ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
Сергей Герасимов родился 8 (21) мая 1906 года в селе Кундравы Оренбургской губернии (ныне село на територии Челябинской области). В 1923—1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году окончил Ленинградский государственный институт сценического искусства.
В кино — с 1924. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль шпика.
Первые годы актёрской деятельности Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссёров Г. Козинцева и Л. Трауберга в ролях: Чиновника («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), Вс. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и других.
В мастерской «ФЭКС» Герасимов прошёл школу эксцентричного актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих ф. выступая и как сценарист.
Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».
Режиссёрским дебютом Герасимова был фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. Бартеневым); затем он пост. ф. «Сердце Соломона» (1932, сцен. Герасимов совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934, сцен. Г.). Эти первые работы молодого режиссёра обнаружили его пристальный интерес к современной тематике, проблемам сов. морали, жизни и быту советской молодёжи.
В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.
Своеобразие дарования Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936, сценарий Герасимов совместно с Ю. Германом). Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Макарова, П. Алейников и др.).
Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя — все эти черты были присущи и фильму «Комсомольск» (1938), поставлен Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с 3. Маркиной и М. Витухновским. Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 30-х гг., закладывающих новый город в далёкой тайге.
Значительной работой Герасимова в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939; Сталинская премия 1941). Автор сценария и режиссер С. Герасимов, главный оператор В. Яковлев, художник В. Семёнов, композитор В. Пушков, гримёр А. Анджан, текст песен К. Смирнова. В ролях: Б. Чирков (Степан Лаутин), Т. Макарова (Аграфена Шумилина), П. Волков (председатель колхоза Иван Фёдорович), В. Померанцева (Прасковья Васильевна), Л. Шабалина (Мария), В. Телегина (Степанида Лаутина), М. Катерининский (секретарь райкома Ремизов), М. Сунозов (комбриг Худяков), И. Назаров (дед Семён), А.Матвеева (Настя Фалалеева), С. Онуфриев (Егор Фалалеев),А. Кулаков (Кузьма Фалалеев), С. Шинневич (секретарь ячейки ВЛКСМ).
Придавал большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития современного человека, Герасимов поставил фильм «Маскарад» (1941, сценарий Герасимова), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин — Н. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.
Но современная тема по-прежнему осталась основной для Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства» («30 лет Советской кинематографии», сб., 1950, с. 173).
В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов принимал участие в создании Боевого кино-сборника № 1 (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.
В 1944—46 Герасимов возглавлял Центральную студию документального фильма. В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Герасимов осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля был поставлен в 1948 фильм «Молодая гвардия» (Сталинская премия, 1949).
Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. С эпической широтой передавая события, описанные в романе Фадеева, фильм создал обширную галерею образов советских патриотов, показав их не только в героических делах, но, прежде всего, во всём богатстве их духовной жизни. Глубина психологич. характеристик, широта образного подтекста, точность передачи трагич. атмосферы событий — всё это сделало ф. этапным произведением в развитии реалистич. метода сов. киноискусства. Кинороман «Молодая гвардия» так же, как и роман Фадеева, был одним из первых произведений, углублённо рассматривавших события 2й мировой войны через психологию людей. Г. показал героизм сов. молодёжи как естественное проявление нового советского характера. /Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьезной критике высшего партийного руководства (лично И. Сталина) за недооцененную роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Государственной (Сталинской) премии СССР.
Совместно с киноработниками КНР Г. создал док. ф. «Освобождённый Китай» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), в 1952 пост. ф. «Сельский врач» о людях новой сов. деревни. В 1956 по сценарию Г. поставлен ф. «Дорога правды» (реж. Я. Фрид), в 1958 ф. «Память сердца» (реж. Т. Лиознова).
