Файл: Театр билеты 1-22 внятно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.09.2024

Просмотров: 490

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 15. Происхождение русского театра.

Богослужебная драма

Русский театр XVII века

Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков

Народная историческая драма

Школьный театр

3 Е р н щ и к

Раздел 10 Русский театр XVIII века.

Тема 16 . Первые профессиональные театры в России

«Театрум» на красной площади

Кондратий баикулов и другие

Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова

Театр на петровке

Крепостные актеры

Раздел 11

Ермолова и ее соратники

Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский

Чехов и Горький

Раздел 13 Театр хх века введение

Московский Художественный театр

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)

1. Мейерхольд и мхт.

2. Поиски новых форм в спектакле.

3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.

Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)

1. Вахтангов и мхт.

2. Создание собственной студии.

1. Драматургия.

2. Агитационно-политический театр Мейерхольда

Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)

1. Рождение Камерного театра.

2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)

3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).

4. Третий период (1935—1949).

Е. Б. Вахтангов и м. А. Чехов

1. Вахтангов и революция.

2. Вахтангов в Первой студии мхт.

3. Вахтангов в Третьей студии мхат.

4. Последний год жизни Евг. Б. Вахтангова.

Рядом с Ермоловой и Федотовой на сцене Малого те­атра выступали и уже знакомая нам непревзойденная ис­полнительница ролей пожилых женщин в пьесах Ост­ровского, «чародейка слова» О. О. Садовская, Н. М. Медведева, Е. К. Лешковская, Н. А. Никулина и другие. Вместе с Ермоловой в эти тяжелые годы реакции отстаивали славу Малого театра, как общественной трибуны, М. П. Садовский, В. А. Макшеев, Н. И. Музиль, О. А. Правдин, Ф. П. Горев.

Яркие страницы в историю Малого театра тех лет Вписали его художественные руководители Ленский, а затем Южин.

Александр Павлович Ленский-Вервициоти (1847— 1908), внебрачный сын князя Гагарина от итальянки, ис­пытал в детстве и юности всю гнетущую тяжесть пред­рассудков буржуазного общества, отвергающего «неза­коннорожденных». Рано осиротев, он попал на воспита­ние в семью артиста Полтавцева, который и подготовил его к сцене. Свой актерский путь он начал в провинции и в 1876 году был принят в Малый театр.

Ленский был умным и очень тонким актером. Культур­ный, начитанный, к тому же хороший рисовальщик и скульптор, он умел для каждой своей роли найти и вы­разительную внешнюю форму и глубокое внутреннее со­держание. Его игра отличалась исключительной художе­ственной простотой. Он говорил:

— Чем лучше актер, тем ближе он к простоте... и тем проще и доступнее кажется его искусство.

Ленский был замечательным режиссером. Он поставил «Снегурочку» Островского, «Ромео и Джульетту», «Кориолана», «Бурю», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы» Шекспира и «Женитьбу Фигаро» Бомар­ше. Был он и отличным педагогом, воспитавшим много крупнейших актеров. Достаточно сказать, что его учени­ками были В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова,. П. М. Са­довский, А. А. Остужев, Е. Д. Турчанинова и другие знаменитые артисты — наши современники.

Инициативе Ленского принадлежит создание так называемого Нового театра, существовавшего в Москве с 1898 по 1907 год, который являлся первой театральной студией Малого театра. Замечательный организатор, чуткий и умный руководитель театральной молодежи, поста­новщик большого художественного вкуса и выдумки, Ленский завоевал Новому театру успех и признание у демократических зрителей. Но, не сумев преодолеть невеже­ства и косности чиновников театральной конторы в сво­их попытках дать простор молодым дарованиям, он вы­нужден был покинуть свое детище —Новый театр. В 1908 году он оставил и сцену самого Малого театра, после того, как в звании его главного режиссера тщетно пытался вывести этот театр на путь обновления. Не пережив всех треволнений, Ленский в том же году скончался от разрыва сердца.


Ленский оставил большое литературное наследство: статьи, режиссерские заметки, много высказываний о те­атре, сосредоточенных в его письмах. В 1935 году это цен­нейшее наследство было собрано и издано отдельной большой книгой, поражающей глубиной мысли и высо­кой культурой автора.

Александр Иванович Южин (1857—1927) перешел в Малый театр в 1882 году из Пушкинского театра Бренко и вскоре стал его ведущим актером и директо­ром.

Сын грузинского князя Сумбатова, Южин получил хорошее образование. Юность свою он провел на Кавказе, где его мать — дочь польского повстанца — читала ему драмы Гюго, Вальтера Скотта и Шил­лера.

«Романтическая природа Кавказа, — говорит его биог­раф,—семейные предания и поэтическая мечтательность матери, с одной стороны, и энергичная натура отца, — с другой, выработали в Южине и крепкую волю и любовь к эффекту, яркости и красочности».

Влияние родной Грузии на творчество Южина отмеча­ли многие критики, в том числе и видный некогда теат­ральный критик А. Р. Кугель.

