ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.09.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования

Всероссийский государственный университет кинематографии

имени С. А. Герасимова (ВГИК)

Кафедра эстетики, истории и теории культуры

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУСТВА

Методические указания для студентов

сценарно-киноведческого факультета,

факультета продюсерства и экономики

заочного отделения

Составитель: доцент Сорокина Н. И.

Москва, 2013

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования

Всероссийский государственный университет кинематографии

имени С. А. Герасимова (ВГИК)

Кафедра эстетики, истории и теории культуры

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУСТВА

Методические указания для студентов

сценарно-киноведческого факультета,

факультета продюсерства и экономики

заочного отделения

Составитель: доцент Сорокина Н. А.

Москва, 2013

Утверждено на заседании кафедры

эстетики, истории и теории культуры

Протокол № 4 от 26 декабря 2013 года

Изучение «Истории зарубежного искусства» является разделом курса ''Истории русского и зарубежного изобразительного искусства", и студенты заочного отделения сценарно-киноведческого и факультета продюсерства и экономики должны изучить его за один год.

Это нелёгкая задача, так как материал этого курса охватывает период более пяти тысяч лет - начинается с истории искусства Древнего мира и заканчивается искусством ХХ века. Вот его основные деления:


  1. Искусство Древнего Египта (Древнее царство, Среднее царство, Новое царство).

  2. Искусство Древней Греции (архаика, классика, поздняя классика, эллинизм).

  3. Искусство Древнего Рима (республика, империя).

  4. Искусство Средних веков (Византия, романтика, готика)

  5. Искусство итальянского Ренессанса (проторенессанс, кватроченто, чинквеченто).

  6. Ренессанс в Германии и Нидерландах.

  7. Искусство Европы ХУП века (Испания, Голландия, Фландрия, Италия, Франция).

  8. Искусство Франции ХУП века.

  9. Искусство Франции первой половины XIX века.

  10. Искусство Франции второй половины XIX века.

  11. Европейское искусство XX века.

Это самый общий перечень основных этапов развития искусства зарубежной Европы, а сколько зa ним хронологических дат, имен, названий, какое разнообразие стилей и творческих исканий!

   Искусство нельзя понимать вне зависимости от экономических и политических основ развития, вне взаимоотношений с другими явлениями общественной жизни, с религией, правом, моралью, наукой и особенно с философией. Искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, с национальными культурами, с уровнем художественной жизни общества. В каждую историческую эпоху одна из форм общественного сознания выступает как главенствующая и влияет на остальные. Подобно этому в разные периоды в искусстве какой-то один из видов становится главным, ибо с наибольшей полнотой выражает тенденции времени.

Кроме того, следует помнить, что на каждом из этапов история выдвигает какую-либо одну страну (или несколько стран) и ее культуру как передовую (античная Греция, средневековая Византия или Западная Европа, Италия Возрождения, Испания, Фландрия, Голландия XVII в., Франция XVII - XIX вв. и пр.). Все эти аспекты так или иначе должны найти отражение в курсе истории зарубежного искусства. Поэтому его изучение рассчитано не только на создание базы необходимых системных знаний, но и на осмысление идейно–стилистических особенностей каждого этапа длительного исторического процесса, на выработке представлений о характерных тенденций в творчестве наиболее выдающихся мастеров. В дальнейшем эта основа поможет студентам углубить свои знания в данной области, разомкнет новые горизонты культуры, даст возможность глубже осмыслить изобразительные возможности современного кинематографа, сделает понятнее и ближе историю и литературу.



О методике работы при самостоятельном изучении курса

Система заочного обучения складывается из двух неравных процессов: самостоятельной работы дома и экзаменационной сессии в университете. Во время сессии студенты слушают обзорные лекции по курсу "История зарубежного искусства", получают консультации перед экзаменом. Ho главная и основная часть работы - самостоятельное изучение материала (чтение книг, просмотр фильмов, посещение музеев, выставок и т.п.) и написание контрольной работы. Вопросы для контрольной работы и рекомендуемая литература входят в методическое пособие.

