ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 495
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
Наиболее подходящими сюжетами для трагедий Плавильщиков считал сюжеты из русской истории, а для комедии — из жизни низших слоев общества. Он спрашивал драматургов: «Куда вы девали купцов, приказных, мастеровых и все среднее состояние? Разве они не достойны театра?» Его пьеса «Сиделец» впервые выводила на русскую сцену купечество и в этом смысле явилась предшественницей комедий Островского. Его пьеса «Бобыль» посвящена крестьянской жизни. Главный ее герой — батрак.
Петровский театр был проводником всего этого передового для того времени репертуара. Свою деятельность в этом направлении он блестяще завершил постановкой «Недоросля» Фонвизина, выдающегося произведения русской драматургии XVIII века. Фонвизинский «Недоросль», которого А. М. Горький назвал первым произведением «великолепной и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы — обличительно-реалистической», был вершиной сатирической литературы эпохи. С невиданной до него художественной силой и совершенством Фонвизин заклеймил мрачные стороны крепостного права, подкупность суда, уродливость воспитания.
Цензура долго не пропускала фонвизинского «Недоросля» на московскую сцену, и театру пришлось приложить много сил, чтобы сломить цензурный запрет. 14,мая 1783 года «Недоросль» впервые был поставлен на московской сцене и с тех пор не сходит с нее.
Мудрено ли, что такая деятельность Петровского театра вызывала недовольство Прозоровского! «В выборе пьес вы неудачны!»
Этой фразой Прозоровский сказал все, что должен был сказать охранитель устоев дворянской монархии...
Петровский театр просуществовал двадцать пять лет. Зимой 1805 года он сгорел перед спектаклем «Леста, днепровская русалка».
Двадцать лет после этого пожара Москва не имела хорошего театрального здания. Временно театральные представления шли в доме Пашкова на Моховой, там, где сейчас находится университетский флигель, выходящий фасадом на улицу Герцена.
Крепостные актеры
Наряду с общественным театром, к концу XVIII века в Москве и Подмосковье возникают частные театры отдельных богачей.
Эти «домашние» театры — городские и усадебные — были характерным порождением крепостнического строя. Создавали их крупные помещики, которые по своему положению и богатству чувствовали себя маленькими царьками.
Составлявшие «опору» трона, помещики сами хотели жить «по-царски». Они окружали себя многочисленной дворней из крепостных крестьян, погружались в роскошь, праздные забавы и наслаждения, соперничали друг с другом богатством и блеском своих «дворов».
В числе «верноподданных» у таких помещиков, как и у самой Екатерины, имелись свои гофмаршалы, камер юнкеры, фрейлины, свои шуты и «дураки», выделенные из крепостной прислуги «арапы» и «арапки». Граф Шереметев содержал даже свою лейб-гвардию — гусарский «эскадрон» из двенадцати человек. Князь Голицын учредил свой «орден» — портрет собственной персоны, которым «награждал» за верную службу шутов, конюхов и камердинеров.
Празднества, которые устраивали эти богачи-помещики, не уступали придворным. Князь Потемкин приглашал на свои балы до трех тысяч гостей. Одного воска для освещения дворца сжигалось у него в вечер на несколько тысяч рублей.
Подражая императрице, которая увлекалась пышным итальянским театром оперы и балета, все эти маленькие царыки и начали заводить свои собственные театры.
Помещичьи театры, которые получили в истории название крепостных, впервые появились в Москве и в Подмосковье. Потом аналогичные театры были созданы в Петербурге" и других городах России, вокруг которых располагались помещичьи вотчины. К 1790 году в одной только Москве таких театров насчитывалось около двух десятков.
На Знаменке помещались театры Апраксина, Столыпина и Воронцова, на Пречистенке — Бибикова и Гагариной, на Арбате — Хованского, на Моховой — Пашкова, на Никитской — Позднякова, словом, что ни барский особняк, то и театр. И что ни усадьба под Москвой, в ней также крепостной театр: в Нескучном — Голицына, в Люблине — Дурасова, в Марфине — Салтыкова, в Яропольце — Закревского, в Кускове — Шереметевых.
