ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.08.2024
Просмотров: 721
Скачиваний: 0
Аналогичные правила закреплены в ст. 96 УЖТ, ст. 119 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК. Наряду с возмещением указанного ущерба перевозчик должен возвратить отправителю
(получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК).
9.Претензии и иски к перевозчику из договора перевозки груза
Всоответствии со ст. 797 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из нарушения им перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Лишь в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок к нему может быть предъявлен иск грузоотправителем или грузополучателем.
ГК не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий и не предоставляет такой возможности транспортным уставам и кодексам, что означает применение здесь годичного срока исковой давности (а не пресекательных сроков, как было ранее), часть которого поглощается периодом, необходимым для предъявления и рассмотрения перевозчиком соответствующих требований в претензионном порядке <1>. Хотя некоторые нормы транспортных уставов и кодексов о сроках на предъявление претензий перевозчику традиционно претендуют на пресекательный характер, однако судебно-арбитражная практика последовательно занимает иную позицию, соответствующую общим правилам ГК.
--------------------------------
<1> См.: Витрянский В.В. Перевозка (гл. 40) // Гражданский кодекс России. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 412 - 413; Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С. 315 (автор главы - Н.С. Ковалевская).
Претензия должна быть предъявлена той транспортной организации, которая в соответствии с законодательством уполномочена ее рассматривать; она должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по существу; к претензии должны быть приложены документы, которые в соответствии с транспортным законодательством могут служить доказательством предъявленных требований.
Правом на предъявление претензии к железнодорожному перевозчику наделены:
-в случае утраты груза - грузополучатель или грузоотправитель при условии представления грузовой квитанции в приеме груза к перевозке с отметкой станции назначения о неприбытии груза (либо документа об оплате его стоимости и справки железной дороги о его отправке с отметкой станции назначения о неприбытии данного груза);
-в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - грузополучатель или грузоотправитель при условии представления транспортной накладной и коммерческого акта (либо документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта);
-в случае просрочки доставки груза - грузополучатель или грузоотправитель при условии представления транспортной накладной;
-в случае задержки выдачи груза - грузополучатель или грузоотправитель при условии представления накладной и акта общей формы (ст. 120 УЖТ).
При перевозках грузов внутренним водным транспортом таким правом наделены:
-в случае полной утраты груза - грузоотправитель или грузополучатель при условии представления квитанции в приеме груза к перевозке, с отметкой перевозчика о неприбытии груза;
-в случае недостачи или повреждения (порчи) груза - грузополучатель при условии представления транспортной накладной и коммерческого акта (при отсутствии последнего - документа об обжаловании отказа в его составлении);
-в случае взыскания излишне уплаченных провозной платы и иных платежей - грузоотправитель или грузополучатель при условии представления транспортной накладной;
-в случае просрочки доставки груза - грузополучатель при условии представления транспортной накладной (ст. 162 КВВТ).
На воздушном транспорте право на предъявление вытекающих из перевозок грузов претензий и исков имеют:
-в случае утраты груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза (либо документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения
оприбытии (неприбытии груза);
-в случае недостачи (порчи) груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;
- в случае просрочки доставки груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной (ст. 125 ВК).
Названные транспортные уставы и кодексы не предусматривают возможности передачи грузоотправителем или грузополучателем кому-либо своего права на предъявление претензии и иска перевозчику.
В морской перевозке грузов предварительное предъявление перевозчику претензии обязательно лишь при перевозке грузов в каботаже. Для других видов морской перевозки обязательный претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен договором (п. 1 ст. 403 КТМ). Лица, пользующиеся правом на предъявление претензий и исков к перевозчику (отправитель или грузополучатель), должны определяться по смыслу конкретных норм КТМ <1>. Передача права на предъявление претензий и исков допускается только в случае его передачи отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или получателем экспедитору либо страховщику (ст. 404 КТМ) <2>. Она удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 690. <2> В последнем случае такую передачу прав не следует смешивать с суброгацией по
договору имущественного страхования (п. 1 и п. 2 ст. 965 ГК).
На основании ст. 797 ГК претензии к перевозчику могут предъявляться в любой момент в пределах срока исковой давности, но с таким расчетом, чтобы у перевозчика имелось не менее 30 дней (до истечения срока исковой давности) для рассмотрения предъявленной претензии (ст. 406 КТМ, п. 4 ст. 161 КВВТ).