«Южин — это увлечение, романтика, мелодрама, кон­траст, — писал Кугель. — Кавказ... наложил на Южина неизгладимую,- как кавказская природа, печать».

На сцене Малого театра Южин сыграл более 250 ро­лей. Репертуар его был очень обширен. В него входили и романтические драмы, и трагедии, и комедии, и совре­менные пьесы. Он переиграл почти всего Шекспира.


Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский

Александр Николаевич Островский (1823—1886) провел свое детство и юность в обстановке, которая отразилась на характере его творчества. Сын чиновника московского сената и дочери мо­сковской просвирни, он родился на Малой Ордынке, в самом центре того Замоскворечья, несравненным бытописателем кото­рого ему суждено было сделаться. Ко времени, когда будущий драматург подрос, отец его вышел в отставку и стал заниматься частным ведением дел, по преимуществу купцов, которые из-за этого приезжали к нему на дом.

Будущий драматург еще в ранние годы мог наблюдать много таких сторон купеческой жизни, которые впоследствии послужили ему материалом для художественного воспроизведения. По окончании московской губернской гимназии он поступил на юри­дический факультет Московского университета, но курса не кон­чил из-за столкновения с одним из профессоров. Выйдя из уни­верситета в 1843 году, Островский поступает канцелярским слу­жителем сначала в Совестный а затем в Коммерческий суд. На службе чиновником он пробыл восемь лет. Здесь по самому ро­ду занятий ему приходилось постоянно сталкиваться с самыми разнообразными людьми и приходить в непосредственное сопри­косновение с нравами и интересами московского купечества. В годы службы Островский мог прекрасно изучить разнообраз­ную галлерею типов московского дореформенного чиновниче­ства, которых он впоследствии охотно вводил в состав участ­ников своих пьес, дополняя личными наблюдениями те изображе­ния наших чиновников, которые с редким мастерством уже дал к тому времени Гоголь. Кроме деловых сношений, с купцами Островский был связан и лично, что еще теснее сбли­жало его с этой средой. Некоторые представители молодого купечества, особенно И. И. Шанин, были его ближайшими приятелями. Эта дружба сказалась на самом складе миросозерцания Островского, а также дала неисчерпаемый материал для его литературной деятельности. Последняя началась еще в ту пору, когда Островский был чиновником. 9 января 1847 года в газете «Московский городской листок» появились за подписью A.О. и Д.Г. сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это были первые явления знаменитой впоследствии комедии «Свои люди — сочтемся».

Сам Островский писал впоследствии, что началом своей лите­ратурной деятельности он считает 14 февраля 1847 года: «С это­го же дня я уже стал считать себя русским писателем и уже без сомнения и колебаний поверил в свое призвание». В этот день Островский, связанный к тому времени с литературной сре­дой, в доме московского профессора С. П. Шевырева, в присут­ствии критика Аполлона Григорьева, прочел свои первые драма­тические сцены. Шевырев, обнимая молодого автора, с чувством искреннего восторга приветствовал его как человека, одаренного талантом и призванного писать для родного театра.


В 1849 году в доме у Погодина, попеременно с Провом Садов­ским, он читал свою комедию. «Банкрот» — так первоначально называлась комедия «Свои люди — сочтемся». Успех чтения был необыкновенный. Затем Островский всю зиму, чуть ли не каж­дый день, читал эту комедию, то у поэтессы Ростопчиной, то у князей Мещерских, то у Шереметевых. Пьеса везде производи­ла сильное впечатление, и слава об Островском быстро распро­странялась по Москве.

В печати пьеса появилась только в 1850 году в мартовской книжке журнала «Москвитянин» за подписью А. Островский. Однако на сцену пьеса не была пропущена цензурой, а самого автора московский генерал-губернатор граф А. А. Закревский занес в списки неблагонадежных.

Некоторое успокоение от этих неприятностей должен был до­ставить только тот успех, который сопутствовал первым шагам Островского на литературном поприще. Он сразу занял видное положение среди тогдашних литераторов и был в суждениях наиболее сведущих судей поставлен наряду с самыми выдающи­мися нашими драматургами,. Широко образованный князь B. Ф. Одоевский, прочитав «Свои люди — сочтемся», писал од­ному из своих приятелей: «Читал ли ты комедию или лучше трагедию Островского «Свои люди — сочтемся» и которой на­стоящее название «Банкрот»? Пора была вывести на свежую воду самый развращенный духом класс людей. Если это не ми­нутная вспышка, не гриб, -выдавившийся сам собою из земли, просоченной всякой гнилью, то этот человек есть талант огром­ный. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый».

