Файл: Лабораторная работа № 2 по ОТ 2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.08.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соединенного с милливольтметром (6). Шкалы последнего проградуированы в люксах с пределами измерений: нижняя – от 0 до 30 лк, верхняя – от 0 до 100 лк. Увеличение пределов измерений осуществляется за счет применения насадок, которые надеваются на фотоэлемент. В комплект входят три насадки с коэффициентами ослабления: М = 10, Р = 100, Т = 1000 (2, 3, 4). Перечисленные насадки применяются вместе с матовой полусферической насадкой К (1).

1

2

3

4

5

6

Рис. 3. Общий вид люксметра Ю-116:

1 – полусферическая насадка «К»; 2, 3, 4 – насадки с коэффициентами ослабления: М = 10, Р = 100, Т = 1000 соответственно;

5 – фотоэлемент; 6 – милливольтметр

При использовании насадок предел измерений по верхней и нижней шкалам увеличивается. Новые значения пределов измерений в зависимости от комплекта применяемых насадок указаны в правой части прибора. В левой колонке указаны предельные значения нижней шкалы прибора в зависимости от применяемого комплекта насадок (КМ, КР, КТ), в правой – предельные значения верхней шкалы.

Благодаря применению насадок с помощью люксметра Ю-116 можно измерять освещенность до 100000 лк.

Перед началом измерений необходимо соединить фотоэлемент (5) с милливольтметром (6), т. е. вилку фотоэлемента вставить в гнездо прибора, строго соблюдая полярность. Для того чтобы прибор при этом не вынимать из футляра, в последнем напротив соединительного гнезда сделан специальный вырез. Включение

16

прибора производится нажатием одной из кнопок в правой нижней части прибора (левая – нижняя шкала, правая – верхняя).

Измерение освещенности следует начинать по шкале 0-30 (нажимается левая кнопка). Если при этом стрелка на шкале прибора смещается в крайнее правое положение, необходимо переключиться на шкалу 0-100 (надавливается правая кнопка). Если в этом случае стрелка прибора окажется в крайнем правом положении, следует использовать поочередно насадки КМ, КР, КТ (рис. 3, поз. 1–4) в зависимости от освещенности, каждый раз начиная измерение по нижней шкале.

Смещение стрелки прибора в крайнее левое положение шкалы свидетельствует о том, что измеряемая освещенность мала. При этом следует заменить насадки с большим коэффициентом ослабления на насадки с меньшим коэффициентом или снять их совсем.

При определении освещенности фотоэлемент устанавливается горизонтально на рабочих местах. По окончании работы отсоединить фотоэлемент от люксметра и аккуратно уложить комплектующие элементы в футляр прибора.

2.2.Порядок выполнения работы

2.2.1.Измерение естественного освещения

1.Дать характеристику естественного освещения помещения: боковое одностороннее; боковое двухстороннее; верхнее; комбинированное.

2.Произвести измерение освещенности помещения на расстоянии 1, 2, 3, 4, 5

мот наружной стены здания (расстояние отмечено на полу шурупами). Измерение производится на уровне горизонтальной рабочей поверхности на высоте 0,8 м от пола. При этом фотоэлемент удерживается горизонтально. Одновременно необходимо произвести измерение освещенности вне помещения в точке под открытым небосводом (фотоэлемент выставляется в окно). Полученные данные записать в табл. 3.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Результаты измерения естественного освещения

 

 

 

 

 

 

 

 

Расстояние от поверхности

1

2

3

4

5

Освещенность Енар

наружной стены, L, м

 

 

 

 

 

вне помещения, лк

 

Освещенность Евн, лк

 

 

 

 

 

 

 

3. Построить кривую светораспределения в помещении

Евн, лк

L, м

4. Определить КЕО, %, для точки, расположенной в 5 м от окна, по формуле

17


КЕО (е) = (Евн / Енар) 100.

(9)

5. Определить разряд и подразряд зрительной работы.

Например, для студента при чтении или написании конспекта наименьшим объектом различения является точка, размер которой колеблется в пределах от 0,5 до 1,0 мм. Смотрим в табл. 1 столбец 2, такие размеры соответствуют разряду зрительной работы – IV (столбец 3). При этом используется белая бумага, значит фон светлый. Так как пишем темными чернилами или типографская краска черная, то контраст объекта (точки) с фоном – большой. В табл. 1 для IV разряда зрительной работы в столбцах 5 и 6 ищем слова «большой» и «светлый» на одном уровне по горизонтали. По столбцу 4 определяем подразряд зрительной работы – г. Значит для студента разряд и подразряд зрительной работы – IVг, т. е. работы средней точности.