Для воздушных и железнодорожных перевозок установлены специальные претензионные сроки (ст. 126 ВК и ст. 123 УЖТ), причем сформулированные как пресекательные (поскольку перевозчик вправе, но не обязан принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает причину пропуска уважительной). Однако в силу противоречия этих норм ГК предъявление грузоотправителем (грузополучателем) претензии к перевозчику за пределами установленных претензионных сроков при соблюдении общего порядка предъявления претензии ни при каких условиях не может быть признано препятствием для судебной защиты нарушенных прав <1>.
--------------------------------
<1> См. п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.
Вместе с тем несоблюдение порядка предъявления претензии может привести к тому, что претензия будет считаться непредъявленной, что, в свою очередь, может быть расценено судом как основание к возвращению искового заявления без рассмотрения.
Согласно ст. 125 УЖТ иски к перевозчику предъявляются в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (а не со дня получения ответа на претензию или истечения срока для такого ответа). Аналогичным образом начальный момент срока исковой давности исчисляется в ст. 408 КТМ и в п. 2 ст. 164 КВВТ.
10. Ответственность грузоотправителя и грузополучателя за нарушение обязательств из договора перевозки груза
Ответственность грузоотправителя перед перевозчиком может наступить за:
-неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств;
-отправление груза, запрещенного для перевозки;
-просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику за перевозку груза.
В отличие от ответственности перевозчика такая ответственность является полной, а не ограниченной.
Так, в соответствии со ст. 98 УЖТ за первые два из названных правонарушений с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки, причем независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков железной дороги, т.е. штрафная неустойка. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 120 КВВТ.
В воздушной и морской перевозке отсутствуют законные неустойки, применяемые в случае ответственности грузоотправителей. Согласно ст. 121 ВК грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчику или лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем. В соответствии со ст. 176 КТМ отправитель и фрахтователь несут ответственность за причиненные
перевозчику убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых они отвечают.
Исполнение обязанности грузоотправителя по уплате провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику за перевозку груза, прежде всего в достаточной степени обеспечено мерами оперативного воздействия, которые могут применяться перевозчиком в одностороннем порядке. Речь идет о праве перевозчика задержать отправление груза до внесения провозной платы и соответствующих платежей. Более того, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте до внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику за предыдущую перевозку груза, он вправе прекратить подачу вагонов и контейнеров для следующей перевозки груза (ст. 30 УЖТ, п. 3 ст. 120 КВВТ).
Кроме того, на основании ст. 30 УЖТ при несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с них в пользу перевозчика взыскиваются проценты на сумму просроченного платежа (ст. 395 ГК), в данном случае представляющие собой меру гражданско-правовой ответственности. В силу реального характера договора перевозки обязанность грузоотправителя по внесению провозной платы перевозчику не может считаться просроченной до момента принятия им груза к перевозке.
Ответственность грузополучателя возможна лишь при условии выражения им в какой-либо форме своего намерения воспользоваться правом на принятие от перевозчика доставленного в его адрес груза. Лишь после этого он может нести ответственность за нарушение обязанностей, предусмотренных транспортным законодательством. За несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза грузополучатель обязан уплатить проценты (ст. 395 ГК). При определенных условиях к нему может быть также применена ответственность в виде штрафа за задержку транспортных средств под выгрузкой или их самовольное использование (ст. 99 УЖТ).
§7. Обязательства из договоров перевозки груза в прямом смешанном сообщении
1.Правоотношения по перевозке груза
впрямом смешанном сообщении
Под перевозкой груза в прямом смешанном сообщении понимается перевозка, осуществляемая по единому транспортному документу транспортными организациями разных видов транспорта.
Основная особенность данных правоотношений состоит в том, что в процессе перемещения грузов и доставки их в пункт назначения участвует несколько перевозчиков (не менее двух), принадлежащих к различным видам транспорта. Это во всех случаях предполагает перегрузку (хотя бы однократную) грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, с одного вида транспорта на другой, например из железнодорожных вагонов на борт судна или в кузов автомобиля.
