ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.5. Финансы предприятия (фирмы)
1). По экономическому назначению и характеру функционирования:
2. По участию в производственных и торгово-технологических процессах:
3. Принадлежность оф к отрасли либо подотрасли.
6. По характеру использования:
2.5.2. Оценка основных фондов предприятий.
2.5.3. Показатели движения и эффективности использования основных фондов предприятия
Преимущества лизинга заключаются в том, что лизинг позволяет хозяйствующему субъекту получить основные фонды и начать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота. Как видим, лизинг – это эффективный способ финансирования для предприятий, не располагающих необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства. Эта ситуация особенно характерна для малого бизнеса, как правило, имеющего ограниченные средства.
Важно и то, что в течение всей сделки основные фонды находятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи е относятся к текущим расходам хозяйствующего субъекта, т.е. включаются в себестоимость производственной продукции и соответственно уменьшают сумму прибыли, облагаемой налогом.
Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой фирмы или факторингового отделения банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой фирмы) и управлению его долговыми требованиями.
Факторинг особенно выгоден для предприятий малого и среднего бизнеса как форма финансирования, позволяющая руководству и сотрудникам сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускоряющая получение большей части платежей, гарантирующая полное погашение задолженности и снижающая расходы по ведению счетов. Факторинг дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости брать дополнительные и весьма дорогостоящие кредиты в банке. Все это благоприятно сказывается на финансовом положении фирмы.
Франчайзинг – это система продажи лицензии (франшиз) на технологию и товарный знак. Система франчайзинга позволяет широко использовать ресурсы крупных предприятий для финансирования малого бизнеса.
Покупка франшизы выгодна, поскольку риск сравнительно мал. Вкладывая деньги во франшизу, вы приобретаете жизнеспособное предприятие, которое уже долгое время работало успешно. Лицензиар (фирма, предоставляющая франшизу) может сдать в аренду основные фонды, предложить финансирование. Помимо предоставления финансовой и консультативной помощи лицензиар, как правило, обучает нового предпринимателя методам управления фирмой. Многие лицензиары предлагают консультации по вопросам рекламы, налогов и др. проблемам бизнеса, а также по руководству повседневной деятельности предприятия, работающего на основные франшизы.
Для финансирования крупными фирмами малых фирм-новаторов, занимающихся, прежде всего, вопросами нововведений, обычно используется венчурный (рискованный) капитал фирмы Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, связанных с разработкой и освоением принципиально новых товаров, становится осуществление так называемого рискового финансирования небольших фирм, специализирующихся на подобных разработках.
Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор личных инициатив, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей деятельности изобретателей.
2.5.1. Материально-техническая база предприятия. Основные фонды предприятия. Состав, назначение и классификация основных фондов предприятия
МТБ – это совокупность средств и предметов труда, применяемых во всех торгово-технологических процессах предприятия.
МТТ предприятия включает основные фонды (как собственные, так и арендованные) и так называемые нематериальные активы. Под активами в данном случае подразумевают все ценности, как материального, так и нематериального характера, принадлежащие торговому предприятию.
МТБ имеет определенную структуру – составляющие ее элементы сочетаются в определенных пропорциях. По структуре МТБ в большинстве случаев можно определить, к какой подотрасли относится рассматриваемое предприятие, какова его специализация, размеры. Так, для МТБ розничных торговых предприятий характерна значительная доля оборудования; существенно меньшую долю, чем в оптовой торговле, составляют здания, сооружения.
Разные элементы МТБ (особенно основные фонды) должны применяться с учетом региональных и, в первую очередь, климатических особенностей.
Для характеристики состояния и перспектив развития МТБ применяют как натуральные, так и стоимостные показатели, причем и в том, и в другом случае показатели могут быть как абсолютные, так и относительные. Необходимо, чтобы показатели состояния и динамики (развития во времени) МТБ рассматривались совместно с показателями оборота, товарных запасов, производительности труда. Только в этом случае показатели МТБ будут информативными и достоверными.
В современных экономических условиях предприятия торговли все чаще становятся обладателями так называемых нематериальных активов. Появление нематериальных активов во многом связано с преобразованиями в области учета и отчетности, которые позволяют приблизиться к международным стандартам. Процесс приобретения нематериальных активов (а это, как правило, долгосрочные вложения средств), оценки, начисления износа, порядок и сроки использования во многом идентичны аналогичным операциям с основными фондами. Поэтому считается, что нематериальные активы только по перечисленным характеристикам могут рассматриваться как составная часть МТБ.
В составе нематериальных активов принято выделять:
- исключительное право патентообладателя на изобретение и т.п.;
- исключительное право владельца на товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товара и др.
В состав нематериальных активов не включается интеллектуальные и деловые качества персонала торговых предприятий, их квалификация и способность к труду.
В настоящее время МТБ торговли развивается не очень быстрыми темпами. Следует признать, что торговые предприятия недостаточно оснащены современными кассовыми аппаратами, весоизмерительными приборами, фасовочным и подъемно-транспортным оборудованием.
Осуществление коммерческого предпринимательства связано с использованием различных средств труда, необходимых для продвижения, хранения и реализации товаров.
Средства труда образуют основные фонды предприятия.
Основные фонды (в стоимостной оценке – основной капитал) – это совокупность материально-вещественных ценностей, которые используются в коммерческой деятельности многократно и постоянно, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, а их стоимость переносится на реализуемые товары и услуги постепенно, по частям, по мере использования.
К материально-вещественным ценностям предприятий относят выраженные в стоимостной форме средства труда и предметы труда.
Основные средства – это часть имущества предприятия, используемая в качестве средств труда для производства и реализации товаров или управления предприятием в течение периода, превышающего более 12 месяцев, первоначальной стоимостью более 20000 рублей (НК РФ с 2008 года).
Не относящиеся к основным фондам собственные средства труда являются объектами оборотных фондов предприятия.
Большая часть основных фондов входит в состав материально-технической базы предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения. Однако понятие «материально-техническая база» шире понятия «основные фонды», что обусловлено следующим:
- во-первых, те средства труда, которые по действующему бухгалтерскому учету в состав основных фондов не включаются, являются объектами материально-технической базы предприятия;
- во-вторых, материально-техническая база предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, включает кроме собственных основных фондов также часть основных фондов, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам и гражданам, предоставившим их предприятию в аренду.
Классификацию объектов материально-технической базы предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, можно провести по экономическим элементам и по видам собственности объектов материально-технической базы (рис. 5).
Материально-техническая база предприятия
По экономическим элементам: По видам собственности:
- Основные фонды - Собственные
- Оборотные фонды - Арендованные
Рис.5. Классификация объектов материально-технической базы
предприятия
Время, в течение которого ОФ способны приносить доход, называется сроками их полезного использования.
Срок полезного использования основных фондов определяется на основании:
- технических условий их эксплуатации;
- решений государственных органов (нормативный срок службы основных средств).
В случае отсутствия указанных материалов срок устанавливается предприятием исходя:
- из срока ожидаемого использования объекта основных фондов с учетом его производительности и мощности;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий, системы ремонтов;
- нормативно-правовых и других ограничений срока использования (например, по договору аренды).
Для учета, составления баланса основных фондов, отчетности, проведения переоценок и инвентаризаций необходима классификация основных фондов, которая проводится по следующим основаниям.
Классификацию основных фондов торговых предприятий можно провести по след признакам: