Файл: введение в историю культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во всех классических культурах Древнего мира стремление человека к совершенству расценивается как проявление его культурности, как главный признак, отличающий от «низкого» человека. Непременным условием формирования культурного человека является определенным образом организованная система образования. В классический период в Китае, Индии и Греции появляются детально разработанные системы образования и воспитания и формируются связанные с их практической реализацией институты культуры. Они предназначались для всех свободных граждан. Важнейшей обязанностью правителей объявляется «просвещение народа» и прежде всего той его части, которая имела отношение к системе управления: самих правителей, чиновников, воинов, жрецов.

Большинство выдающихся мыслителей древности, таких как Конфуций и его последователи Сюнь цзы и Мэнь цзы в Китае, Платон и Аристотель в Греции, в Индии создатели СМРИТИ – исторических преданий, многочисленных трактатов ритуального, законодательного, научного, этического и эстетического характера, самым активным образом участвовали в разработке таких систем образования и воспитания. Кардинальной переработке подвергаются традиционные формы ритуалов, с которыми были тесным образом связаны в архаический период и достижения в области культуры умения, знания и искусства. Главной целью различных форм деятельности становится формирование нового типа человеческой личности. Опыт древних технологий используется для формирования у человека стремления делать вещи «наилучшего качества». Овладение знаниями дает человеку возможность освободиться от склонности его разума к «заблуждениям» и иллюзорности («лживости») его чувств. Наконец, осмысление опыта древних искусств открывает человеку возможность соединить посредством гармонии свою жизнь с жизнью мирового космоса. В результате то, чего он раньше достигал посредством занятия магией и мистериальными действиями, становится для него возможным достичь с помощью «силы искусства»37.

В эпоху классической древности такими вещами стали строительная техника, позволившая возводить грандиозные сооружения, городские и храмовые комплексы; разнообразные машины: ткацкие, паровые, гидравлические, сложные счетные машины, выполнявшие функции, сходные с современными компьютерами, водяные часы; медицинские и оптические приборы, приборы для измерения отрезков дорог; многопалубные корабли. Все эти изобретения были практически забыты в период гибели древних империй и разорения городов-государств, игравших в них роль метрополий, таких как Афины, Александрия Египетская, Карфаген, Рим, Константинополь, столица китайской империи Хань Лоян.


В конце классического периода появляются первые машины, многие из которых стали предвестниками тех машин, которые заново были изобретены спустя две тысячи лет в XVIII веке и предопределили начало технической революции. Не менее значительным был вклад классической древности в развитие культуры знания. Общеизвестно, что в этот период были созданы в Китае, Индии, Греции многочисленные философские школы. Была осуществлена последовательная рефлексия буквальной мифологии, разработана система понятий и методология (диалектика, логика), позволившая заложит основы «культуры разума». В заключительный период классического периода (поздняя классика) были также заложены основы научного знания. Появились отдельные научные дисциплины, связанные с изучением явлений природы, социальной организации и человеческой жизни. Особые успехи были достигнуты в области таких наук, как математика, геометрия, астрономия, физика, механика, оптика, логика, политика, эстетика, этика, педагогика, филология, биология. Они рассматривались как «части» «Метафизики» - философского учения о началах (принципах) бытия и началах познания, опирающегося не на чувственное созерцание, а на умозрение, сущностное видение, сущностное созерцание, позволяющее представить «все как одно»38.

На основе разграничения «высшего» и «низшего знания» была разработана в классический период система образования и созданы связанные с ней институты культуры: школы, академии и библиотеки с научно-исследовательскими центрами. Города, в которых существовали учебные заведения, библиотеки, работали выдающиеся мыслители и ученые, становились культурными центрами. Примером таких городов были Афины и Александрия. В Афинах в 387 году до н.э. великим античным философом Платоном была создана знаменитая философская школа «Академия». После смерти Платона «самый универсальный ум античности», родоначальник европейской науки Аристотель основал в 334 г. до н.э. в Афинах новую школу «Ликей». С 323 г. до н.э. на протяжении нескольких веков научным центром Древнего мира становится основанная Александром Македонским Александрия Египетская. Здесь в 290 г. до н. э была создана знаменитая Александрийская библиотека, насчитывавшая 700 000 книг, охватывавших весь античный мир, и Мусейон (исследовательский центр), в котором работали выдающихся мыслители, ученые и изобретатели. Среди них были Дионис Фракийский, создатель первой греческой грамматики, великий математик Эвклид, гениальный ученый и механик Архимед (создатель удивительных машин, таких как первый паровой двигатель, водяные часы, механически открывающиеся двери, сменяющиеся по ходу действия театральные декорации и многих других, поражавшие его современников), астроном Гиппарх, создавший первую гелиоцентрическую модель вселенной, географ Эратосфен, которому удалось впервые измерить окружность земли и др.