Правоотношения по перевозке груза в прямом смешанном сообщении регулируются различными видами договоров:
-договорами, оформляющими действия перевозчика и грузоотправителя по подаче транспортных средств под погрузку и предъявлению грузов к перевозке (договоры об организации перевозок грузов, договоры об эксплуатации подъездного пути и о подаче и уборке вагонов, договоры, заключаемые путем согласования перевозчиком заявки грузоотправителя на подачу транспортных средств);
-реальными договорами перевозки конкретных грузов в прямом смешанном сообщении;
-договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов, заключаемыми между транспортными организациями разных видов транспорта (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов).
При этом содержание договоров перевозки грузов в прямом смешанном сообщении имеет некоторые особенности в сравнении с содержанием обычных договоров перевозки груза, а договоры об организации работ по обеспечению таких перевозок прямо предназначены для этой сферы.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении в соответствии со ст. 788 ГК должны регулироваться специальным законом, который до настоящего времени не принят. Необходимые правовые нормы пока содержатся в некоторых транспортных уставах и кодексах и применяются временно, до введения в действие указанного закона (ст. 128 УЖТ и ст. 166 КВВТ) <1>. Поэтому перевозки грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушном сообщении регламентируются гл. V УЖТ, а перевозки грузов в водновоздушном и водно-автомобильном сообщении регулируются правилами разд. XI КВВТ. При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда в качестве первого перевозчика, принимающего груз от грузоотправителя, выступает железнодорожный
перевозчик, применяются правила УЖТ, а если первым перевозчиком окажется организация внутреннего водного транспорта, следует исходить из правил КВВТ.
--------------------------------
<1> ВК и КТМ вообще не содержат норм об этом виде перевозок.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении могут осуществляться только через открытые для этого железнодорожные станции либо морские и речные порты, автомобильные станции, аэропорты, включенные в специальные перечни (ст. 67 УЖТ и ст. 105 КВВТ). Отдельные виды грузов не допускаются для перевозки в прямом смешанном сообщении (например, грузы, перевозимые наливом в цистернах) или ограничиваются специальными перечнями (например, скоропортящиеся и опасные грузы) (ст. 68 УЖТ, ст. 106 КВВТ).
2. Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении
Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, заключаемый между грузоотправителем и перевозчиком, принимающим груз, отличается от обычного договора перевозки конкретного груза лишь содержанием некоторых условий (о сроке доставки груза, об обеспечении его сохранности, а также об оплате провозной платы и иных платежей, связанных с перевозкой груза), представляя собой его разновидность.
Его сторонами также являются грузоотправитель, предъявляющий груз к перевозке, и перевозчик, принимающий груз для доставки его в пункт назначения. При этом перевозчик возлагает исполнение части своих обязательств, вытекающих из договора перевозки, на третьи лица - другие транспортные организации, в том числе принадлежащие к иным видам транспорта (п. 1 ст. 313 ГК) <1>. Последние обязаны исполнить эти обязательства в силу прямых указаний транспортного законодательства, а порядок исполнения определяется соглашениями между организациями разных видов транспорта (ст. 788 ГК). Распределение ответственности между всеми транспортными организациями регулируется транспортным законодательством на основе положений ст. 403 ГК (согласно которой при исполнении обязательства третьим лицом закон может установить и ответственность непосредственного исполнителя).
--------------------------------
<1> Невозможно согласиться с рассмотрением указанных транспортных организаций в качестве соперевозчиков, а самого этого обязательства - как обязательства с множественностью лиц на стороне перевозчика (Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 443), ибо последний не уполномочен на заключение договора от имени других транспортных организаций, которые даже не ведают о его заключении и не изъявляют своей воли по поводу его содержания.
Общий срок доставки груза в прямом смешанном сообщении определяется совокупностью сроков его доставки транспортными организациями всех видов транспорта, принимавшими участие в перевозке, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на соответствующих видах транспорта (ст. 75 УЖТ, п. 1 ст. 109 КВВТ). В случае его нарушения имущественную ответственность за просрочку доставки несет не транспортная организация, выдавшая груз (как это имеет место при прямых перевозках), а та транспортная организация, по вине которой допущена просрочка (п. 1 ст. 109 КВВТ).
Поскольку, однако, все претензии, связанные с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств, должны предъявляться к транспортной организации, выдавшей груз получателю, указанное правило о субъекте ответственности означает сохранение системы пересылки претензии от транспортной организации, ее получившей, к той транспортной организации, которую организация - адресат претензии считает виновной в просрочке. Это не способствует надлежащей защите нарушенных прав грузоотправителей и грузополучателей. Логичнее было бы возлагать такую ответственность на транспортную организацию, выдавшую груз, которая, в свою очередь, могла бы в регрессном порядке требовать возмещения понесенных ею убытков от тех транспортных организаций, которые допустили просрочку.
