте тему урока и цель.
|
+читают предложения.
+прямая речь стоит до или после слов автора. +прямая речь, стоящая после слов автора. Научиться находить прямую речь после слов автора и правильно оформлять предложения с прямой речью после слов автора. |
3-5 мин. |
5. |
Изучение нового материала. Фронтальная работа. |
- Запись предложения на доске учеником.
Дима спросил: "Ты пойдешь гулять?"
- Можно ли прямую речь и слова автора поменять местами?
- Попробуйте?
Запись предложения на доске учеником.
"Ты пойдешь гулять?" - спросил Дима. - Какое предложение по цели высказывания?
- Понаблюдаем: что изменилось в зависимости от последовательности слов автора и прямой речи.
-Изменился ли смысл предложения?
- Изменилась ли интонация?
- напишите схему, которая соответствует данному предложению.
- Опираясь на данную схему, сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложении, где прямая речь стоит перед словами автора.
|
+да.
+записывают предложения.
+(По цели высказывания это вопросительное предложение).
+(Нет).
+ (Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся несколько убыстренно и с небольшим понижением голоса).
+("П?" - а.)
+ Вывод: После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, после любого из этих знаков - тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы. |
10мин. |
6. |
Первичное закрепление. Фронтальная форма работы. |
- Прочитайте правило в рамке на стр…. - какой главный отличительный признак прямой речи на письме? Кавычки – это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху. - выполним упражнение 85 на стр. 75. - Составьте предложения к каждой схеме. - молодцы, всё правильно сделали. Теперь выполним упражнение 87. Обратитте внимание на то, что значит выделить слово пожалуйста запятыми. Это значит поставить запя тую перед этим словом и после него, выделительные знаки препи нания всегда двойные! (Кавычки - тоже выделительный знак.)
|
+ Кавычки.
+ Ребята выполняют упражнение, составляют схемы.
+ выполняют самостоятельно упражнение. С проверкой. |
10 мин |
7. |
Закрепление полученных знаний. |
- С.60., упр.92 - самостоятельное выполнение.
|
+ выполняют упражнение. |
5-7 мин |
8. |
Итог урока. |
- Найдите ошибки в следующем тексте правила
Прямая речь всегда стоит после слов автора.
Прямая речь заключается в скобки.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
- Расскажите правило, с которым сегодня познакомились. Что еще нового вы узнали? |
+ находят ошибки в тексте. И отвечают на вопросы.
+ рассказывают правило. |
5мин. |
9. |
Домашнее задание. |
Спасибо за урок, записываем домашнее задание. Упражнение 85, стр. 70. |
+записывают домашнее задание. |
1-2 мин. |
Тема урока: «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора»
Цель урока: знакомство со случаями пунктуационного оформления предложений с прямой речью перед словами автора.
Задачи:
-
Образовательные: усвоить тонкости расстановки знаков препинания в зависимости от характера предложений в прямой речи;
-
Развивающие: развивать пунктуационные навыки, определять на слух прямую речь после слов автора, находить её в тексте, составлять схемы предложений с прямой речью.
-
Воспитательные: воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность.
Оборудование:
Для учителя: учебник «Русский язык» (авт. Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев).
Для учеников: учебник «Русский язык» (авт. Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев), «Дидактический материал».
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и методики начального образования
Конспект урока по русскому языку для 4 класса
«Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора»
Учебно-методический комплекс «Школа 2100»
Русский язык. Авторы: Яковлева М.А., Бунеева Е.В.
Выполнила:
студентка 5 курса 1 группы
Кольцова А.А.
Проверил:
доцент кафедры ПиМНО Новичихин В.И.
Кострома
2012г.