ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
7. «Великие трагедии» Шекспира. Общая характеристика цикла. «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Король Лир» (анализ одной из трагедий). Великие постановки Шекспира в ХХ веке.
Одной из первых его пьес стала римская трагедия «Тит Андроник», спустя несколько лет появилась пьеса «Ромео и Джульетта». Однако наиболее знаменитые трагедии Шекспира написаны в продолжение семилетия 1601—1608 гг. В этот период были созданы четыре великих трагедии — «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет», а также «Антоний и Клеопатра» и менее известные пьесы — «Тимон Афинский» и «Троил и Крессида».
Все драматичное, что случается с разными людьми и с обществом в целом, было изображено Шекспиром с той степенью типизации и художественного обобщения, какая позволяет в разные времена и в, казалось бы, изменившихся условиях узнавать себя и свою жизнь.
Шекспир ясно и выразительно определял основные мотивы трагедий. Многие исследователи связывали эти пьесы с аристотелевскими установками жанра: главный герой должен быть выдающимся, но не лишённым порока человеком, а зрители должны испытывать к нему определённые симпатии. Все трагические протагонисты у Шекспира имеют способности и к добру, и ко злу.
Методы и приемы воплощения темы судьбы в трагедиях Шекспира
Судьба и рок на страницах Шекспировских трагедий
Именно в контексте трагедии на первый план выступает Судьба - один из «главных героев» Шекспира-трагика. Однако великого английского поэта нельзя назвать фаталистом. Судьба Шекспира является двоякой: с одной стороны трагедия происходит как бы извне, однако, вместе с тем, причиной, казалось бы, фатальных событий является сам человек.
Пример:
В трагедии юных героев Шекспир показал три фактора:
-влияние высших сил (рождение под несчастливыми звездами и гнев небес на Монтекки и Капулетти);
-роль вполне жизненных причин, а в этих последних, если выражаться философским языком, сказалось действие закономерности (вражда семейств)
-действие случайности (то, что письмо Лоренцо не дошло до Ромео, а вместо этого он встретил слугу, принесшего известие о мнимой смерти Джульетты).
«Случай» в трагедиях Шекспира
Нередко на страницах Шекспира присутствует случай. В «Гамлете» Шекспир не изображает физических мучений. Вместо этого изобретательность драматурга проявляется в разработке обстоятельств гибели разных персонажей.
Прежде всего он называет «кровавые и противоестественные деяния». Это преступления Клавдия: убийство брата братом, отравление жены и убийство племянника. Противоестественным считался также брак Клавдия и жены его брата.
Введение автором в действие сверхъестественных и потусторонних сил как прием воплощения темы судьбы
Судьба - это нечто свыше. Часто приговор судьбы оглашает потусторонняя сила, «являющаяся» героям. Шекспир вывел на сцену призраки убитых Ричардом III, тень Юлия Цезаря, привидение отца Гамлета, ведьм, явившихся Макбету и Банко, в полной уверенности, что эти фигуры будут восприняты его публикой как реальные.
Сверхъестественные персонажи у Шекспира нередки, но решающего влияния на судьбы героев они не имеют.
Особенно показательно это в «Макбете». Три ведьмы, предсказывающие герою его судьбу, выражают лишь то, что созрело в тайниках души шотландского тана, издавна питавшего честолюбивые замыслы. Не только в этой трагедии, но и в других пьесах существа потустороннего мира лишь сопровождают действие, но развивается оно в силу вполне реальных жизненных факторов--в первую очередь стремлений и страстей шекспировских героев.
В пьесах Шекспира часто встречаются предсказания о будущем, которые осуществляются по ходу действия.
Сверхъестественное, находящееся вне человека, само по себе не является у Шекспира источником трагического. Корни трагизма в человеке и в жизненных условиях. Эти последние Шекспир иногда обозначает как Время, возлагая на него вину за многие бедствия жизни. Но не воля небес, а люди создают трагедии жизни.
Властолюбие Клавдия и Макбета, гордость Кориолана, зависть Яго, страсть Антония к Клеопатре -- таковы движущие пружины трагического в «Гамлете», «Макбете», «Кориолане», «Отелло», «Антонии и Клеопатре». Но причина трагедии не всегда совпадает с сущностью трагического. В «Макбете», «Кориолане», «Антонии и Клеопатре» те, кто приводит в действие трагический ход обстоятельств, сами и несут бремя душевных страданий. В «Гамлете» и «Отелло» предпосылки трагедии созданы злодеями, но сама трагедия состоит в страдании других персонажей, которые и являются трагическими героями.
В большинстве трагедий, написанных Шекспиром в зрелые годы, зло торжествует. Внешне оно, правда, терпит поражение в такой трагедии, как «Макбет». Здесь злодей и захватчик трона в конце оказывается побежденным. Но существо трагедии вовсе не в том, что идет борьба между кровавым королем Макбетом и его противниками, а в том, что некогда прекрасный и благородный человек, подлинный герой по своим личным качествам, подпал под влияние дурной страсти и властолюбие толкнуло его на множество кровавых преступлений.
В трагедиях Шекспира всегда сильны и значительны социальные мотивы: неравенство сословий, общественная несправедливость, деспотизм власти -- эти вопросы настолько ясно освещены в трагедиях Шекспира, что нет необходимости останавливаться на них подробно.
Трагедии Шекспира изображают не только гибель и падение личности. Их герои -- необыкновенные люди, наделенные титаническими душевными силами. Они заблуждаются, падают, совершают роковые ошибки, и все же, если они не всегда возбуждают сочувствие, то, безусловно, вызывают интерес.
ВЕЛИКИЕ ПОСТАНОВКИ ШЕКСПИРА:
1)1971 — Театр на Таганке. Реж. Юрий Любимов. На сцене Таганки Юрий Любимов поставил "Гамлета" в переводе Пастернака с Владимиром Высоцким, сыгравшим в этой постановке свою самую знаменитую роль. Высоцкий играл Гамлета 317 раз - "на разрыв аорты", как писали газеты. На "Гамлета" – почти без декораций, с Высоцким в джинсах, свитере и с гитарой - зрители валили валом. Спектакль был удостоен Гран-при на Международном театральном фестивале "БИТЕФ" и стал главным театральным событием в стране. 18 июля 1980 года, за семь дней до своей смерти, Высоцкий последний раз вышел на сцену в этой роли, впоследствии спектакль был выведен из репертуара Таганки.
2)Одним из самых ярких комедийных спектаклей был спектакль "Мною шума из ничего" в театре им. Евг. Вахтангова (1936). В постановке И.Рапопорта линия сюжета, связанная с Геро и Клавдио, была в значительной мере приглушена и на первый план выдвинулись Бенедикт и Беатриче (Р.Симонов и Ц.Мансурова). Но самым интересным, пожалуй, было решение образов стражников Клюквы и Киселя, великолепно выявившее народность шекспировского юмора.
3)«Отелло» Бутусов.