ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 490
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
Рядом с Ермоловой и Федотовой на сцене Малого театра выступали и уже знакомая нам непревзойденная исполнительница ролей пожилых женщин в пьесах Островского, «чародейка слова» О. О. Садовская, Н. М. Медведева, Е. К. Лешковская, Н. А. Никулина и другие. Вместе с Ермоловой в эти тяжелые годы реакции отстаивали славу Малого театра, как общественной трибуны, М. П. Садовский, В. А. Макшеев, Н. И. Музиль, О. А. Правдин, Ф. П. Горев.
Яркие страницы в историю Малого театра тех лет Вписали его художественные руководители Ленский, а затем Южин.
Александр Павлович Ленский-Вервициоти (1847— 1908), внебрачный сын князя Гагарина от итальянки, испытал в детстве и юности всю гнетущую тяжесть предрассудков буржуазного общества, отвергающего «незаконнорожденных». Рано осиротев, он попал на воспитание в семью артиста Полтавцева, который и подготовил его к сцене. Свой актерский путь он начал в провинции и в 1876 году был принят в Малый театр.
Ленский был умным и очень тонким актером. Культурный, начитанный, к тому же хороший рисовальщик и скульптор, он умел для каждой своей роли найти и выразительную внешнюю форму и глубокое внутреннее содержание. Его игра отличалась исключительной художественной простотой. Он говорил:
— Чем лучше актер, тем ближе он к простоте... и тем проще и доступнее кажется его искусство.
Ленский был замечательным режиссером. Он поставил «Снегурочку» Островского, «Ромео и Джульетту», «Кориолана», «Бурю», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы» Шекспира и «Женитьбу Фигаро» Бомарше. Был он и отличным педагогом, воспитавшим много крупнейших актеров. Достаточно сказать, что его учениками были В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова,. П. М. Садовский, А. А. Остужев, Е. Д. Турчанинова и другие знаменитые артисты — наши современники.
Инициативе Ленского принадлежит создание так называемого Нового театра, существовавшего в Москве с 1898 по 1907 год, который являлся первой театральной студией Малого театра. Замечательный организатор, чуткий и умный руководитель театральной молодежи, постановщик большого художественного вкуса и выдумки, Ленский завоевал Новому театру успех и признание у демократических зрителей. Но, не сумев преодолеть невежества и косности чиновников театральной конторы в своих попытках дать простор молодым дарованиям, он вынужден был покинуть свое детище —Новый театр. В 1908 году он оставил и сцену самого Малого театра, после того, как в звании его главного режиссера тщетно пытался вывести этот театр на путь обновления. Не пережив всех треволнений, Ленский в том же году скончался от разрыва сердца.
Ленский оставил большое литературное наследство: статьи, режиссерские заметки, много высказываний о театре, сосредоточенных в его письмах. В 1935 году это ценнейшее наследство было собрано и издано отдельной большой книгой, поражающей глубиной мысли и высокой культурой автора.
Александр Иванович Южин (1857—1927) перешел в Малый театр в 1882 году из Пушкинского театра Бренко и вскоре стал его ведущим актером и директором.
Сын грузинского князя Сумбатова, Южин получил хорошее образование. Юность свою он провел на Кавказе, где его мать — дочь польского повстанца — читала ему драмы Гюго, Вальтера Скотта и Шиллера.
«Романтическая природа Кавказа, — говорит его биограф,—семейные предания и поэтическая мечтательность матери, с одной стороны, и энергичная натура отца, — с другой, выработали в Южине и крепкую волю и любовь к эффекту, яркости и красочности».
Влияние родной Грузии на творчество Южина отмечали многие критики, в том числе и видный некогда театральный критик А. Р. Кугель.
«Южин — это увлечение, романтика, мелодрама, контраст, — писал Кугель. — Кавказ... наложил на Южина неизгладимую,- как кавказская природа, печать».
На сцене Малого театра Южин сыграл более 250 ролей. Репертуар его был очень обширен. В него входили и романтические драмы, и трагедии, и комедии, и современные пьесы. Он переиграл почти всего Шекспира.
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Александр Николаевич Островский (1823—1886) провел свое детство и юность в обстановке, которая отразилась на характере его творчества. Сын чиновника московского сената и дочери московской просвирни, он родился на Малой Ордынке, в самом центре того Замоскворечья, несравненным бытописателем которого ему суждено было сделаться. Ко времени, когда будущий драматург подрос, отец его вышел в отставку и стал заниматься частным ведением дел, по преимуществу купцов, которые из-за этого приезжали к нему на дом.
