ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 489
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
Кто же были исполнители и каков был облик спектакля в русском придвором театре 1673—1676 годов?
Русская труппа насчитывала от двадцати шести до семидесяти человек. Среди них было десять подьячих; остальные.актеры набирались из мещанства. Сами участники представлений называли себя «неискусными и несмышлеными отрочатами», а свое участие в спектаклях — «детским действием». Сохранились имена некоторых русских актеров. Это подьячие Михаил Белянинов, Кузьма Журавлев, Алексей Зверев, Исайя Ляпин, Иван Владиславлев и, кроме того, отроки: Василий Мешалкин, Лука Степанов, Тимофей Максимов, Иван, Николай и Родион Ивановы, Тимофей Блисов, Василий Смольский и прочие. Женские роли исполнялись мужчинами
Актеры обучались у Грегори и его сотрудников — Рингубера, Пальцера, Гюбнера, а затем у Чижинского в специальных закрытых театральных школах в Немецкой и Мещанской слободах. Обучение состояло, вероятно, в простом разучивании ролей и в репетициях: Как видно из документов, к повседневным нуждам актеров относились небрежно. Русским комедиантам постоянно приходилось напоминать о себе особыми челобитными. Жалованье им не выплачивалось месяцами, и они многократно жаловались, что «помирают голодной смертию» 10°.
Разительным контрастом к бедственному положению актеров являлись щедрые затраты на костюмы и внешнее оформление спектаклей. Костюмы действующих лиц соответствовали их ролям. Тамерлан и Баязет выступали в однорядных кафтанах с мишурными кружевами; Давид носил киндячный кафтан, поверх которого надевалась ферязь, а на ней латы «от головы до коленей железа белого»; для Голиафа был сшит пестрый кафтан и сделаны латы также до колен, рост и руки были увеличены, большая голова сделана из клееного полотна, украшена накладными волосами и бородой из конского хвоста и гривы, на голове большой шишак белого железа, в руку вложено деревянное копье. В «Эсфири» платье белое с золотыми полосками, украшенное шелковой флорой. Десять девиц в комедии «О Бахусе с Венусом» были одеты в пестрые крашенинные саяны (безрукавки) с полотняными оплечьями, с такими же рукавами и капорами на головах. Шутовские персонажи ходили в одежде из рогожи и пестряди. На костюмы затрачивались наряду с простыми материалами также и заморские — гамбургское сукно, турецкий волнистый атлас, шамаханский шелк и т. п.101. Танцоры были одеты в красные и зеленые кафтаны, поверх которых надевались полотняные латы с двумя рукавами — внутренним узким и внешним широким: через плечо надевалась перевязь из зеленой камки; на ногах — гарусные чулки зеленого и красного цвета и белые немецкие башмаки.
Грим был, по-видимому, весьма примитивным; лица мазали сажей, белилами и румянами; на парики и бороды шли мочала и шерсть, реже конский волос.
Сведения об устройстве театральной площадки, о декорациях и бутафории, к сожалению, отрывочны. Известен длинный перечень материалов, отпущенных на постройку театров в селе Преображенском и над аптекой во дворце. Перечень дает возможность представить себе приблизительные размеры зданий, но от этого не становится ясней расположение зрительного зала и устройство сцены. Сохранилось только одно более или менее определенное описание, принадлежащее перу современника: «На самое представление царь смотрел, сидя перед сценой на кресле; царица с детьми сквозь решетку или, вернее, сквозь щели особого отгороженного помещения, а вельможи — из остальных никто более не был допущен — стояли на самой сцене» 102. Занавеса, как можно понять из перечня материалов, не было. Декорации были перспективные подвесные. Ремарки, как правило, были крайне лаконичны. Более подробно можно представить себе внешнее оформление комедии об Адаме и Еве. Из текста пьесы явствует, что в раю были прекрасные злаки и цветы, звери и рыбы, красное дерево и сладкие овощи, а из архивных документов, опубликованных С. К. Богоявленским, видно, что деревьев на сцене было шесть с бумажными листьями, окрашенными ярью; листья прикреплялись проволокой, яблоки тоже.
Царь посещал спектакли в сопровождении царицы, царевичей, царевен, а также бояр, окольничьих, думных дворян, думных дьяков, стольников, стряпчих и прочих ближних и «всяких чинов людей» 104. Спектакли давались в весьма торжественной обстановке. Естественно, что и оформление отличалось богатством, пышностью, сценическими эффектами.
Придворный театр царя Алексея Михайловича не прекратил своего существования после его смерти. Из биографии Симеона Полоцкого известно, что при царе Федоре Алексеевиче он продолжал писать декламации, которые по-прежнему исполнялись его учениками. Так, сохранился ряд «Стихов краесогласных»—«во святую и великую субботу», «в похвалу преподобной Евдокии». и другие. И. А. Шляпкиным опубликованы «Диалоги о премудрости воплощения сына божия» 10в, посвященные царевне Софии Алексеевне и исполненные в Москве в 1682 году. Текст «Диалогов» дает некоторое указание на то, что в исполнении принимал участие священник и диалоги исполнялись, очевидно, в церкви. Вспомним затем, что «Блудный сын» Полоцкого был игран перед 1681 годом и в 1685 году. Затем шли спектакли в 1696 и 1698 годах. В самом конце столетия (1699 год) начались спектакли в Московской академии (основана в 1685 году, открыта в 1687 году). Не прекращалась деятельность народного театра.
