ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
Всероссийский государственный университет кинематографии
(ВГИК)
Доклад на тему:
«Женский и мужской костюм в эпоху классицизма»
Работу выполнила студентка 1 курса
факультет продюсерства и экономики
Игнатова Яна
МОСКВА 2012
Восемнадцатое столетие – последний век изысканной придворной моды. Уже во второй его половине сначала в Англии, а с 70-х годов и на всем европейском континенте начинается движение против рафинированной аристократической моды. Происходит постепенное образование единых форм общеевропейского городского костюма. Процесс этот, начавшийся еще в эпоху Возрождения, становится особенно интенсивным в XVIII веке. Это было обусловлено почти полным исчезновением феодальной замкнутости большинства европейских стран, развитием торговли между ними и постепенным становлением общеевропейской культуры, а также ростом влияния Франции и Англии.
Французская промышленность продолжает производить предметы роскоши для всей Европы, так как спрос на них постоянно возрастает. Центром этого производства остается Париж, где сосредоточенно множество мастеров, наделенных воображением и тонким вкусом: столяров, резчиков, литейщиков, ювелиров, ткачей и т.д. Франция выделяется не только умелой работой парижских портных, но и давними традициями высокоразвитого текстильного производства. С XVII века с итальянскими тканями соперничают французские, производство которых достигает расцвета в XVIII веке. Славятся шелковые ткани Лиона: бархат, атлас, камка.
Во второй половине XVIII века Королевская Академия во Франции выступила против стиля рококо, подвергая его критике за манерность, чувственность и перенасыщенность композиции декоративными элементами. Появился интерес к наследию античности, чему способствовали богатейшие художественные памятники, обнаруженные при раскопках Помпеи, начавшихся в 1748 году. Большой вклад в развитие классицизма вносит археолог Винкельман, который в своих трудах буквально воспевал античное искусство. Искусство Древней Греции и Рима становится образцом, примером для подражания. Постепенно вошел в моду классицизм. В 18 веке сформировавшийся как общеевропейский стиль преимущественно на базе французской художественной культуры. Одной из важнейших черт этого стиля было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.
Декоративности рококо классицизм противопоставил естественную простоту, познание закономерностей реального мира, чувство меры, ясность, отточенность и совершенство художественных форм.
Преобладание определенного стиля в тот или иной период обуславливало и направление моды, формировало определенные формы одежды – от пышных, громоздких костюмов барокко к облегченным, изящным рококо до костюмов времен классицизма, которые подчеркивали естественные формы и линии тела.
Как уже говорилось выше, эволюционные изменения форм костюма в основном диктовались Францией и Англией. Однако, нельзя не отметить, что на развитие мод в Европе также оказывали определенное влияние национальные традиции колониальных и «экзотических» стран: Индии, Испании, Китая, Турции, Южной и Северной Америки.
Материалы, дошедшие до нас от той эпохи – литературные, вещественные и иконографические – настолько разносторонние и многочисленные, что дают возможность восстановить достаточно полную картину быта, нравов и костюма того времени.
Преобладание определенного стиля в тот или иной период обуславливало и направление моды, формировало определенные формы одежды.
В течении десяти лет революции (1789-1799) кастюмы парижан менялись ежемесячно, а иногда даже ежедневно. Модные журналы перестали издаваться в Париже; их клиенты эмигрировали, журналы последовали за ними.
Во время террора парижане старались одеваться как можно небрежнее и демократичнее. Даже богачи и знатные, чтобы не казаться аристократами, носили короткую рабочую куртку, названную карманьолой; эта куртка была одеждой членов якобинского клуба.
Революционеры носили вместо коротких штанов длинные панталоны и были прозваны поэтому санкюлотами; эти панталоны кончались у лодыжек на ноги надевались чулки и деревянные башмаки.
Верхнее платье имело вид фрака с высоким вырезом над животом, с двумя небольшими отворотами; почти весь жилет с двумя рядами пуговиц был открыт; этот жилет был расстегнут сверху, и виднелась тоже расстегнутая рубашка с узким воротником. Фалды фрака имели сзади вид хвоста трески.
Якобинцы носили красную фригийскую шерстяную шапку галерных рабов с трехцветной кокардой.
Щеголи с 1790 года носили на голове, осыпанной пудрой (или без пудры) высокую круглую шляпу, отделанную шелковым шнуром, так называемую бурдалу; их галстук, обшитый кружевом, завязывался большим бантом. Панталоны из лосин или казимира, натянутые как ритузы, доходили до лодыжек или до икр, и прикреплялись к полосатым чулкам розеткой. При таком костюме носили тонкие сапоги с отворотами или башмаки со шнуровкой без каблуков; в руках была палка.
С 1792 году в парижских газетах появляются объявления о продаже подтяжек. С этого же времени брюки начинают шить и узкими и широкими. Старинный левит, доходящий почти о пят, надевается светскими людьми для утренних прогулок или для незначительных визитов.
Парики с узлом или с косой продолжают носить только некоторые приверженцы старины; вскоре они совершенно исчезают. Модники носили то длинные волосы, то короткие и завитые, то подстриженные и слегка напудренные. Высокие сапоги носились даже на балах.