Будущий драматург еще в ранние годы мог наблюдать много таких сторон купеческой жизни, которые впоследствии послужили ему материалом для художественного воспроизведения. По окончании московской губернской гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, но курса не кончил из-за столкновения с одним из профессоров. Выйдя из университета в 1843 году, Островский поступает канцелярским служителем сначала в Совестный а затем в Коммерческий суд. На службе чиновником он пробыл восемь лет. Здесь по самому роду занятий ему приходилось постоянно сталкиваться с самыми разнообразными людьми и приходить в непосредственное соприкосновение с нравами и интересами московского купечества. В годы службы Островский мог прекрасно изучить разнообразную галлерею типов московского дореформенного чиновничества, которых он впоследствии охотно вводил в состав участников своих пьес, дополняя личными наблюдениями те изображения наших чиновников, которые с редким мастерством уже дал к тому времени Гоголь. Кроме деловых сношений, с купцами Островский был связан и лично, что еще теснее сближало его с этой средой. Некоторые представители молодого купечества, особенно И. И. Шанин, были его ближайшими приятелями. Эта дружба сказалась на самом складе миросозерцания Островского, а также дала неисчерпаемый материал для его литературной деятельности. Последняя началась еще в ту пору, когда Островский был чиновником. 9 января 1847 года в газете «Московский городской листок» появились за подписью A.О. и Д.Г. сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это были первые явления знаменитой впоследствии комедии «Свои люди — сочтемся».
Сам Островский писал впоследствии, что началом своей литературной деятельности он считает 14 февраля 1847 года: «С этого же дня я уже стал считать себя русским писателем и уже без сомнения и колебаний поверил в свое призвание». В этот день Островский, связанный к тому времени с литературной средой, в доме московского профессора С. П. Шевырева, в присутствии критика Аполлона Григорьева, прочел свои первые драматические сцены. Шевырев, обнимая молодого автора, с чувством искреннего восторга приветствовал его как человека, одаренного талантом и призванного писать для родного театра.
В 1849 году в доме у Погодина, попеременно с Провом Садовским, он читал свою комедию. «Банкрот» — так первоначально называлась комедия «Свои люди — сочтемся». Успех чтения был необыкновенный. Затем Островский всю зиму, чуть ли не каждый день, читал эту комедию, то у поэтессы Ростопчиной, то у князей Мещерских, то у Шереметевых. Пьеса везде производила сильное впечатление, и слава об Островском быстро распространялась по Москве.
В печати пьеса появилась только в 1850 году в мартовской книжке журнала «Москвитянин» за подписью А. Островский. Однако на сцену пьеса не была пропущена цензурой, а самого автора московский генерал-губернатор граф А. А. Закревский занес в списки неблагонадежных.
Некоторое успокоение от этих неприятностей должен был доставить только тот успех, который сопутствовал первым шагам Островского на литературном поприще. Он сразу занял видное положение среди тогдашних литераторов и был в суждениях наиболее сведущих судей поставлен наряду с самыми выдающимися нашими драматургами,. Широко образованный князь B. Ф. Одоевский, прочитав «Свои люди — сочтемся», писал одному из своих приятелей: «Читал ли ты комедию или лучше трагедию Островского «Свои люди — сочтемся» и которой настоящее название «Банкрот»? Пора была вывести на свежую воду самый развращенный духом класс людей. Если это не минутная вспышка, не гриб, -выдавившийся сам собою из земли, просоченной всякой гнилью, то этот человек есть талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый».
