ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
Таким образом, перегруженность видеоряда в случае Гринуэя скорее маскирует, нежели абсорбирует или подавляет диалоги и в большей степени служит отталкиванию от наррации, нежели сближению с чистой живописью.
Итак, для Гринуэя кино - не рассказ. Однако от этого кино не перестает быть определенным типом организации информации, и Гринуэй отнюдь не останавливается на чистой презентации - его интересуют именно коммуникативные возможности кино. Его работа жестко связана с его представлением об устройстве современной европейской культуры и о диктуемых (или открываемых) ею коммуникативных стратегиях. "Никогда мы не испытывали на себе такого натиска зримых образов, и большая часть людей в мире общается сегодня, в основном, посредством телевидения. Нравится нам это или нет, но это так. Я думаю, нам следует использовать методы, язык, примеры, характерные для телевидения, изучить и посмотреть, в какой мере мы могли бы обращаться к ним и сочетать их с более старыми способами выражения. Мы живем в преддверии революции, равной революции Гутенберга, которая изменит наш способ мыслить, чувствовать, философствовать..." (Гринуэй П. Правила игры. Беседа с Аньес Бертэн-Скайе. // Искусство кино, 1994, N2, с.26-27.)
В одной из своих поздних лекций (1996.) Гринуэй излагает своего рода краткую программу предстоящего развития кино. Во-первых, явно недостаточным для фильма следует признать использование только лишь звуковых и визуальных средств воздействия на зрителя - необходимо включить в восприятие ф'ильма и другие чувства, в идеале кино должно работать со всеми пятью человеческими чувствами. Далее - временные рамки полнометражного фильма (два часа) слишком узки, это ограничение должно быть снято. Кино должно переместиться в область компьютерных технологий; помимо прочего, это решает проблему перспективы - в зрительном зале имеется всего одно "правильное" место (точка камеры), поэтому кино исходно является общением один-на-один; кроме того, поливариантность фильма (альтернативные варианты монтажа, эпизоды и т.п.) сегодня остаются доступны одному только режиссеру, так что фильм оказывается принадлежащим только ему; компьютер снимает и эту проблему. "Виртуальная реальность, полная цифровая революция позволят нам делать настоящее кино" Искуство кино, 1994, N2, с.29.).
Оставив в стороне любовь Гринуэя к компьютерным технологиям, отметим два важных пункта: (1) Гринуэй видит в кино коммуникативное средство, более мощное, чем естественный язык, и (2) это коммуникативное средство подчеркнуто телесно-ориентированно. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что гринуэевкий фильм - по меньшей мере по своему замыслу - является фильмом по преимуществу, будучи уже на уровне авторского проекта сознательно противопоставленным иным формам коммуникативных стратегий; Гринуэй пытался создать новый "язык", такой, который включал бы в процесс коммуникации тело адресата.