ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.08.2024

Просмотров: 473

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Крынница

463

ковь преподносит им ключ к целомудренным пожеланиям и печать необходимой привязанности, открывающие дверь к преображе нию «душевного тела» семьи в «тело духовное».

А что происходит, если страна забывает о проверенных тыся челетиями обычаях нравственности и радостно погружается в культивируемую сейчас псевдокультуру, наполненную сексом, садизмом, одуряющей музыкой и сознанием вседозволенности?

Об этом пишет в своей статье православный священник Мак сим Обухов: «Существует одна историческая закономерность, со вершенно достоверная и проверенная. Те народы, среди которых широко распространялся блудный грех, быстро исчезали с лица земли или теряли независимость, ослабевали и уступали место другим народам. Крепка связь между ослаблением и вымиранием нации и блудным грехом. Больное, зараженное грехом общество перестает рождать Суворовых, Лобачевских, Королевых, превра щается в серую бездарную массу. Это происходит не сразу, а в те чение нескольких поколений, при накоплении греха. Духовность первична и при ее повреждении впоследствии страдает тело. Се годня в России рождается только около пяти процентов здоровых детей. Никто не может толком этого объяснить. Многие говорят о влиянии загрязнения окружающей среды. Очень хотелось бы на помнить окружающим: хотя в России и есть определенные проблемы с загрязнением природы, но тем, кто объясняет болез ни наших детей, я бы посоветовал съездить в Западную Европу и посмотреть, какая вода течет в реках Англии, Германии, Голлан дии, каким воздухом там дышат и что едят. Россия – одна из самых благополучных в экологическом отношении стран мира! Чем мы можем объяснить столь плачевное положение дел? Только словами пророка Осии: «Будут блудить и не размножатся...»

464

Глаголы русских мудрецов

В. Г. Жданов

ВСТАНЬ В НАШУ РАТЬ!

История возникновения и развития Пятого трезвенническо" го движения и его роль в современной России

Доклад на Новосибирской конференции 15 ноября 2003 г.

Как это начиналось

Все мы, соратники, являемся участниками Пятого трезвенни ческого движения в России. Это движение зародилось в семиде сятых восьмидесятых годах прошлого столетия. У его истоков стояли наши замечательные соотечественники: академик Федор Григорьевич Углов, Геннадий Андреевич Шичко, Игорь Владими рович Красноносов и, молодой еще тогда, Александр Николаевич Маюров, который сейчас является президентом Международной академии трезвости и сидит у нас в президиуме.

Импульсом к переходу трезвеннического движения к активной фазе послужила конференция в городе Дзержинске Горьковской области. Там проводилась конференция под интересным назва нием: «Профилактика алкоголизма в промышленном городе». Ор ганизовали эту конференцию злейшие враги трезвости отец и сын Левины, были в Москве такие специалисты по алкоголизации на шего народа.

Ф. Г. Углов послал заявку на участие в этой конференции с док ладом «Экзогенные и эндогенные факторы преждевременного старения и смерти». Ему прислали приглашение. Никто не думал, что академик медицины, всемирно известный хирург приедет в Дзержинск на конференцию по алкоголизму. А он приехал и про читал не доклад «Экзогенные и эндогенные факторы преждевре менного старения и смерти», а свой, в последствии знаменитый доклад «О медицинских и социальных последствиях употребле


Крынница

465

ния алкоголя в СССР». Доклад произвел на этой конференции эф фект «разорвавшейся бомбы». А так как Углов был среди участников единственный академик, ему дали слово первому. За кончил свое выступление Федор Григорьевич такой фразой: «Если не будет принята программа отрезвления страны, тогда власти обязаны объяснить народу во имя каких высших целей мы ежегодно уничтожаем миллион наших сограждан, плодим сотни тысяч дебильных детей, ради каких целей все это делается в на шей стране».

По окончании этого доклада Углов призвал всех присутствую щих участников, делегатов конференции проголосовать за сухой закон. И надо сказать, что подавляющее большинство под впечат лением доклада проголосовало за сухой закон.

