ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 488
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
В том же Первом рабочем театре Пролеткульта СМ. Эйзенштейн к торжествам по поводу Октябрьской революции 7 ноября 1923 года показал пьесу С. М. Третьякова "Слышишь, Москва?!". В газете "Известия" критик Садко писал: ""Слышишь, Москва?" — уже несомненный новый театр, тот самый, может быть, какого мы ждем от Мейерхольда: это на другой день после "Земли дыбом" и на третий день после "Рогоносца"". Пусть это не "большая" форма — не симфония, а этюд, не картина, а набросок, не трагедия, "агит-гиньоль", — элементы нового театра пригнаны здесь друг к другу с исчерпывающей точностью"18. Спектакль имел большой успех.
Премьера спектакля "Противогазы" по пьесе С. М. Третьякова состоялась 29 февраля 1924 года. Первые три спектакля были показаны на настоящем газовом заводе, но даже это не помогло. Спектакль прошел пять раз и был снят с репертуара.
Во главе революции стояли люди умные, на первых порах они умели оценить и охранить искусство настолько, насколько этого потребовала революция. Комиссар Наркомата просвещения (Наркомпроса) А. В. Луначарский (1875—1933), человек образованный, дипломат, знающий несколько языков, драматург и литератор, хорошо представлял, как надо управлять людьми искусства и что необходимо для них сделать, чтобы получить от них то, что потребовала революция. Зная общую безграмотность победившего в революции народа, Луначарский понимал, что ни музыка, ни литература, ни живопись не помогут образовать массы. Поэтому он выдвинул важный лозунг: "Революция сказала театру— Театр, ты мне нужен. <...> Ты мне нужен как помощник, как прожектор, как советник" .
В 1917 году деятели искусств были приглашены в Смольный на совещание, которое организовал М. Горький. И хотя на это совещание пришли только пятеро: А. Блок, В. Маяковский, Вс. Мейерхольд, художник Н. Альтман, поэт Р. Ивнев, — первый шаг к сближению новой власти и искусства был сделан.
Театр оказался под наиболее пристальным вниманием власти. В 1919 году был обнародован Декрет "Об объединении театрального дела". Семь театров были объявлены академическими. В их число всшли: в Москве— Большой и Малый, а также МХАТ и Камерный театр, в Петрограде — Александрийский, Мариинский, Михайловский, получившие иные названия. Частным театрам была предоставлена свобода — с условием, что из их репертуара уйдут пошлые и антиреволюционные пьесы. Отношение власти к театру на первых порах было лояльным, деятели искусств получали различные преимущества, бытовые и профессиональные.
Люди искусства разделились на "левых" и "правых". "Левые" бурно развивали новое искусство и были представителями революционного авангарда. Среди них были: Маяковский, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров, Марджанов, Малевич, Радлов, Фердинандов, Фореггер, Эйзенштейн, Экстер, Ильинский, Гарин, Бабанова и многие другие. Многочисленная группа не была монолитна. И, скажем, за Таировым закрепилась репутация "самого правого среди левых". В целом же "правые" сохраняли и развивали традиции и были представлены коллективами — Большой, Малый театры, МХАТ, петроградские театры. Луначарский их охранял. В пору, когда Мейерхольд был назначен председателем Театрального отдела Наркомпроса (ТЕО Наркомпроса, 1920), Луначарский лишил его права управления академическими театрами,
боясь, что он их разрушит.
Первой задачей новой власти стало укрепление своих позиций. Власть необходимо было удержать. Поэтому за нее нужно агитировать. Агитация должна была быть интересной, художественной и просвещающей массы. И вот, помимо театральных представлений, которые не прекращались в государственных театрах, были придуманы новые формы агитации: антирелигиозные карнавалы, демонстрации, политические акции и развлекательные представления на площадях городов. Насыщенные элементами игры, все эти виды представлений соблюдали интерес революционной власти.
Одной из интереснейших форм искусства стали массовые театральные зрелища. Это были чисто пропагандистские действия, организованные театрально, поставленные профессиональными режиссерами, оформленные профессиональными художниками, но сыгранные солдатами или матросами. Эти зрелища, приуроченные к торжественным датам революции, готовились заранее и постепенно развивались во все более сложные представления. Большинство массовых зрелищ игралось в Петрограде.
7 ноября 1918 года Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии показала "Действо о III Интернационале". В 1920 году спектакль "Мистерия освобожденного труда", поставленный Ю. Анненковым, А. Кугелем и С. Масловским, был сыгран на ступеньках Фондовой биржи на Васильевском острове. Это удобное место, где зрители располагались возле Ростральных колонн, было использовано несколько раз.
В "Мистерии освобожденного труда" две тысячи солдат показывали попытки рабов освободиться от зависимости, начиная с восстания гладиаторов до революции 1917 года. В следующем зрелище "К Мировой коммуне" (1920), поставленном Н. Петровым, С. Радловым и А. Пиотровским под общим руководством К. Марджанова, участвовало уже четыре тысячи солдат.