Обязанности по обеспечению сохранности груза, перевозимого в прямом смешанном сообщении, несут все транспортные организации, принимающие участие в его перевозке. Имущественная ответственность за несохранность грузов до передачи их в пункты перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы (ст. 79 УЖТ, п. 1 ст. 114 КВВТ). Охрана грузов в портах (пунктах) перевалки согласно ст. 79 УЖТ осуществляется портами, тогда как п. 1 ст. 114 КВВТ предусматривает, что эта обязанность лежит на организации, осуществляющей перевалку грузов, что свидетельствует об очередной ведомственной неразберихе и необходимости скорейшего принятия федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Плата за перевозку груза в прямом смешанном сообщении взимается: в пункте отправления - с грузоотправителей; в пункте перевалки - с грузоотправителей или грузополучателей; в пункте назначения - с грузополучателей или грузоотправителей (ст. 113 КВВТ, ст. 76 УЖТ).
Расходы, понесенные транспортными организациями в связи с оборудованием вагонов, речных и морских судов для многоярусного размещения грузов, а также в связи с размещением тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов и креплением их в вагонах, на морских и речных судах, осуществленными в пунктах перевалки, относятся на грузополучателя. С грузоотправителя может быть также взыскан штраф за задержку по его вине вагонов или контейнеров в пунктах перевалки.
3. Узловые соглашения между транспортными организациями
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, а также порядок организации этих перевозок должны определяться соглашениями между ними, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК). В отсутствие данного закона эти отношения регулируются ГК и нормами некоторых транспортных уставов и кодексов (гл. V УЖТ и гл. XIV КВВТ). В своей практической деятельности транспортные организации продолжают руководствоваться также ведомственными Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (далее -
Правила 1956 г.) <1>.
--------------------------------
<1> Утверждены Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота
СССР и Министерством речного флота РСФСР 17 - 24 апреля 1956 г. (с послед. изм.) // Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. 3-е изд. М., 1985.
Их юридическая сила была подтверждена Верховным Судом РФ в Определении Кассационной коллегии от 30 ноября 2000 г. (БВС РФ. 2001. N 5), в связи с чем следует, кроме того, признать, что в части, не противоречащей ГК и транспортным уставам и кодексам, а также разъяснениям ВАС РФ о практике их применения, сохраняют свое значение инструктивные указания Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 30 июля 1976 г. N И-1-23 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении" // Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. М., 1983. С. 229.
Условия работы железнодорожных станций, портов, иных участвующих в прямом смешанном сообщении организаций определяются узловыми соглашениями, заключаемыми на пятилетний срок. Существо обязательств, вытекающих из узловых соглашений, сводится к организации работы транспортных организаций различных видов транспорта по подаче транспортных средств под погрузку (если груз доставлен в пункт перевалки контрагентом) или выгрузку, принятию грузов, их перевалке на другой вид транспорта. Поэтому по своей правовой природе узловые соглашения представляют собой разновидность организационных транспортных договоров <1>.
--------------------------------
<1> См.: Быков А.Г., Половинчик Д.И., Савичев Г.П. Комментарий к Уставам автомобильного транспорта союзных республик. М., 1978. С. 160; Тарасов М.А. Значение узловых соглашений в развитии перевозок прямого смешанного сообщения // Правоведение. 1958. N 2. С. 58.
Так, согласно § 39 Правил 1956 г. в узловых соглашениях предусматриваются:
-порядок совместного планирования работы пункта перевалки;
-места передачи грузов;
-сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;
-порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;
-фронт загрузки и погрузки вагонов;
-порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборке и т.п.;
-другие вопросы, вытекающие из местных условий работы портов (пристаней) и станций. Узловые соглашения между транспортными организациями различных видов транспорта
относятся к гражданско-правовым договорам, подлежащим обязательному заключению. Если один из контрагентов уклоняется от его заключения, другая сторона на основании ст. 445 ГК вправе принудить его к этому в судебном порядке. Разногласия по отдельным условиям узловых соглашений, возникающие между сторонами при их заключении, также могут быть переданы заинтересованной стороной на разрешение арбитражного суда, в том числе и при отсутствии соглашения сторон о таком порядке урегулирования указанных разногласий. В этом случае