Это был прорыв, очень сильный прорыв. Но после этой конфе ренции власти признали Углова «сумасшедшим» академиком. Выбросили из печати все его работы, даже хирургические труды, не говоря уже о публицистике. Ему был объявлен бойкот. Главлит, была такая цензурная организация, запретил даже фамилию Уг лова упоминать при публикациях, чтобы никто о нем не слышал и не знал.

Но нашлись патриоты, которые записали доклад Углова на маг нитофон, распечатали и начали распространять его по стране.

И вот в октябре 1983 года, спустя почти два года после конфе ренции, этот доклад попал в наш Академгородок. Привез его, ка жется, Виталий Васильевич Черкашин. Патриотически настроенная научная общественность, которая тогда уже сущест вовала в Академгородке, поняла, что это потрясающая информа ция. Углов в своем докладе однозначно сказал: «Наш народ, как индейцев в Америке, сознательно, целенаправленно уничтожают алкоголем. Вся алкогольная политика государства на это направ лена».

Доклад тут же размножили на вычислительных машинах, и на чалось его эпохальное шествие по стране. Николай Григорьевич Загоруйко был тогда председателем нашего районного общества «Знание» Академгородка, а я был самый молодой член президиу ма этого общества. Вот однажды, придя на заседание президиу ма, Николай Григорьевич открывает свой портфель, а я открываю

466

Глаголы русских мудрецов

свой, и протягиваем друг другу распечатки доклада Углова со сло вами: «Познакомься, материал потрясающий!».

Надо сказать, что этот доклад очень многих людей отрезвил, в том числе и меня, и Николая Григорьевича. Мы начали думать, что же нам делать. Ситуация была не простая. Понятно, что пятая ко лонна, которая сейчас правит нашей страной, уже и тогда сидела во всех органах, отовсюду торчали ее заячьи уши. Сразу всех нас, тех, кто выступил за трезвость, обвинили в антисемитизме – в те годы это самый простой способ оклеветать человека: «Диссиден ты, антисоветчики. Вы выступаете против водки, а водкой торгует государство, а государством руководит партия – значит вы анти советчики, антикоммунисты и вам надо отрывать голову». В Ака демгородке мы сумели прикрыть наши кадры, но по всей стране развернулась мощнейшая кампания травли активистов, которые распространяли правдивую информацию об алкоголе.

Мы решили действовать по линии общества «Знание». На оче редном пленуме был поднят этот вопрос. Мне было предоставле но слово, я пересказал доклад Углова. Позже было принято решение создать секцию по пропаганде трезвости. Это была единственная в стране в обществе «Знание» секция такой направ ленности. Нам удалось создать мощный лекторский костяк. В сек цию вошли самые активные лекторы Д. Д. Поляков, Е. М. Малышев, Б. П. Гаврилко, С. Н. Рузанкин и сам председатель общества Н. Г. Загоруйко. И мы начали эту информацию распро странять по всей стране. Это был конец 1983 года. А ощущение было такое, что пришла весна, казалось, что в нашей стране что то измениться в лучшую сторону.

На первом этапе

Надо сказать, что к этому времени нам в Академгородке уда лось уже провести колоссальную работу. В институте автоматики и электрометрии, где я работал, и где был один из мощных цен тров трезвеннического движения Академгородка, по решению партийного бюро доклад Углова распечатали в ста экземплярах и вручили его каждому коммунисту, чтобы он высказал свое мнение по этому материалу. В те годы, да и сейчас, отношение к трезво сти – это лакмусовая бумажка. Можно было ничего больше не спрашивать: вот тебе доклад, прочитай, прочувствуй. Почувство


Крынница

467

вал эту боль – наш человек. Если сказал «Ну и что?» – все ясно. На этом выявились и мощные враги трезвости. Пятая колонна высту пила мощнейшим сплоченным фронтом против отрезвления на шей страны.

