ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.08.2024
Просмотров: 727
Скачиваний: 0
данного договора. В противном случае к отношениям сторон подлежали бы применению общие положения о договоре подряда об указанных обязанностях заказчика, которые нередко носят императивный характер. К примеру, в силу императивной нормы п. 1 ст. 718 ГК заказчик по договору подряда обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы, тогда как в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ содействие заказчика может оказаться нежелательным вмешательством в деятельность специализированной проектной или изыскательской организации. Поэтому соответствующая обязанность заказчика находится под действием диспозитивной нормы ст. 762 ГК и может быть исключена из содержания обязательства заказчика.
Некоторые обязанности заказчика не исчерпываются сроком действия договора на выполнение проектных и изыскательских работ и могут относиться к периоду после завершения всех работ по договору. Одна из таких обязанностей состоит в необходимости использовать проектно-техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором. В связи с этим не только передача указанной документации, но и разглашение содержащихся в ней данных возможны исключительно с согласия подрядчика.
4. Ответственность за нарушение договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
Ответственность сторон договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ за различные нарушения договорных обязательств (просрочка выполнения соответствующих работ и передачи их результата заказчику; невыполнение отдельных видов изыскательских работ, предусмотренных заданием заказчика; несвоевременная оплата принятого результата работ заказчиком и т.п.) подчиняется общим положениям об ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Специальным образом регулируется лишь ответственность подрядчика за ненадлежащее составление проектно-технической документации и выполнение изыскательских работ (ст. 761 ГК). Этой ответственностью охватываются не только факты ненадлежащего выполнения изыскательских работ или составления проектно-технической документации, выявленные заказчиком при принятии результата соответствующих работ, но и случаи обнаружения недостатков результата изыскательских работ или проектно-технической документации впоследствии, в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе соответствующей проектно-технической документации и данных, полученных в ходе изыскательских работ.
Ответственность подрядчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ за ненадлежащее качество их результата отличается от общих положений об ответственности подрядчика по договору подряда. Во-первых, предусмотрены отрицательные для подрядчика последствия обнаружения ненадлежащего качества выполненных им проектных и изыскательских работ не только при использовании их результата при строительстве объекта, но и при его последующей эксплуатации. Во-вторых, ответственность подрядчика за некачественное выполнение изыскательских работ и ненадлежащее состояние проектно-сметной документации установлена императивной нормой, тогда как общие нормы об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы носят диспозитивный характер (с оговоркой, предусмотренной п. 4
ст. 723 ГК).
Ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение изыскательских работ и ненадлежащее составление проектно-технической документации состоит в обязанности возместить заказчику причиненные убытки. Кроме того, в этом случае подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.
В случаях, когда указанные недостатки обнаружены уже в ходе строительства или в период эксплуатации построенного объекта, заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками выполненных изыскательских работ или проектно-технической документации (ст. 762 ГК). Дело в том, что к заказчику по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (а в этом качестве могут выступать заказчик или подрядчик по договору строительного подряда либо застройщик) могут быть предъявлены требования третьими лицами (застройщиком, инвесторами) в связи с недостатками, обнаруженными в результате строительных работ, которые могут быть вызваны некачественным выполнением изыскательских работ или ненадлежащим составлением проектно-технической документации. В этом случае после удовлетворения требований третьих лиц заказчик может обратиться с регрессным требованием к подрядчику по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. При таких условиях подрядчик заинтересован в
том, чтобы принять участие в деле, возбужденном по требованию третьего лица, предъявленному к заказчику. Ведь если заказчик, не выполнив своей обязанности, все же потребует от подрядчика (изыскателя, проектировщика) в порядке регресса возмещения суммы, выплаченной третьему лицу, подрядчик может быть освобожден от ответственности. Для этого он должен доказать, что, будучи привлеченным к участию в деле по иску третьего лица к заказчику, он мог бы воспрепятствовать удовлетворению соответствующих исковых требований.
Можно говорить о специальном характере такого основания ответственности заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, как нарушение обязанности использовать проектно-техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать указанную документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика. Проектно-техническая документация, подготовленная подрядчиком, может содержать сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну. Распространение соответствующей информации, не санкционированное ее обладателем, вопреки договору влечет возмещение причиненных убытков
(ст. 139 ГК).
§ 4. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд
1. Понятие и признаки государственного контракта на выполнение подрядных работ
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством
иремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы
иоплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).
Как и другие подрядные договоры, государственный контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором. Вместе с тем для него характерны некоторые особенности, позволяющие выделять его в отдельный вид договора подряда:
-основанием заключения государственного контракта является государственный заказ, размещаемый, как правило, по конкурсу;
-подрядные работы, составляющие предмет государственного контракта, должны быть предназначены для удовлетворения государственных потребностей Российской Федерации или ее субъекта;
-оплата подрядных работ, выполняемых по государственному контракту, должна финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников;
-в роли заказчика по государственному контракту выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, действующий, как правило, от имени государства - Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;
-отношения, вытекающие из государственного контракта, подлежат особому правовому регулированию;
-судьба государственного контракта поставлена в зависимость от состояния соответствующего бюджета, за счет которого осуществляется финансирование подрядных работ.
Смысл выделения среди отдельных видов договора подряда государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд "состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим" <1>.
--------------------------------
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 169 - 170.