Во времена террора мужские моды постепенно принимают те формы, которыми отличается эпоха директории. К первому времени директории относится те щеголи, из которых образовались incroyables. Эти incroyables, названные так благодаря шляпам с необыкновенно высокими загнутыми полями, показывались на улицах в экстравагантном костюме, например, в ярко желтых брюках, немного ниже колен, в белом фраке с ярко-зеленым воротником и огненно-красном жилете. На ногах у них были сапоги с широкими отворотами. На голове глубоко сидела шляпа с двумя углами по обеим сторонам лица падали пряди волос, называвшиеся собачьими ушами. Из под фрака виднелась рубашка с многочисленными складками, а шея была обернута до самых ушей несколькими платками, иногда в этих платках скрывался даже подбородок.
С 1794 года носят фрак без украшений, жилет, короткие панталоны или брюки, сапоги или туфли с пряжками и круглую шляпу. Так называемый рейтфрак был с двумя рядами пуговиц и петель; его носили застегнутым и расстегнутым. Широкий отложной воротник поднимался сзади довольно высоко; карманы были с лацканами, а узкие рукава кончались небольшими отворотами с пуговицами.
Прежний кафтан в начале последнего десятилетия носил только простой народ; в более просторном виде он служил знатным людям вместо пальто.
В 1796 году стали носить несколько жилетов один на другом, иногда на первый жилет нашивались фальшивые полы других жилетов.
Члены директории с 1795 года носили длинную шелковую, запахивающуюся спереди белую тунику с остроугольными отворотами. Вместо этой туники, по-видимому, носили также белый шелковый кафтан с баской до колен и с круглым воротником шалью до живота; этот кафтан был без пуговиц и опоясывался шарфом.
На ногах было белое шелковое трико или длинные чулки и короткие штаны.
Туфли носили обычно из черной кожи, а в парадных случаях из белого атласа; украшались они синей шелковой розеткой.
Белые перчатки были с крагами; короткий золотой крестообразный меч висел «под самым сердцем» на белой шелковой, расшитой золотом портупее, концы которой падали вниз и были украшены бахромой.
Верхней одеждой служил синий кафтан с белым шелковым воротником, открытый спереди. Поверх этого кафтана надевался красный бархатный плащ на белой подкладке, а поверх воротника этого плаща – белый кружевной воротник. Все эти одежды были расшиты золотом.
Женский костюм 1790 года остается почти без изменения до 1794 года. Маленькие перемены сводятся к тому, что бюст в течение этого времени все поднимается, талия понижается, задняя часть юбки на тазу, благодаря искусственным подкладкам, все увеличивается, грудь, благодаря косынке на каркасе, тоже все увеличивается и выступает вперед; узкие рукава доходят по-прежнему до кисти.
Существенные перемены заметны только в материях, из которых шьются платья, отличающихся простотой; встречаются платья из полосатых тканей, из гладкого бастита, полотна де Жуй; шелк не в моде; пряжки на кушаках делаются из меди и стали.
Прическу носят по-прежнему с длинными локонами, с шиньоном, спущенным на спину; эта та самая прическа, которую ввела в 1785 году Мария Антуанета. Сверх нее надевают английские шляпы и чепчики. С 1794 года начинают носить низкие прически и прежние чепцы, английские шляпы совершенно исчезают.
С 1794 года эти моды постепенно заменяются античным, а в 1796 году, за исключением прически, уже не встречается ни чего прежнего: нет ни корсажей на китовом усе, ни удлиненных талий; женские платья напоминают то время царствования Марии Антуанеты, когда вошла в моду для домашнего туалета английская рубашка.
Начинается увлечение античными костюмами. Среди людей, принадлежавших к театральному, художественному и политическому миру, было сделано несколько попыток возродить эти костюмы, но все это были лишь единичные попытки, и только во время директории античные костюмы входят в моду.
Римский костюм шел более пожилым женщинам, а греческий костюм носили белее молодые, стройные, хорошо сложенные, а главное, не боявшиеся показывать голое тело. Модницы аля грек всячески старались подражать античным статуям: они носили костюмы Флоры, Дианы, туники Цереры или Минервы, покрывала весталок и т.п. Портнихи, создававшие эти археологические костюмы, пользовались советами художников и скульпторов. Известной создательницей греческих мод была портниха Нанси, а римских – Рембо.
Прежние туфли были заменены вышитыми зеленым или голубым шелком котурнами.
Некоторые модницы носили шляпки из материй, завязывавшиеся лентами под подбородком, в виде капора.
С 1796 по 1800 года облегающее платье из самой легкой материи с тонким кушаком под груди, надетая на одну только батистовую сорочку, было общепринятым; «самые пышные прелести, - как говорит один хроникер, - выставлялись женщинами напоказ без всякого стеснения»; а в журнале мод за 1812 год сказано: « Ваши матери позволяли себе немножко больше, чем легкий намек на существование у них груди».
Платье понемногу спускалось все ниже и ниже, а грудь открывалась все больше и больше; закрытое платье называлось «лицемерным», а те части тела, которые были прикрыты, считались некрасивыми; руки, закрытые до локтя, постепенно обнажались до плеча, в конце концов, у некоторых дам рукава совершенно исчезли. Наконец, модницы нашли сорочки совершенно лишними и престали их носить; сорочка уродовала фигуру и сидела неуклюже; облегающее платье теряло свою грацию благодаря нелепым складкам этой древней одежды.
Дамы стали носить чепчики и наколки из крепа или тюля с рюшами, кружевом и искусственными цветами и шляпы из шелковой материи, более или менее закрытые. Широкие шали, падавшие до самого пола, позволяли дамам надевать еще более легкие и прозрачные туалеты.