Одним из важнейших достижений древнегреческой культуры было создание ПАЙДЕЙИ – системы воспитания «калокагатийного» (прекрасного и доблестного) человека и образцового гражданина и образования, основу которой составляла система науки и искусств. Первые попытки синтеза воспитания и знания были предприняты еще в период ранней классики, когда Пифагор предложил положить в основу определения «меры» физического и духовного совершенства человека принцип числовой гармонии. В последующую эпоху, которую принято определять как период греческого Просвещения, выдающийся античный философ Протагор, создатель риторики, сформулировал знаменитое определение человека как «меры всех вещей», так как он является единственным существом, обладающим даром речи. Благодаря речи, «Труд и работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, которая сплетается из цветов славы и возлагается на голову тому, кто его любит»39. Последователь Протагора софист Горгий утверждал, что «слово формирует душу как хочет».

Многие софисты занимались преподавательской деятельность, обучая (за плату) состоятельных граждан полиса наукам, способным сделать, по их убеждениям, человека мудрым. В процессе их преподавательской деятельности оформилась система знания, включавшая две группы «искусств (наук)». В первую из них входили три науки: грамматика, диалектика, риторика; во вторую входили геометрия, арифметика, астрономия, музыка. В период поздней классики Аристотель, отвергнув определение человека, данное Протагором, и утверждение софистов, что «мудрости можно научиться», попытался сформулировать принцип организации наук (искусств), опираясь на отличное от софистического понимание как человека, так и отношения между наукой и искусством. В основном своем труде «Метафизика» он утверждал, что скорей вещи служат «мерой» достоверности человеческих знаний, а не человек есть мера всех вещей40.

В этом же сочинении он предпринимает попытку разграничить науку и искусство путем определения различных форм знания, связанных с ними. Он утверждает: «…искусство в большей мере знание, чем опыт, ибо владеющие знанием способны научить, а имеющие опыт не способны»41. «Но все же мы полагаем, - продолжает Аристотель, - что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают «что», но не знают «почему», т.е. знают причину»42. Поэтому предпочтение Аристотель отдает тем искусствам, которые связаны со знанием «общего», а не с опытом. Искусства, связанные с опытом, он обозначает термином «техне». В этом случае искусство отличается от науки тем, что оно направлено не на изучение сущего как такового, а на создание вещей. Здесь искусство появляется тогда, когда обобщаются многие эмпирические представления, имеющие дело с единичным, а не всеобщим.


Стремясь уточнить различие между «искусством» в эмпирическом смысле слова и искусством как проявлением мудрости художника, Аристотель вводит понятие «искусства творения» (Метафизика. Кн. 1.Гл. 2), им является любое «техне», направленное на создание с использованием знаний, полученных из умозрительных, теоретических наук (связанных с философией и наукой о числах). Искусства («техне), связанные с «навыком», неприемлемы для «искусства творения». В период поздней классики философ-стоик Зенон разделяет, опираясь на сочинения Аристотеля43, философию (Метафизику) на логику, физику, этику. Процесс систематики знания и его синтеза с определенной системой воспитания завершается в античном мире, в римскую эпоху с созданием римскими стоиками «культуры humanitas» (в переводе «человеческая культура», термин заимствован у Аристотеля). Ее основу составляет семерка т.н. «свободных искусств»: трех – грамматики, диалектики, риторики, имеющих отношение к философии, и четырех – арифметики, геометрии, астрономии и музыки, имеющих отношение к науке чисел. Изучение этих наук позволяет философии выполнить свое главное предназначение – сформировать «человечного человека», способного разумно организовать свою жизнь и сформировать у него высшие человеческие качества, главным из которых является «человеколюбие»: способность человека отнестись к другому, как к самому себе.

«Культура humanitas» являлась переходной формой от классической культуры античного мира к новой европейской культуре, главной целью которой станет создание условий для культурного самосознания ИНДИВИДА – типа человеческой личности, пришедшего на смену человеку классической эпохи в период эллинизма, последнего этапа развития классической античности. Характеризуя этот период, выдающийся исследователь античности А.Ф. Лосев писал, что «для этого периода «угасания» античной цивилизации и культуры скорее, чем термин «упадок», подходит его определение «как периода индивидуализма и диалектически связанного с ним космополитизма… здесь личность дается уже не как принцип вообще, а как внутренне развернутый принцип. Личность здесь погружается в себя, отходит от внешнего мира, становится аполитичной… личность тут выступает как ОТДЕЛЬНАЯ личность, а не как личность вообще, и ее внутренний мир оказывается самодавлеющим…»44.