Еще в дореволюционные времена для отечественного правопорядка было характерно особое правовое регулирование гражданско-правовых отношений с участием казны, обеспечивающее соблюдение публичных интересов. Указанные отношения регламентировались отдельным правовым актом - Положением о казенных подрядах и поставках, содержавшим подробное и детальное регулирование порядка заключения соответствующих договоров, условий возникающих из них обязательств, способов обеспечения их исполнения и ответственности сторон за нарушение условий договоров <1>.
--------------------------------
<1> Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями / Составитель И.М. Тютрюмов. СПб., 1911. С. 1494 - 1594.
После революции 1917 г. уже 30 сентября 1921 г. появилось Положение о государственных подрядах и поставках <1>. Сохранение действия названного правового акта предусматривалось и при первой кодификации гражданского законодательства (ст. 235 ГК 1922 г.). Можно назвать и Закон 1923 г. "О государственных подрядах и поставках" <2>, который устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по выполнению подрядных работ с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. Правда, в дальнейшем созданная административно-командная система управления экономикой уже не нуждалась в особом регулировании подрядных работ для государственных нужд, поскольку практически все договоры подряда на капитальное строительство заключались на основе плановых актов и обеспечивались централизованным государственным финансированием.
--------------------------------
<1> СУ РСФСР. 1921. N 69. Ст. 549.
<2> СУ РСФСР. 1923. N 88. Ст. 851.
В современной экономике, построенной на началах свободного товарного оборота, очевидна необходимость особого регулирования отношений по выполнению подрядных работ, предназначенных для удовлетворения государственных нужд, предопределяемых потребностями Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан.
2. Правовое регулирование отношений по выполнению подрядных работ для государственных нужд
Как и все остальные подрядные договоры, являющиеся отдельными видами договора подряда, государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд регулируется в первую очередь специальными правилами ст. ст. 763 - 768 ГК. Общие положения о договоре подряда могут применяться к отношениям, вытекающим из государственного контракта, лишь при отсутствии таких специальных правил. Вместе с тем для правового регулирования государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд как одного из видов договора подряда характерны особенности, отличающие его от регламентации иных видов подряда.
Во-первых, государственным контрактом на выполнение подрядных работ для государственных нужд (и, соответственно, специальными правилами о нем) могут охватываться как строительные работы (ст. 740 ГК), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Следовательно, в соответствующих случаях к рассматриваемым отношениям должны применяться правила о договоре строительного подряда и о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, естественно, если указанные отношения не урегулированы специальными правилами о государственном контракте. Общие положения о подряде подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено как специальными правилами о государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд, так и правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Во-вторых, согласно ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, которыми установлены основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Отсылка к соответствующим статьям без каких-либо оговорок означает, что содержащиеся в названных статьях нормы приравниваются к специальным правилам о государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд и потому подлежат приоритетному применению как перед общими положениями о договоре подряда, так и перед правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
В-третьих, в соответствии со ст. 768 ГК отношения по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной ГК, должны регулироваться законом о подрядах для государственных нужд. До настоящего времени такой закон не принят, однако имеется целый ряд федеральных законов и иных правовых актов, направленных на регулирование отдельных вопросов, связанных с выполнением подрядных работ для государственных нужд. Поэтому к числу источников правового регулирования государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд могут быть отнесены следующие Федеральные законы:
-Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
-Федеральный закон "О государственном оборонном заказе";
- Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 1 § 2 гл. 42 настоящего тома учебника.
Отдельные положения, относящиеся к государственным контрактам, имеются и в Бюджетном кодексе <1>. В частности, согласно ст. 71 БК закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823 (с послед. изм.) (далее - БК).
Среди источников правового регулирования отношений по выполнению подрядных работ для государственных нужд можно назвать и ряд правовых актов, принятых (утвержденных) указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. К их числу относятся следующие правовые акты:
- Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации <1>;
--------------------------------
<1> Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993
г. N 812 // СЗ РФ. 1993. N 34. Ст. 3189 (с послед. изм.).
- Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд <1>;
--------------------------------
<1> Утверждено Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 // СЗ РФ. 1997. N 15. Ст.
1756.
- Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1222 "О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)" <1>;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4591 (с послед. изм.).
- Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета <1>.
--------------------------------
<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 // СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097 (с послед. изм.).
Большое число разнообразных нормативных актов, которые зачастую фрагментарно регулируют отдельные вопросы, связанные с выполнением подрядных работ для государственных нужд, конечно же, не могут обеспечить комплексное регулирование соответствующих отношений. В связи с этим нельзя не согласиться с выводом М.И. Брагинского: "Названные выше и ряд других таких актов, изданных в разное время и содержащих нередко коллидирующие решения, делают настоятельно необходимым скорейшее принятие закона о подряде для государственных нужд - одного из немногих, прямо поименованных в ГК законов, которые до сих пор не приняты" <1>.
--------------------------------
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 178.
3. Стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ
Сторонами в государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд являются государственный заказчик и подрядчик. Статьей 764 ГК предусмотрено, что в роли государственного заказчика по государственному контракту выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а в роли подрядчика - юридическое лицо или гражданин.
Вместе с тем в тех случаях, когда государственным заказчиком по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд является государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами (т.е. выделенными ему на эти цели средствами из бюджета), истинным государственным заказчиком должно признаваться публично-правовое образование: Российская Федерация или ее субъект.