Успех Островского особенно упрочился с тех пор, как он вошел в состав погодинского кружка «Молодой москвитянин». Пред­ставители этого кружка, группировавшиеся вокру Погодинского журнала «Москвитянин», отличались большой сплоченностью и, ввиду занимаемого ими боевого положения, старались по мере сил выдвигать своих единомышленников. К этому круж­ку принадлежали, между прочим: критик А. А. Григорьев, актер П. М. Садовский, писатель и рассказчик, И. Ф. Горбунов, рома­нист" А. Ф. Писемский, беллетристы С. В. Максимов и: П. И. Мельников-Печерский, драматург А. А. Потехин, поэт Мей, Эдельсон, Алмазов и известный любитель народной песни Тертий Филиппов. Отличительной чертой кружка была горячая любовь к народному быту с его поэзией и обрядами. Это увлечение, но­сившее по преимуществу художественный характер, соответство­вало вообще духу того времени, отмеченного пробуждением ин­тереса к наблюдению и изучению народной жизни. В то время стали производиться этнографические и исторические изучения, появлялись ревностные собиратели народной поэзии. Интерес к купеческому быту, который обнаружил Островский в первых своих произведениях, был только как бы разновидностью общего увлечения народом. Купеческий быт первой половины XIX века еще непосредственно примыкал к крестьянскому. На купечестве Островский останавливал свое преимущественное внимание вовсе не потому, чтобы разделял узкодворянскую точку зрения князя Одоевского, будто купцы — самый развращенный духом класс людей. Островского привлекал сюда тот самый интерес к народ­ному быту, который воодушевлял выдвигавший его кружок «Мо­лодого москвитянина». Хотя и выросший в Москве, с ее живыми остатками; своеобразного уклада чисто народной жизни, Остров­ский до вступления своего в кружок увлекался" западническим направлением и даже1 насмешливо отзывался о своеобразной ар­хитектуре древних кремлевских зданий. Но под влиянием энту­зиазма,, своих друзей он скоро почувствовал" пробуждение в себе любви к народной жизни с ее поэзией и красотой.


Отказавшись от своих прежних взглядов, Островский быстро впадает в противоположную крайность. Как-то раз, восхищен­ный исполнением Тертия Ивановича Филиппова народных песен и рассказами Садовского, он воскликнул: «С Тертием да Провом мы все дело Петрово назад поворотим».

Кружок стал всячески превозносить своего даровитого сочле­на, быть может, даже несколько преувеличивая художествен­но-историческое значение Островского. Только сам Погодин относился к таланту Островского сдержаннее остальных чле­нов редакции, что не мешало ему, однако, ценить способности А. Н. Островского, почему он и привлек его к ближайшему участию в журнале, заставляя предварительно просматривать статьи и держать корректуру. Совместная работа с Погодиным могла частично отразиться на творчестве молодого писателя, пьесы которого обнаруживают некоторую близость к повестям Погодина из быта московского купечества.

Эта работа, однако, не давала Островскому никакого денежного обеспечения, что ставило его в крайне тяжелое материаль­ное положение. Письма его того времени наполнены жалобами на тяготевшую над ним нужду.

Не скоро удалось Островскому дождаться появления своих пьес на сцене. Впервые его пьеса была поставлена в Москве 14 января 1853 года в бенефис актрисы Л. П. Косицкой, вы­бравшей для себя роль Авдотьи Максимовны в комедии «Не в свои сани не, садись». Пьеса прошла с большим успехом, кото­рым в значительной степени была обязана прекрасному испол­нению Садовским роли Русакова. Слухи о пьесе проникли в Петербург и породили там самые оживленные толки, уступая которым дирекция поставила пьесу на сцене Александрийского театра 19 февраля того же года.

Островский работал и творил только в области драмы. Един­ственное исключение представляют «Записки замоскворецкого жителя», появившиеся в 1847 году без подписи. Они носят фор­му письма) к читателям автора, открывшего 1 апреля рукописное описание путешествия в неведомую страну — Замоскворечье. На основании этой рукописи автор будто бы и составил свои очерки, из которых первый, под заглавием «Иван Ерофеевич», предла­гался вниманию читателей. В легком, полном юмора и наблюда­тельности рассказе Островский рисует особенности того самого Замоскворечья, изображению которого он потом посвятил, свои лучшие комедии. В этой своеобразной обстановке изображает он "жизнь безвольного мелкого чиновника Ивана Ерофеевича и его грозной подруги Марфы Апуренны Коеыриной. Очевидно, пребы­вание среди чиновников не осталось бесследным для Островского, и особенности их быта нашли себе в этом очерке яркое изобра­жение. «Записки» не оставляют никакого сомнения, что Остров­ский приобрел бы крупное положение в нашей литературе, если бы выступил и в области повествования. Другое недраматичеекое произведение Островского представляет собой описание его пуг теществия по Волге, предпринятого в 1856 году в числе других выдающихся наших литераторов по поручению морского мини­стерства. Описание это появилось поэтому на страницах «Мор­ского сборника» под заглавием «Путешествие по Волге от исто­ков до Нижнего-Новгорода». Следуя желанию министерства, он обращает главнейшее внимание; на быт и условия труда судовых рабочих и рыболовов, стараясь везде дать наиболее точную кар­тину положения промыслов. Свои личные наблюдения он подкре­пляет статистическими данными, собранными с особенной тща­тельностью.