Успех Островского особенно упрочился с тех пор, как он вошел в состав погодинского кружка «Молодой москвитянин». Представители этого кружка, группировавшиеся вокру Погодинского журнала «Москвитянин», отличались большой сплоченностью и, ввиду занимаемого ими боевого положения, старались по мере сил выдвигать своих единомышленников. К этому кружку принадлежали, между прочим: критик А. А. Григорьев, актер П. М. Садовский, писатель и рассказчик, И. Ф. Горбунов, романист" А. Ф. Писемский, беллетристы С. В. Максимов и: П. И. Мельников-Печерский, драматург А. А. Потехин, поэт Мей, Эдельсон, Алмазов и известный любитель народной песни Тертий Филиппов. Отличительной чертой кружка была горячая любовь к народному быту с его поэзией и обрядами. Это увлечение, носившее по преимуществу художественный характер, соответствовало вообще духу того времени, отмеченного пробуждением интереса к наблюдению и изучению народной жизни. В то время стали производиться этнографические и исторические изучения, появлялись ревностные собиратели народной поэзии. Интерес к купеческому быту, который обнаружил Островский в первых своих произведениях, был только как бы разновидностью общего увлечения народом. Купеческий быт первой половины XIX века еще непосредственно примыкал к крестьянскому. На купечестве Островский останавливал свое преимущественное внимание вовсе не потому, чтобы разделял узкодворянскую точку зрения князя Одоевского, будто купцы — самый развращенный духом класс людей. Островского привлекал сюда тот самый интерес к народному быту, который воодушевлял выдвигавший его кружок «Молодого москвитянина». Хотя и выросший в Москве, с ее живыми остатками; своеобразного уклада чисто народной жизни, Островский до вступления своего в кружок увлекался" западническим направлением и даже1 насмешливо отзывался о своеобразной архитектуре древних кремлевских зданий. Но под влиянием энтузиазма,, своих друзей он скоро почувствовал" пробуждение в себе любви к народной жизни с ее поэзией и красотой.
Отказавшись от своих прежних взглядов, Островский быстро впадает в противоположную крайность. Как-то раз, восхищенный исполнением Тертия Ивановича Филиппова народных песен и рассказами Садовского, он воскликнул: «С Тертием да Провом мы все дело Петрово назад поворотим».
Кружок стал всячески превозносить своего даровитого сочлена, быть может, даже несколько преувеличивая художественно-историческое значение Островского. Только сам Погодин относился к таланту Островского сдержаннее остальных членов редакции, что не мешало ему, однако, ценить способности А. Н. Островского, почему он и привлек его к ближайшему участию в журнале, заставляя предварительно просматривать статьи и держать корректуру. Совместная работа с Погодиным могла частично отразиться на творчестве молодого писателя, пьесы которого обнаруживают некоторую близость к повестям Погодина из быта московского купечества.
Эта работа, однако, не давала Островскому никакого денежного обеспечения, что ставило его в крайне тяжелое материальное положение. Письма его того времени наполнены жалобами на тяготевшую над ним нужду.
Не скоро удалось Островскому дождаться появления своих пьес на сцене. Впервые его пьеса была поставлена в Москве 14 января 1853 года в бенефис актрисы Л. П. Косицкой, выбравшей для себя роль Авдотьи Максимовны в комедии «Не в свои сани не, садись». Пьеса прошла с большим успехом, которым в значительной степени была обязана прекрасному исполнению Садовским роли Русакова. Слухи о пьесе проникли в Петербург и породили там самые оживленные толки, уступая которым дирекция поставила пьесу на сцене Александрийского театра 19 февраля того же года.
Островский работал и творил только в области драмы. Единственное исключение представляют «Записки замоскворецкого жителя», появившиеся в 1847 году без подписи. Они носят форму письма) к читателям автора, открывшего 1 апреля рукописное описание путешествия в неведомую страну — Замоскворечье. На основании этой рукописи автор будто бы и составил свои очерки, из которых первый, под заглавием «Иван Ерофеевич», предлагался вниманию читателей. В легком, полном юмора и наблюдательности рассказе Островский рисует особенности того самого Замоскворечья, изображению которого он потом посвятил, свои лучшие комедии. В этой своеобразной обстановке изображает он "жизнь безвольного мелкого чиновника Ивана Ерофеевича и его грозной подруги Марфы Апуренны Коеыриной. Очевидно, пребывание среди чиновников не осталось бесследным для Островского, и особенности их быта нашли себе в этом очерке яркое изображение. «Записки» не оставляют никакого сомнения, что Островский приобрел бы крупное положение в нашей литературе, если бы выступил и в области повествования. Другое недраматичеекое произведение Островского представляет собой описание его пуг теществия по Волге, предпринятого в 1856 году в числе других выдающихся наших литераторов по поручению морского министерства. Описание это появилось поэтому на страницах «Морского сборника» под заглавием «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего-Новгорода». Следуя желанию министерства, он обращает главнейшее внимание; на быт и условия труда судовых рабочих и рыболовов, стараясь везде дать наиболее точную картину положения промыслов. Свои личные наблюдения он подкрепляет статистическими данными, собранными с особенной тщательностью.