Файл: Правоохранительные органы, лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.08.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преподаватель - Сергей Борисович Канардов.

Правоохранительные органы Российской Федерации.

Тема 1:"Предмет, задачи и система дисциплины

Правоохранительные органы".

"Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать" капитан милиции Г. Жеглов.

Предметом изучения выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан.

Предмет дисциплины:

- правовое положение различных правоохранительных органов;

- задачи и основные направления деятельность правоохранительных органов;

- система ПО;

- осуществление взаимодействия ПО между собой.

Структура предмета:

1. Понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности.

2. Информация о судебной системе РФ.

3. Иные правоохранительные органы.

Тема 2:"Общие и специфические принципы организации

и деятельности правоохранительных органов".

Признаки правоохранительной деятельности:

1. Осуществляется специально уполномоченными органами (государственными или негосударственными)

2. Исполняется строго в рамках закона.

3. Осуществляется с помощью юридических мер воздействия.

4. Реализуется в установленном порядке с соблюдением установленных процедур.

5. Направленность деятельности только на обеспечение законности и правопорядка в стране и защиту прав физических и юридических лиц.

Правоохранительная деятельность - это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами строго в рамках закона, с соблюдением определенных процедур и направленной на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиту прав, как отдельной личности, так и целых коллективов, организаций и учреждений.

Функции ПД:

1. Осуществление конституционного контроля.

2. Отправление (осуществление) правосудия.

3. Выявление и расследование преступлений (органы предварительного следствия и органы дознания).


4. Осуществление прокурорского надзора.

5. Обеспечение государственной безопасности (ФСБ).

6. Предупреждение преступлений и иных правонарушений.

7. Исполнение судебных решений (ФСИН, ФССП).

8. Оказание юридической помощи.

9. Осуществление оперативно - розыскной деятельности.

Черты ПО:

1. Начало деятельности ПО в каждом случае должно иметь повод.

2. ПО действуют в пределах своих полномочий и в соответствии со своей компетенцией.

3. ПД могут осуществлять только лица, состоящие на службе в ПО и имеющие профессиональную подготовку.

4. Свою деятельность ПО реализуют только в соответствии с законом.

5. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения.

6. Принятые ПО законные и обоснованные решения подлежат исполнению всеми должностными лицами и гражданами.

7. Все решения, действия или бездействия ПО могут быть обжалованы.

8. Нарушения закона, допущенные в процессе ПД, влекут за собой дисциплинарную, материальную, административную или уголовную ответственность.

Правоохранительные органы - это специально созданные государством в целях охраны и защиты прав граждан, правовых норм и юридических отношений органы, которые на основании и в порядке, предусмотренном законами, в соответствии со своей компетенцией осуществляют правоохранительную деятельность.

Система ПО:

- органы судебной власти;

- органы прокуратуры;

- органы охраны основ конституционного строя и государственной безопасности (ФСБ, ФСО, СВР);

- органы предварительного расследования; (предварительное следствие и дознание, следственный комитет);

- органы внутренних дел;

- органы министерства (ФСИН, ФСКН);

- таможенные органы;

- органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат);

- частные детективные и охранные предприятия.

Принципы деятельности ПО:

1. Социально правовые принципы:

- законность;

- гласность;

- уважение прав и свобод личности;

- независимость;

- подконтрольность и подотчетность;

- координация деятельности, взаимодействие.

2. Организационные принципы отражают специфику в организации и деятельности отдельных органов.


Тема 3: "Судебная власть и правосудие. Судебная власть РФ".

Глава 7 Конституции РФ. В ней закреплены положения, характеризующие этот особый вид государственной деятельности:

- формы ее осуществления;

- субъекты - носители судебной власти;

- принципы правосудия;

- высшие органы судебной власти.

Признаки судебной власти:

1. Разновидность государственной власти (осуществляется государственными органами, выражает государственную волю);

2. Исключительность судебной власти: осуществляется только специальными государственными органами - судами.

3. Независимость, самостоятельность, обособленность (независимы, не входят ни в какую систему государственных органов).

4. Осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом.

5.Осуществляется различными правовыми формами: конституционного, административного, гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства.

6. Подзаконность судебной власти.

7. Властный характер полномочий суда (вступившие в законную силу решения судов обязательны для всех).

Судебная власть - деятельность специально уполномоченных независимых и обособленных государственных органов (судов) в рамках их исключительных полномочий, направленных на решение вопросов, отнесенных к их компетенции, по применению права путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства в целях защиты прав и свобод граждан, предприятий, организаций и учреждений.

Суд - это государственный орган, уполномоченный осуществлять судебную власть.

Признаки, присущие суду:

- особый порядок формирования судов;

- особый порядок обеспечения независимости суда;

- особая процедура реализации своих полномочий;

- осуществление полномочий в пределах своих компетенций (юрисдикции);

- осуществление судебной власти в определенном судебном составе.

Судебная система государства - это упорядоченная совокупность судов, учрежденных согласно законодательству, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами.

Федеральный конституционный закон номер 1- ФКЗ от 31. 12.1996г. "О судебной системе РФ".


Единство судебной системы РФ (Ст.3).

1. Судебная система закреплена Конституцией.

2. Соблюдение всеми судами установленных ФЗ правил судопроизводства.

3. Единообразное применение всеми судами российского законодательства и норм международного права.

4. Признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу.

5. Законодательное закрепление единства статуса судей.

6. Финансирование судов из средств федерального бюджета.

Ст 4 1-ФКЗ

Судебная система РФ.

1. Федеральные суды.

2. Суды субъектов РФ.

Федеральные суды:

1. Конституционный суд РФ (19 судей).

2. Верховный суд РФ.

3. Федеральный суд общей юрисдикции:

- верховные суды республик, краев, областей, округов;

- районные суды;

- военные суды;

- специализированные суды.

4. Федеральные арбитражные суды:

- арбитражные суды округов, касационные (11 судов);

- арбитражный аппеляционный суд (20 судов);

- арбитражные суды субъектов РФ;

- специализированные арбитражные суды.

Суды субъектов РФ:

1. Конституционные (уставные) суды РФ.

2. Мировые судьи.

Звено - совокупность судов, наделенных однородными полномочиями.

Звенья судебной системы:

1. мировые судьи - 1 звено;

2 районные суды - 2 звено;

3 суды субъектов РФ;

4. верховный суд РФ.

Процессуальная компетенция судов:

1. Суды 1 инстанции рассматривают дело по существу, выносят решение от имени государства. Могут выступать суды любого звена судебной системы.

2. Суды 2 инстанции (аппеляционные) проверяют законность и обоснованность приговоров и др. Решений, которые не вступили в законную силу.

Могут выступать суды 2-го, 3 - го, 4 - го звена судебной инстанции.

3. Суда 3 инстанции (кассационные) проверяют законность и обоснованность приговоров, решений судов, вступивших в законную силу.

Могут выступать суды среднего (президиум) и высшего звена судебной системы.