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Было это 4 июня 1672 года. Царь Алексей Михайлович, который так жестоко преследовал скоморохов, указал «учинить комедию, а на комедии действовать из библии книгу Эсфирь и для того действа устроить хоромину».
Двенадцать лет прошло всего с тех пор, как царь подписал грамоту, запрещавшую скоморошество, и вдруг такой указ!
Но этот указ не был случаен. Недавняя победа церковных владык, побудивших Алексея Михайловича наложить суровый запрет на «бесовские игры» и «потехи» скоморохов, оказалась победой только временной. Жизнь неуклонно двигалась вперед, и духовным владыкам приходилось то и дело уступать новым требованиям века, культурным начинаниям передовых деятелей того времени —сторонников наук, ремесел, искусства.
Распоряжение царя организовать театральный спектакль и построить для этой цели особую «хоромину», специальное театральное здание, красноречиво отражало одно из проявлений этих новых требований века.
Инициатором создания первого театрального спектакля в России был боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Он затеял этот спектакль в ознаменование рождения у Алексея Михайловича сына — будущего царя Петра Первого, с тем чтобы в случае удачи превратить «хоромину» в постоянно действующий театр.
Боярин Матвеев принадлежал к числу наиболее образованных людей своего времени. При дворе Алексея Михайловича он являлся одним из активнейших поборников централизованной в руках самодержца власти, как основы экономической и военной мощи молодого русского государства, горячим ревнителем культуры и науки. На царя боярин Матвеев имел большое влияние, которое особенно укрепилось после того, как Алексей Михайлович женился на выросшей в доме Матвеева На талье Нарышкиной.
Убедив царя «учинить комедию», Артамон Сергеевич Матвеев стал подыскивать человека, который был бы способен осуществить практическое проведение в жизнь этого начинания. Свой выбор Матвеев остановил на проживающем в Москве иноземце — пасторе Иоганне Готфриде Грегори.
Кандидатура Грегори всплыла также не случайно. У Грегори была прочная репутация доброжелательно настроенного к России иностранца, нашедшего в Москве вторую для себя родину. При дворе знали, что Грегори в ответ на те нападки, которым подвергалась Россия за границей, писал: «Хотя храброго русского и называют варваром, он все же не варвар... и я свидетельствую открыто, что в этой стране нет почти ничего варварского». К тому же Грегори считался человеком ученым: он носил звание магистра. Больше того, в школе, которая существовала при лютеранской церкви, где Грегори состоял пастором, ставились под его руководством школьные спектакли и, значит, он был еще и человеком, до известной меры не чуждым искусству.
Предложенная царем тема об Эсфири тоже была выбрана далеко не случайно. В библейской легенде об Эсфири все напоминало ту политическую ситуацию, которая сложилась при дворе Алексея Михайловича. По легенде персидский царь Артаксеркс, женившись на Эсфири — воспитаннице мудрого старца Мордухая, с их помощью разоблачает козни своего министра Амана, пытавшегося ограничить его власть как самодержца. То же, в сущности, происходило и с Алексеем Михайловичем. Освободившись после смерти своей первой жены из-под влияния ее родни — косных бояр Милославских, он женился на молодой Наталье Нарышкиной — воспитаннице умного боярина Артамона Матвеева—и с его помощью разоблачил происки патриарха Никона, боярина Хитрово и других врагов самодержавной царской власти.
Самый выбор темы об Эсфири показывает, что Алексей Михайлович и окружающие его передовые бояре хотели создать «комедию», которая не просто потешала бы, но и выполняла бы определенные политические функции, которая была бы средством борьбы крепнущего русского царизма и русского дворянства.
Выслушав подробные наставления Матвеева, Грегори составляет труппу, отобрав для нее шестьдесят девять подростков — детей служилых и торговых иноземцев, окружает себя большой группой помощников. Один из них сочиняет пьесу на заданную царем тему, другой — «преспективных дел мастер» — художник, пишет декорации.
Горячее и деятельное участие во всех приготовлениях принимает сам Матвеев. Он выбирает место для будущей «хоромины», посылает своих дворовых людей на ее строительство, отдает своих музыкантов органисту Сергею Гутовскому, организующему оркестр. Здесь уместно заметить, что роль Матвеева в создании «комедии» до сих пор не оценена по достоинству.
Старые и новые, либерально-буржуазного толка, историки либо совсем замалчивали, либо всячески принижали значение инициативы Матвеева. Давно пора широко воздать славу Матвееву и вернуть ему то место в истории, которое он по праву должен занимать. Это он был организатором всей затеи с театром, руководителем ее осуществления, «душой» этого замечательного события. Он — передовой русский человек, Артамон Сергеевич Матвеев.
Четыре месяца продолжалось строительство деревянной" «Комедийной хоромины». Сооружена она была в подмосковном селе Преображенском — летней резиденции Алексея Михайловича----и представляла собой комнату в сорок пять квадратных метров. Стены «хоромины» были обиты войлоком, а сверху покрыты красным и зеленым сукном. Для зрителей в несколько рядов были установлены скамьи. Царское место выступало вперед и также было обито сукном. Царице и царевнам отвели особые места, вроде лож, отгороженные деревянной решеткой, через которую им и предоставлялось смотреть на сцену, оставаясь невидимыми для других зрителей. Сцена была поднята над полом и отделена от зала «шпалером» — раздвижным занавесом, подвешенным на кольцах. Освещалась она, как и зал, сальными свечами.