В конце 50х гг. Г. создал одно из самых значит, произведений сов. кино того периода—ф. «Тихий Дон» (3 серии, 1957—58) по мотивам одноимённого романа М. Шолохова. Ф. решён в жанре народной драмы, он передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. Автор сценария и реж. С. Герасимов. Гл. операт. В. Рапопорт, гл. худ. Б. Дуленков, комп. Ю. Левитин, художники по костюмам К. Урбетис, М. Быховская. В ролях: Д. Ильченко (Пантелей Прокофьевич Мелехов), А. Филиппова (Ильинична), П. Глебов (Григорий), Н. Смирнов (Пётр), Л. Хитяева (Дарья), М. Архангельская (Дуняша), А. Благовестов (Степан Астахов), Э. Быстрицкая (Аксинья), А. Жуков (Мирон Григорьевич Коршунов), А. Денисова (Лукинична), 3. Кириенко (Наталья), Б. Новиков (Митька), А. Карпов (дед Грншака), Е. Максимова (Кошевая), Г. Карякин (Михаил Кошевой), В. Хмара (Машутка Кошевая), А. Шатов (Листницкпй, отец), И.Дмитриев (Листницкий, сын), В. Шатуновский (Штокман), А. Титов (Котляров), В. Дахарченко (Зыков), М. Васильев (Христоня), Д. Капка (дед Сашка), С. Юртайкин (Валет), П. Любешкин (Мартин Шамиль), П. Черков (Бунчик), Н. Муравьёв (Подтёлков), Б. Муравьёв (Кривошлыков), Н. Тямин (Генерал), К. Бубнов (Фомин), фильму (1я сер.) присуждена премия за цвет на Мкф. в Брюсселе, 1958, 3й серии ф. присуждена Большая пр. на XI Мкф. в Карловых Варах, 1958, 1я пр. и премия за режиссуру на 1 м Всесоюзном кинофестивале в Москве, 1958. Правдиво воплотив средствами киноискусства образы и события классич. романа, Г. в своём ф. с исключительной художеств, достоверностью передал и напряжённую духовную жизнь героев «Тихого Дона», и своеобразие их быта.
Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 он закончил двухсерийный ф. «Люди и звери», охватывающий события эпич. масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Ф. рассказывает о трудном пути бывшего сов. офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длит. отсутствия на родину. Ф. поднимает важные проблемы совр. морали. Г. играл в этом ф. роль опустившегося эмигранта князя Львова Щербацкого.
Характерную особенность творчества Г. как сценариста и режиссёра составляет умение глубоко исследовать внутренний мир человека, создавать подробные психологич. портреты своих героев, в повседневности, «прозе жизни» раскрывать поэзию труда и быта сов. людей. Герасимов—режиссёр по преимуществу «актёрский», свои замыслы он раскрывает через актёрское творчество, все его ф. отличает тщательная работа с актёрами, цельность ансамбля, внимание к эмоциональному подтексту действия и его атмосфере.
Творч. деятельность режиссёра, актёра и сценариста Г. совмещает с большой педагогия. работой во ВГИКе, где он ведёт объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководит кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Бондарчук, Л. Кулиджанов, Т. Лиознова, И. Макарова, Н. Мордюкова, Н. Рыбников, 3. Кириенко, Ж. Болотова и мн. др. Является также художеств. руководителем творческого объединения моск. киностудии им. Горького.
Герасимов выступает и как драматург — он автор пьес «Учитель» (1939) и «Наши дни» (1940) и эпизодически как театр, режиссёр.
В 1960-х годах Герасимов перешел к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин (Журналист, У озера, Любить человека) социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссер, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений). Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодежь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссеров на киностудии им. Горького. На основе дипломного спектакля своей актерской мастерской во ВГИКе в 1976 им был поставлен телефильм Красное и черное по одноименному роману Стендаля.
В конце 1970-х годов Герасимов обратился к историческому материалу, поставив дилогию о молодых годах Петра I (по мотивам романа А. Толстого).
Итогом творческой биографии Герасимова стал фильм о Л. Толстом, где режиссер сыграл и главную роль (Главный приз МКФ в Карловых Варах, 1984).
Последние годы
Актёрам не рекомендуется ложиться в гроб, даже если это требуется по ходу сцены. Считается, что снятый в гробу исполнитель вскоре окажется в нём по ходу уже совсем иного сценария. Суеверные стараются подложить вместо себя двойника.
На съёмках «Льва Толстого» Сергея Герасимова уговаривали отказаться от этой сцены. Но Герасимов был создателем фильма. Он вложил в него всё. И стоял на своём, считая непорядочным и по отношению к творчеству, и просто по-человечески подстраховаться двойником.
Умер Герасимов спустя год после выхода на экраны «Льва Толстого» 26 ноября 1985 года после операции на сердце.
Был женат на актрисе Тамаре Макаровой, которая играла главные роли во многих фильмах Герасимова.
Награды, звания
Госпремия СССР, 1941,1949,1951,1971
Герой Социалистического Труда, 1974
Ленинская премия, 1984
Народный артист СССР (1948).
Награжден орденом Ленина (1966), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1950), орденом Красной Звезды (1944) и чехословацким орденом Белого Льва III степени.
В честь Герасимова назван Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) (1986).
Действительный член Академии педагогических наук СССР (1978).
Член ВКП(б) с 1943 г.
Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР в 1950—1958 гг.
Доктор искусствоведения (1946),
Профессор Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в Москве (1946).
Член Союза писателей СССР.
Член Президиума Советского комитета защиты мира (с 1950 г.).
Секретарь правления Союза кинематографистов СССР