После этих событий в нашем институте на отчетно перевыбор ном партийном собрании был поднят вопрос о трезвости. Из 13 выступавших 11 говорили о докладе академика Углова. У предста вителя обкома глаза на лоб вылезли: отчетно перевыборное соб рание, а тут идет серьезнейший разговор о судьбе нашей страны. Коммунисты приняли решение написать письмо в ЦК КПСС от имени коммунистов, написать в партийный контроль. Наши пред ложения были простые: опубликовать во всех газетах доклад ака демика Углова, принять программу отрезвления, в течение 2–3 лет ввести в стране сухой закон. Академика Углова можно было объявить сумасшедшим, но 93 х коммунистов института автома тики и электрометрии объявить сумасшедшими никак было нель зя. Такие же письма были направлены в ЦК КПСС и от партийных организаций других институтов Академгородка.

И вот, благодаря этим письмам, генсек Ю. В. Андропов был вы нужден создать комиссию ЦК КПСС, которая бы занялась подго товкой этой программы, подготовкой постановления о борьбе за трезвость в нашей стране.

Верю в свой народ

Мы решили выяснить, кто такой академик Углов. Никто про него ничего не знал. И меня снарядили в Ленинград разыскать акаде мика Углова. С наработанным багажом, имея копии письма ком мунистов, имея уже начавшееся движение, секцию научно методическую, лекции, лекторов, общественное мнение, которое забурлило в Академгородке, я с этим поехал в Ленинград. Это было на ноябрьские праздники. Я прилетел в Ленинград 3 но ября и через разных знакомых разыскал телефон Федора Гри горьевича Углова. Он был на даче. Звоню Углову.

Федор Григорьевич, здравствуйте! Я такой то, меня просили узнать, делали ли вы доклад в 1981 году по алкоголизму.

Да, делал.

Ваш доклад попал к нам в Академгородок, мы его распечата ли, обсуждаем.

468

Глаголы русских мудрецов

Да, хорошо, хорошо.

На основе ваших материалов мы создали секцию, ведем лек

ции.

Да, да, хорошо.

Вот, у нас письмо коммунистов партийной организации, вы ступили за создание программы отрезвления нашей страны.

Да!!! Где Вы находитесь? Я сейчас, все брошу, к вам приеду! Представляете, человек сидел в глубочайшей изоляции, в глу

бочайшей осаде – подпольщик. И вдруг он услышал, что где то, оказывается, есть уже армия, ополчение собирается – не один он, не одинок. Вот это состояние неожиданной радости, видимо, пе реполняло его, и он готов был все бросить, ехать встречаться со мной немедленно. Но мне было неудобно отрывать его, и я пред ложил встреться назавтра, в его институте.

У меня жена в это время была на переподготовке в Ленинграде. Пока я ехал к ней до гостиницы, Федор Григорьевич уже несколько раз позвонил туда и просил меня перезвонить. Звоню, а он, ока зывается, уже приехал домой. Федор Григорьевич, с извинения ми – удобно ли, пригласил нас с супругой к себе в гости прямо сейчас.

Мне, конечно, тоже не терпелось увидеть человека, который отрезвил меня в течение 2 х часов на всю жизнь, и мы поехали на квартиру к Угловым.

Проговорили мы до утра. И приняли решение, что мы пригла шаем Федора Григорьевича в Академгородок. А ему было тогда 79 лет, это ведь было 20 лет назад. Я даже не задумался, что ему 79 лет, у меня и в мыслях не было, что этому суперэнергичному чело веку столько лет. Я говорю ему: «Федор Григорьевич, надо все бросать, приезжайте к нам в Новосибирск». Он также легко при нял это приглашение.

И он приехал. Прочитал две свои замечательные лекции в Доме Ученых: «Живем ли мы свой век» и «Алкоголь и мозг». В конце сво их лекций Федор Григорьевич обратился к залу с такими словами, которые даже у меня вызвали некоторое недоверие. Он сказал: «Я верю в свой народ, я верю, что его не удастся уничтожить алкого лем, что бы тут не делали. Я даже верю, что спиватели будут вы ставлять эту водку – Нате пейте, – а народ пить не будет. Более того, я верю, что приплачивать будут за то, чтобы пили. И все рав


Крынница

469

но, люди пить не будут!». Я даже улыбнулся про себя. Ну, думаю, Федор Григорьевич, фантазии какие.

Но вот прошло 20 лет. Сотни тысяч людей по стране активистов нашего трезвенного движения. Любые деньги плати человеку, чтобы он вернулся пить это пойло – а люди к этому не вернутся. В этом смысле Ф. Г. Углов оказался очень прозорливым. Понимая всю суть русского человека, души его, он предвидел, что это будет именно так.