6. На основании полученных данных и используя табл. 1, дать оценку помещения с точки зрения пригодности его для выполнения работ определенной точности. Указать необходимость использования совмещенного освещения.

2.2.2.Измерение совмещенного освещения

1.Пункт 2.2.2 выполняется, если при выполнении пункта 2.2.1 установлена необходимость устройства совмещенного освещения для выполнения работ за-

данного разряда.

2.Используя данные табл. 1, найти для заданного разряда зрительной работы нормативное значение КЕО при совмещенном освещении рабочих мест и сопоставить его с фактическим, полученным при оценке естественного освещения в пункте

2.2.1.Если фактическое значение КЕО меньше нормативного при совмещенном освещении, делается вывод о непригодности помещения для выполнения работ заданного разряда точности. Если фактическое значение КЕО больше нормативного при совмещенном освещении, выполнить подпункты 3 и 4.

3.Включить искусственное освещение, создав тем самым совмещенное освещение. Произвести измерение освещенности в 5 м от окна, т.е. в расчетной точке КЕО.

4.Используя табл. 1, определить для заданного разряда и подразряда работ нормативную освещенность в люксах (по столбцу 9) и сопоставить с фактической освещенностью. Полученные данные занести в табл. 4.

 

Результаты измерения совмещенного освещения

Таблица 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Норматив-

Вывод о воз-

Фактическая осве-

Нормативная

 

можности уст-

щенность при совме-

Фактиче-

ный КЕО

ройства совме-

щенном освещении (в

освещенность

ский

при совме-

щенного осве-

точке с наименьшей

(искусствен-

КЕО, %

щенном ос-

щения (возмож-

естественной осве-

ная освещен-

 

вещении, %

но, невозможно)

щенностью), лк

ность), лк

 

 

 

 

 

Сделать вывод о соответствии фактической освещенности нормативным требованиям. При необходимости дать рекомендации по улучшению освещенности в

18


помещении (увеличение количества светильников, установление ламп большей мощности, замена перегоревших ламп и др.).

2.2.3.Измерение искусственного освещения

1.Дать общую характеристику применяемой в помещении осветительной установки, для чего указать: а) размещение светильников – общее равномерное, общее локализованное, комбинированное; б) источники искусственного освещения – лампы накаливания, люминесцентные лампы, их мощность (для люминесцентных ламп тип цветности светового потока (ЛД, ЛХБ, ЛДЦ, ЛТД) и мощность берутся из маркировки ламп, поставленных в светильники); в) светильники – открытые, защищенные, влагозащитные, пыленепроницаемые, взрывозащитные.

2.Зашторить окна, включить искусственный свет и произвести измерение освещенности на 4 рабочих местах. Записать полученные данные в табл. 5.

Результаты измерения искусственного освещения

Таблица 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие места

1

2

3

4

 

Освещенность, лк

 

 

 

 

 

3. Для заданного разряда и подразряда работ по табл. 1 определить минимальную освещенность и сопоставить с фактической. Сделать вывод о соответствии фактической освещенности нормативным требованиям. При необходимости дать рекомендации по улучшению освещенности в помещении.

3.Контрольные вопросы

1.Какое влияние оказывает свет на здоровье человека и его работоспособность.

2.Что такое аккомодация и адаптация зрения человека?

3.Охарактеризуйте количественные и качественные показатели света. Дайте их определения.

4.Какие виды естественного освещения рабочих помещений вы знаете?

5.Каковы физический смысл и значение величины КЕО?

6.Как определить разряд и подразряд зрительной работы?

7.Как определяется нормативное и фактическое значение КЕО?

8.Виды искусственного освещения и его характеристика.

9.Требования, предъявляемые к различным видам искусственного освещения.

10.Как определить нормативное значение освещенности рабочих мест искусственным светом?

11.Дайте характеристику совмещенного освещения помещений. Где оно должно устанавливаться?

12.Расскажите об устройстве и правилах пользования люксметром.

13.Как оценить требования к освещению производственных помещений и выбрать значение нормируемых параметров по ТКП 45-2.04-153-2009 «Естественное и искусственное освещение»?

19