ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикум по анализу драматического текста

Анализ драмы по желанию студента производится по всем или нескольким из следующих параметров:

— выбор стихотворной или прозаической формы автором: объяснить, почему взята та или иная форма;

— для какого типа театра (жизнеподобного или условного) предназначена пьеса;

— типология названия; связь названия со сценической техникой, современной пьесе;

— авторское определение жанра и его соответствие общепринятым представлениям о жанре;

— деление на части (акты, картины, эпизоды и пр.) и их количество; объяснить, чем вызвана разбивка на части, почему выбрано определенное их количество;

— анализ списка действующих лиц: обозначить способ сценического изображения человека (маска, амплуа, характер), определить тип иерархии персонажей в списке (по социальной, функционально-драматургической, внутрисемейной значимости и др.); обратить внимание на именование персонажей («говорящие имена», к примеру) и на ремарки, их описывающие

— сценическое время и пространство; особенности их изображения;

— композиция, элементы композиции (пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, постпозиция), порядок их расположения, отсутствие некоторых композиционных элементов, введение новых;

— конфликт, интрига; их специфика в драме;

— особенности сюжетосложения; отбор сценических ситуаций;

— типология ремарок; их доля в драматургическом тексте;

— речевое построение: монологи и диалоги; особенности построения;

— текст и подтекст;

— роль эпиграфов в драме;

— объединение в драматургические циклы:

— участие автора в драме (введение резонера, героя-идеолога, субъективно окрашенных ремарок — «внутренняя режиссура» и т.п.).

Рекомендованная литература к практикуму по анализу драматического текста

Анализ драматического произведения. Сб. статей. Л., 1988.

Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.

Балухатый С.Д. Проблемы драматического анализа. Поэтика мелодрамы // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л., 1990. С. 17-29.

Волькенштейн В.М. Драматургия. 5-е изд. М., 1969.

Гасснер Дж. Форма и идея современного театра. М., 1963.

История русской драматургии XVII–первой половины XIX в. Л., 1982.

История русской драматургии. Вторая половина XIX в. — до 1917 г. Л., 1987.


Купцова О.Н. Амплуа. Маска. Характер. htpp://krugosvet.ru

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Павис П. Словарь театра. М., 2003.

Поляков М. Театр и его знаковая система // Поляков М. Теория театра. Семиотика. Эстетика. Исследования. Актуальное прошлое. М., 2001. С. 62-92.

Театральные термины и понятия. Материалы к словарю. Выпуск I. СПб., 2005; Выпуск II. СПб., 2010.

Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М., 1978.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.