От ДОТа до СБНТ

После приезда Федора Григорьевича у нас в городке началось массовое трезвенное движение. Организовался ДОТ – Добро вольное Общество Трезвости. ДОТовцы – так нас все называли тогда, так многие называют и сейчас в Академгородке по старой памяти.

Надо сказать, что параллельно в это же время был создан про образ «Партии любителей пива», ТАНК – товарищество алкоголи ков наркоманов и курильщиков. Это была попытка создать противодействующую нам организацию. Но она, как организация, вскоре захлебнулась, хотя, денег туда вливалось огромное коли чество.

В рамках ДОТа мы начали действовать. Мы проводили большое количество мероприятий. До тысячи человек собиралось на на шей конференции. Мы проводили очень мощные манифестации и в Академгородке и в самом Новосибирске.

Надо сказать, что ДОТ стал кузницей партийных кадров для на шей области и для страны. Именно в рамках нашего ДОТа зароди лась Новосибирская «Память», которая тоже развернула патриотическую деятельность в Академгородке, в Новосибирске, и вышла на весь СССР. В рамках нашего ДОТа сделано очень мно го полезных, добрых дел. Прежде всего – это люди. Наш ДОТ дал кадры в руководство патриотических организаций и политических партий, в том числе и для Новосибирска и для Новосибирской об ласти. Почти все руководство КПРФ Новосибирской области вы шло из нашего ДОТа – трезвенники. Видный общественный деятель Александр Николаевич Люлько, кандидат в депутаты Го сударственной Думы, который, я уверен, станет депутатом, тогда молодой аспирант Новосибирского госуниверситета, одним из

470

Глаголы русских мудрецов

первых пришел к нам в движение и до сих пор ведет работу, борет ся за трезвость. К нам пришел молодой и энергичный десант ник подполковник Эдуард Егорович Кузнецов, мощнейший человек был. Оказалось, что он старший брат Виктора Егоровича Кузнецова, который руководит областной организацией Комму нистической партии. Его влияние тоже переоценить трудно.

Повторюсь, многие патриотические организации сформирова ны на основе ДОТа, в них работают трезвые люди. И мы этому рады, потому, что трезвость не самоцель – это фундамент возро ждения духовного, экономического и политического, на котором все остальное будет строиться.

Апофеозом ДОТа явилось проведение в 1988 году в Академго родке всесоюзной конференции, на которой и был создан Союз борьба за народную трезвость. Как вы все знаете, председателем Союза борьбы за народную трезвость на той конференции был избран и до сих пор является нашим руководителем академик Фе дор Григорьевич Углов. На этой же нашей конференции было при нято решение и о создании Союза духовного возрождения Отечества, который был создан спустя несколько месяцев в Моск ве.

Создание СБНТ – организации, четко стоящей на позиции трезвости, явилось альтернативой и противовесом официально му обществу ВДОБТ, которая к тому времени выродилась уже не понятно во что. 1988 год – это начало новой кампании спаивания нашего народа, мощнейшей кампании. Причем пятая колонна, ко торая тогда уже взяла власть понимала: чтобы оградить народ, надо его ограбить. Пьяного, больного ограбить намного легче, чем трезвого и здорового. Вот эта то кампания спаивания и яви лась базой той чубайсовской приватизации, тех грабительских реформ, которые продолжаются до сегодняшнего дня. Реформ, которые разрушают наше государство, наше Отечество и уничто жают наш народ.

Наш СБНТ – единственная общественная организация, кото рая пережила перестройку. Мы до сегодняшнего дня всесоюзная организация. На все наши мероприятия, на слеты приезжают представители Украины, Белоруссии, Казахстана. Мы живем и здравствуем. В 1990 году было выпущено 200 тысяч значков СБНТ. Они уже закончились. Это говорит о том, что по всему Со


Крынница

471

ветскому Союзу есть наши соратники, наши организации. Это сила, и сила довольно большая. Это и политическая сила, которая, в конце концов, потребует принятия радикальных решений в этом вопросе.