При самостоятельном изучении материала главное для студента не механическое заучивание дат, имён и названий. Он должен научиться понимать стилистические особенности того или иного произведения, связанность каждого художественного образа с определенной исторической эпохой, которая кристаллизуется в творениях великих мастеров. Для студентов сценарно-киноведческого факультета и факультета продюсерства и экономики также важно разбираться в вопросах иконографии, композиционного построения сюжета, символического и аллегорического значения различных произведений. Общие теоретические проблемы изобразительного искусства для киноведов, сценаристов и продюсеров так же важны, как конкретный анализ живописных произведений для операторов. Одно не исключает, разумеется, другое, но акцент лежит в плане обобщения и теории.

Для самостоятельных занятий особенно важна работа с книгой и альбомами иллюстраций. Можно привлекать литературу, философию и историю. Xорошо включить в круг чтения переписку художников, мемуары, хронику. Если в библиотеке, которой вы пользуетесь, нет рекомендованных книг, читайте другие, критически осмысляя написанное. Однако лучше читать книги, изданные в последние годы. Они более отвечают уровню современной теории искусства, в них точнее датировка и глубже анализ.

             

0 Подготовке контрольной работы по курсу истории зарубежного искусства (реферат в письменной форме)

Контрольная работа пишется по отдельному вопросу списка заданий. Выбор свободный и обуславливается как интересами автора, так и практическими возможностями осуществления работы на том или ином музейном и литературном материале.

Литературу и материалы по теме реферата (задания) студент- заочник подыскивает самостоятельно, используя программу и другие источники. Объем работы – 10-12 страниц печатного текста. При написании контрольной работы сценаристы, киноведы и продюсеры свободны в выборе формы и языке изложения материала. Контрольная работа по искусству не должна напоминать бухгалтерский отчет. Стиль изложения, даже жанр, может быть любым. Публицистика, рассказ, диалог, эссе и т.п., даже письма и путешествия в духе литературы XVII, XVIII вв. Не ждите, что все художники, все картины сразу откроют вам тайны своих замыслов, красоту своего стиля. Надо смотреть и думать, "вживаться", внимательно изучать детали.


Всякое осмысленное восприятие искусства всегда будет связано с постижением внутренней сущности образа. Надо постараться понять, что хотел сказать художник, ради чего создавалось то или иное произведение.

М. В. Алпатов в книге "Этюды по истории западноевропейского искусства" (изд." Искусство" 1963) писал: "Чтобы оценить картину, недостаточно ее внимательно рассмотреть. Необходимо ее увидеть, только тогда можно ее по-настоящему и понять, и почувствовать. Постижение искусства - это долгий, извилистый путь. Первое впечатление имеет нередко решающее значение, но бывает и обманчивым. Вторая ступень начинается с разглядывания картины по частям. При этом общее впечатление притупляется, даже утрачивается. Оно вновь обретается лишь в результате новых усилий. Изучать произведение искусства – это значит не только овладевать все новыми его ценностями, но и уметь вернуть себе то, что окажется утраченным - прежде всего его драгоценнейшее свойство - целостность.

В поисках человеческого смысла искусства можно не замечать, какими средствами оно достигнуто. Но художнику трудно забыть о средствах сражения, о художественной форме.

Трудности постижения искусства умножает то, что элементы содержания и формы составляют не сумму, которую можно исчерпать перечислением слагаемых. В искусстве все основано на сцеплении и сродстве выражаемого и выраженного. В этих сцеплениях заключена внутренняя закономерность строения художественных произведений. Анализ искусства должен считаться с наличием этих структур.

Исследователю предстоит дать отчет о том, что открылось ему в искусстве. В связи с этим возникает вопрос, какие средства для этого наиболее пригодны...»

Киноведам, сценаристам и продюсерам изучение языка искусства особенно важно для ориентировки в современном кино с его сложной, подчас метафорической изобразительностью. К зачетно-экзаменационным испытаниям у студента должны накопиться определенные знания, а лекции призваны лишь направлять их в нужное русло. Причём подробности биографий художников не должны затмевать их творчества, так как только изучение конкретных произведений даёт возможность свободно ориентироваться в мире изобразительного искусства.

Таковы основные методические указания, цель которых состоит в том, чтобы сделать подготовку курса и контрольной работы максимально осмысленной и творческой.