История создания крепостных театров полна трагических страниц. Рождались эти театры в великих муках крепостных людей. Приходит помещику в голову мысль создать театр, отбирает он дйсяток-другой своих крестьян и крестьянок и приказывает им стать актерами. Часто созданные таким образом театры становились пародией на театр, стоившей потоков слез деревенским Дуняшам и Глашам, по приказу «батюшки-барина»
Театр в Кускове -своими размерами, роскошью и благоустройством не уступал петербургскому придворному и превосходил Петровский театр в Москве. Построенный по проекту выдающегося архитектора Вали, разукрашенный по эскизам знаменитого художника Гонзаго, он имел три яруса лож, партер, большую сцену и отличался великолепной акустикой.
Театр в Останкине по длине зрительного зала, глубине сцены превосходил крупнейшие парижские театры, а по своему техническому устройству, по совершенству декоративной и монтировочной части стоял намного выше, чем знаменитый Веймарский театр.
В репертуаре театра Шереметевых были спектакли всех видов сценического искусства, но особенно процветали музыкальные. На сцене этот театра шли все лучшие оперы иностранных композиторов того времени — Гретри, Монсиньи, Глюка, Паизиелло, Чиморозо, Сальери, все наиболее популярные произведения первых русских композиторов — Фомина, Паскевича, Матинского, Козловского. Известно, что шереметевский театр поставил 116 пьес, в том числе 73 оперы и 18 балетов.
Репертуар театра был не только разнообразен, но и в значительной мере оригинален. Автор недавно вышедшего в свет обстоятельного и очень ценного исследования о театре Шереметевых—Н. А. Елизарова говорит, что 60 процентов этого репертуара было достоянием только щереметевской сцены. Такие, например, постановки театра Шереметевых, как «Самнитские браки» Гретри, «Инфанта Заморы» Паизиелло или «Взятие Измаила» Козловского, не могли быть осуществлены, ввиду своей сложности, не только каким-либо другим московским крепостным театром, но и Петровским театром.
Обставлялись шереметевские спектакли по эскизам парижских постановок. О богатстве театра можно судить по описи его имущества. Согласно этой описи, в театре было: О занавесов, 194 декорации, 52 кулисы, 68 мелких декоративных аксессуаров; гардероба парчевого, бархатного, шелкового, суконного, шерстяного — 17 больших сундуков; обуви, головных уборов и бутафорских вещей — 76 сундуков и ящиков.
Но основное богатство театра Шереметевых составляли не эти материальные ценности, а люди, которые творили и создавали спектакли этого единственного в своем роде театра.
Люди эти были крепостными Шереметевых, участь которых оказывалась тем трагичнее, чем одареннее они являлись, чем выше они поднимались в своем искусстве, в своих творческих исканиях.
Труппа театра состояла более чем из двухсот человек. Она выдвинула много ярких талантов.
Многогранным дарованием обладал крепостной крестьянин Василий Григорьевич Вороблевский, исполнявший в труппе обязанности ее руководителя, режиссера, переводчика. Это был человек действительно выдающихся способностей. Он в совершенстве овладел французским и итальянским языками. Ему принадлежали переводы и переделки либретто почти всех шедших в театре Шереметевых опер. В графском доме Вороблевский, кроме того, заведывал библиотекой, содержащей 16 тысяч томов на русском и иностранных языках, ведал огромным вотчинным и семейным архивом своих господ, их редкостными музейными коллекциями.
Замечательным самородком был главный механик театра Федор Пряхин — изобретатель «машинерии», позволявшей осуществлять причудливые постановки с полетами и превращениями, изумлявшие даже таких зрителей, как французский посол граф де Сегюр, польский король Станислав Понятовский, Екатерина II.
Талантливым архитектором являлся крепостной крестьянин —строитель Останкинского дворца Павел Иванович Аргунов.
Блестящими художниками были дворовые люди Шереметевых — К. М. Фунтусов, Г. С. Мухин, С. А. Калинин, декорации которых восхищали живостью и сочностью своих красок, законченным живописным мастерством.