Создана идеология трезвеннического движения, она развита. У нас работает несколько научно исследовательских лаборато рий трезвеннического направления, в том числе здесь в Новоси бирском Академгородке, в Москве, в Санкт Петербурге. Мы отработали идеологию отрезвления, сейчас она совершенно и понятна. Алкоголь – это самый опасный наркотик, который унич тожает народы, целые народы. И все трезвые, честные люди, бо леющие за народ, должны противодействовать этой самой страшной форме наркомании – алкоголизму. Мы, естественно, стоим на позиции распространения на алкоголь антинаркотиче ского законодательства, т. е. за «сухой закон». Такой закон успеш но в нашей стране существовал, и восстановления которого мы желаем и самым энергичным образом боремся за это. Боремся все эти 15 лет. Наше движение за эти года расширилось, расши рилось очень сильно. Надо сказать, что процесс этот сопровож дался несколькими, удивительными на первый взгляд, событиями, которые на самом деле, к случайностям отнести нель зя.

Шествие по стране

Первый мощный импульс в распространении трезвеннических взглядов, совершенно неожиданно для меня, дала моя лекция, прочитанная в городе Сочи. Лекцию «Правда и ложь об алкоголе» я прочитал в пансионате «Нева». Эту лекцию по просьбе горкома партии записали на магнитофон, чтобы горком с ней потом озна комился. Горкома партии с лекцией ознакомился и тут же ее аре стовал. Николай Григорьевич видел ее потом в Сочинском горкоме в сейфе. Но оператор, который записывал эту лекцию, переписал ее и себе. А когда понял, что она пользуется спросом, начал ее размножать и продавать отдыхающим. В Сочи, как из вестно, отдыхали люди со всей страны, и они развозили эту лек цию в разные уголки Союза.

Таким образом, лекция попала и во Владивосток. Одна из ко пий попала на военную кафедру Морского училища. Молодые ре

472

Глаголы русских мудрецов

бята, моряки, поняли смысл лекции, сами стали трезвыми и начали ее во Владивостоке размножать и распространять.

Лекция попала в объединение «Приморскуголь». В этом объе динении работало 60 тысяч человек. У них понедельник был треть им выходным днем, потому что по медицинским показаниям они не могли своих шахтеров с похмелья опускать в шахты. Помощник генерального директора, который тоже понял суть этой лекции, предложил руководству запустить ее для ознакомления всеми ра ботниками объединения. Генеральный директор позвонил для подстраховки в крайком партии и спросил разрешения провести такое антиалкогольное мероприятие. А в то время уже вышла ста тья в «Известиях» под названием «Быть или пить?» и начались ка кие то разговоры про трезвость в официальных кругах. Крайком дал добро. И тогда гендиректор дает распоряжение в следующий понедельник все коллективы всех шахт по всему Приморскому краю собрать в «красных уголках», включить им громкую связь, подключить магнитофоны – будет селекторное совещание. Сам он в течение пяти минут сказал шахтерам «теплые» напутственные слова, и включил лекцию. Она «вдруг» оказалась во всех шахтер ских поселках Приморского края. Люди решили, что это офици альная информация, политика. Начали крутить ее по местному радио, распространять всеми способами.

Руководство Морского училища пригласило меня во Владиво сток прочитать лекции. Власти тут же меня арестовали, выслали назад и дали указание КГБ изымать у людей мою лекцию. А когда ее начали изымать, народ с еще большим интересом начал лек цию распространять. Нам теперь понятно, что лучшего хода для поднятия популярности лекции нельзя было придумать. Навер ное, не нашлось такого человека в Приморье, который не слышал эту лекцию. Так в городе Артеме арестовали и три дня держали на чальника шахты, у которого нашли 15 кассет этих лекций, приго товленных для раздачи.

Таким образом, власти Приморского края сделали нам боль шую услугу. Народ проснулся: коль лекцию изымают, значит, что то в ней такое есть. С Владивостока началось распростране ние этой лекции. Из Приморья, с Сахалина, с Камчатки к нам по шел вал писем. Потом волна стала двигаться по стране: Иркутск, Красноярск, проскочила Новосибирск и дальше на запад. Письма