В Китае со времен последнего из древних царств существовала система воспитания и обучения «благородного мужа», включавшая чтение древних текстов и овладение «шестью искусствами»: выполнение ритуалов, понимание музыки, стрельба из лука, управление боевой колесницей, чтение и счет. Эта традиция сохранилась и в классический период. V-III века до н.э. в Китае традиционно определяется как время существования 100 философских школ, в которых осуществлялось изучение и комментирование древних текстов и приобщение к их знанию учеников, в I веке до н. э. «отец китайской истории» Сыма Тань выделил из них шесть главных, среди которых наибольшее влияние на формирование духовной культуры Древнего Китая оказали две из них – конфуцианская и даосская. Все эти школы начинались с частного преподавания. Основу обучения в самой популярной из них – конфуцианской школе ЖУ – составляло изучение «Шести искусств», или канонов (Лю и): «Книги перемен» (И цзин), «Книги песен» (Ши цзин), «Книги исторических документов» (Шу цзин), «Книги ритуалов» (Ли цзы), «Книги музыки» (Юэ цзин), «Хроники царства Лу» родины Конфуция («Цюнь цзю» или «Анналов Весен и Осеней» 722-479 гг. до н. э.). Чтение этих текстов сопровождалось высказываниями учителя. Они были записаны учениками Конфуция и впоследствии вошли в состав конфуцианского канона в качестве текста «Суждения и беседы» («Луньюй»). В конце классического периода Китая, который совпадает с просуществовавшей 400 лет империей Хань культура Древнего Китая переживает свой «золотой век». Это было время, когда возрождается конфуцианская традиция после ее подавления в период правления первого императора Китая Ши хуанди. В это время Конфуций признается всеми основными философскими школами как величайший мыслитель, «учитель десяти тысяч поколений», а созданный им «канон», отредактированный и кодифицированный последователями Пятикнижья, ложится в основу создания высшей школы. Первой из них стала знаменитая академия «Цзися», которая была «центром учености» в IV-III вв. до н.э. В ней работали два выдающихся философа древнего Китая Мен цзы (371-289) и Сень цзы (298-238), которого иногда называют «Аристотелем древнего Китая». Позднее императором У-ди была основана высшая школа «Тай-сюэ» (136 г. до н.э.), которую был обязан окончить каждый китаец, претендующий на какую бы то ни было должность в государственном аппарате.


В классический период в Древней Индии также формируется система образования и воспитания «совершенного человека». Она опирается на представление о нем как о «совершенном творении», получившем обоснование в период упанишад. Вся человеческая жизнь в соответствии с таким представление должна быть организована как единый процесс «знания и воспитания». В течение жизни человек должен пройти четыре ступени (ашрамы), каждая из них предполагает усвоение определенного знания и выполнение определенных обязанностей. Прохождение их является обязательным для представителей трех высших каст.

На первой ступени этого жизненного пути человек выступает в роли ученика-«брахмачария». Для членов трех высших каст: брахманов, кшатриев, вайшьев ее прохождение начинается соответственно в 8, 11, 12 лет. Ученик каждодневно учит наизусть тексты трех вед (тривидья), обучается письму и счету. Его главной обязанностью является выполнять все указания учителя и обслуживать его. Достигнув 20-летнего возраста, он имеет право обзавестись семьей и стать домохозяином – «грихастха». В этот период в зависимости от принадлежности к той или иной касте он изучает различные тексты ведического знания, относящиеся к разделу смрити; а также брахманы – тексты вед, относящиеся к ритуалу, сутры и шастры, прежде всего – ведангу; кшатрии – пураны вед, прежде всего «Махабхарату», и шастры, прежде всего «Артхашастру», вайшьи – шастры, прежде всего «Манудхармашастру», и «Упаведы» - низшее, второстепенное знание, - включающие все формы научного, технического знания. Одновременно все члены высших каст изучают и основы двух «предвечных» философий: санкхьи и йоги.

Следующий, третий, этап связан с уходом домохозяина из семьи. Он удаляется в леса, ведет жизнь отшельника – «анапрастха», питается тем, что дает ему природа, носит грубую одежду. В этот период его главным занятием становится углубленное изучение вед и медитация, позволяющая ему полностью отрешиться от интересов повседневной жизни и сконцентрироваться на самоуглублении и «созерцании» чисто духовных ценностей. На последнем этапе человек ведет жизнь странствующего аскета. Он уже постиг мудрость вед и его единственным занятием становится углубленная медитация, открывающая ему путь к свободе и бессмертию.

В классический период получают развитие ДАРШАНЫ – шесть философских школ, ортодоксальных по отношению к ведической традиции, и одна не ортодоксальная, отрицающая мудрость вед. Наряду с «высшим знанием», которым занимаются философы, существуют и четыре УПАВЕДЫ – науки, каждая из которых примыкает к одной из четырех вед: Айюрведа (медицина) примыкает к Ригведе и Атхарваведе, Дханурведа (военная наука) примыкает к Яджурведе, Стхапатья (механика) примыкает к Атхарваведе, Гандхарваведа (наука музыки) примыкает к Яджурведе. Занятие ими – удел не философов, а ученых.