Три имени из числа собранных Шереметевыми народных самородков вошли в историю русского искусства как имена его крупнейших деятелей. Это Степан Аникеевич Дегтярев — капельмейстер шереметевского оркестра, пианист и композитор, Гавриил Якимович Ломакин — руководитель певческой капеллы и Иван Андреевич Батов — скрипичный мастер.
По словам исследователя русской музыки, С. А. Дегтярев (1766—1813) «выделялся по мастерству из среды даже самых знаменитых своих современников вроде Сарти, Паизиелло, Бортнянского, Давыдова и других. Он стремился согласовать музыку с текстом и выразить то настроение, которое заключалось в его словах». Дегтярев написал около шестидесяти концертов и несколько больших ораторий и среди них известную ораторию «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».
Руководитель капеллы Г. Я. Ломакин (1812—1888) также прославился как замечательный музыкант и педагог. Великий русский композитор М. И. Глинка очень высоко ценил Ломакина. Он говорил, что нигде в хоре не слыхал такой стройности, как у ломакинских певчих. С восторгом отзывались о Ломакине слышавшие его капеллу иностранные артисты и композиторы, в том числе Рубини, Виардо, Берлиоз и Лист.
Инструментальный мастер театра Шереметевых И. А. Батов (1767—1839) был лучшим русским мастером скрипки конца XVIII и начала XIX столетия. Известный скрипач-виртуоз — соперник знаменитого Паганини — Лапинский случайно приобрел скрипку работы Батова и превознес ее качества так, что составил имя крепостному русскому мастеру за границей. За батовскими скрипками и виолончелями стали охотиться мировые музыканты.
По рассказам современников, скрипки «русского Страдивариуса» были сначала безымянными и выдавались ловкими антикварами за инструменты работы мастеров итальянского Возрождения. Но впоследствии спрос на батовские скрипки стал настолько велик, что их уже невыгодно было продавать как произведения иностранных скрипичных мастеров. И Батов с гордостью начал ставить на своих скрипках и виолончелях собственное имя — «Иван Батов».
Труппа театра Шереметевых обладала великолепными актерами. Двадцать шереметевских вотчин поставляли актерские кадры для этой труппы. В двух своих украинских селах Шереметевы устроили особые певческие школы, где дети крестьян, имевшие хорошие голоса, обучались пению. Лучшие из них становились затем артистами, певчими и музыкантами графского театра. Вообще у Шереметевых дело подготовки актерских кадров было поставлено образцово. Крепостных актеров обучали выдающиеся московские артисты: Померанцев, Плавильщиков, Сандуновы, Синявская, Шушерин. Пению и музыке их учили итальянцы Бабарини, Олимпий, Сарти, танцам—балетмейстеры Морелли, Соломони и Чианфонелли, перешедший на службу к Шереметевым со сцены придворного театра.
Среди актеров шереметевского театра выделялись Петр Петров, Андрей Новиков, Григорий Кахановский, Андрей Чухнов, Иван Кривошеев, певицы Мария Черкасова, Арина Калмыкова, Степанида Дегтярева, Анна Изумрудова, танцовщица Татьяна Шлыкова, музыканты Дмитрий Трехвалов, Алексей Скворцов, Осип Долгоногов и Василий Зайцев. Но подлинной звездой труппы была прославленная всеми нашими театральными историками Параша Жемчугова, память о которой сохранилась и в народных преданиях, в частности — в известной русской народной песне «Вечор поздно из лесочку я коров домой гнала».
Параша Жемчугова — дочь кусковского кузнеца Ивана Ковалева — обладала врожденным артистическим талантом. С юных лет отличалась она редкой музыкальностью, прекрасным голосом, удивительным художественным чутьем. Подготовленная к сценической деятельности такими артистками, как Сандунова и Синявская, она сама стала первоклассной артисткой, захватывавшей зрителей искренностью и глубиной драматических переживаний, и прекрасной оперной певицей.