В спектакле "Взятие Зимнего дворца" режиссера Н. Еврей-нова (при участии Н. Петрова и А. Кугеля), сыгранном на Дворцовой площади в 1920 году, было задействовано восемь тысяч участников. Это массовое зрелище—одно из самых сложных по постановке— игралось на двух площадках, выстроенных с двух сторон арки Генерального штаба,— белой и красной. На белой площадке приемами балагана разыгрывались сцены из жизни Временного правительства во главе с Керенским, на красной площадке— показывалась жизнь угнетенного народа, и то, как зарождалось революционное движение, которое расширялось и поднимало народ на борьбу. На мостике, расположенном на уровне арки, соединяющем две площадки, встречались противники в битве, которая разыгрывалась условно. Первую битву народ проигрывал, во второй — побеждал. Победивший народ садился в грузовики, бежал через площадь к Зимнему дворцу. Зрители, стоящие вокруг Александрийского столпа, поворачивались лицом к Зимнему и досматривали зрелище, которое доигрывалось внутри Зимнего дворца, отражаясь тенями в дворцовых окнах.
Эта игра теней была задумана Н. Н. Евреиновым, он долго вынашивал эту идею, которую, наконец, осуществил в своем спектакле. Евреинов так описывал это зрелище: "Грянул пушечный выстрел. На белой платформе вспыхнул свет и озарил обветшалые стены старинного зала. На возвышении Временное правительство с Керенским во главе принимает под звуки фальшивой Марсельезы знаки доверия со стороны бывших сановников, генералов и финансистов.
На красной платформе, на фоне кирпичных фабрик, еще не сорганизовавшийся пролетариат напряженно прислушивается. Неуверенно звучит "Интернационал", и вот под его музыку раздаются крики из толпы, сначала единичные, потом уже из сотен грудей: "Ленин! Ленин!.." В то время, как на белой платформе течет время во всевозможных заседаниях, на красной пролетариат объединяется вокруг своих вожаков. <...> Следует изображение июльских дней и корниловщины.
После этого Временное правительство, охраняемое лишь юнкерами да женским батальоном, бежит в Зимний дворец. Вот озарились окна этой последней цитадели Керенского. Красные, построившись в боевые дружины, указывают друг другу в сторону Зимнего дворца. Из-под арки Главного штаба ринулись броневики и вся красная гвардия тогдашнего Петрограда. С Мойки — павловцы. С Адмиралтейского проезда— вооруженные матросы. Их общая цель—Зимний дворец. Из-под ворот этой осажденной крепости слышится гул выдвигаемых орудий. Юнкера маскируют их огромной поленницей, и начинается исторический бой, в котором I принимает участие и виднеющийся вдали крейсер "Аврора". В освещенных окнах Зимнего дворца силуэты сражающихся... Трескотня пулеметов, выстрелы винтовок, грохот артиллерийских орудий... Две-три минуты сплошного грохота... Но вот взвилась ракета— и все мигом стихает, чтобы наполниться новыми звука-I ми "Интернационала", исполняемого сорокатысячным хором. Над погасшими окнами дворца засветились красные пятиконечные звезды, а над самим дворцом взвивается огромный красный ■ стяг... Спектакль окончен. Начинается парад красных войск..."
В 1921 году в Иркутске молодым Н.П.Охлопковым было поставлено массовое театральное зрелище, которое называлось "Борьба труда и капитала". Охлопков принимал участие в этом зрелище и как актер. Массовые сцены исполнялись войсками. Когда же побежденный Капитал заковывался в цепи и Труд вел его в городскую тюрьму, зрители становились участниками спектакля, так как сопровождали Капитал до тюрьмы.
Все эти спектакли, как правило, шли один раз, собирая множество зрителей, стоили больших усилий организаторам, но имели смысл, так как давали массам увлекательный урок истории в интерпретации власти. Это была наглядная театральная агитация. Другой формой агитации были многочисленные праздники улиц и площадей, которые объявлялись заранее и собирали большое количество любопытных. Сохранилось интересное описание праздника, устроенного в Летнем саду: "Центром всех этих выступлений в этом году являлся район Летнего сада и примыкающие сады. Сюда была брошена целая армия артистов всех родов искусств, заполнившая каждый удобный и неудобный клочок земли. Вот выдержка из официальной "дислокации", утвержденной центральной комиссией. "На верхней террасе Инженерного замка, лицом к Летнему саду, военный комиссариат ставит фанфарный хор трубачей. На лестнице под террасой, силами политотдела военного комиссариата под режиссерством Арбатова, исполняется трагедия Еврипида "Ипполит". На полукруглом пруду Летнего сада, на особо сооруженном плоту — хор Архангельского. Над Лебяжьей канавкой, у площадки "спящей Психеи" — опера Глюка "Королева Мая" в исполнении Академического театра оперы и балета. Площадка освещается прожектором через Неву из Петропавловской крепости. Направо от главного входа — спектакль труппы Всеобуча, налево — оркестр военного комиссариата. На площадке со стороны Фонтанки — раешник, на центральной площадке у Малого павильона— труппа политотдела ставит "Петрушку". В Большом шоколадном павильоне — на берегу Фонтанки — кукольный театр. На перекрестках аллей — граммофоны с речами революционных ораторов. По всему саду ставятся оркестры военного комиссариата. На набережной Невы — хор Певческой капеллы. На Неве перед садом с трех военных кораблей сжигается фейерверк. По Неве, Фонтанке, Мойке, Лебяжьей канавке (рекам, обтекающим сад) плавают лодки с певцами и гитаристами".
В выходные дни по трамвайным маршрутам отправлялись празднично украшенные трамваи, которые везли актеров, выступавших на заранее обозначенных пунктах, где собирались зрители. Выступления эти носили концертный характер, но направленность их была революционной.
Когда началась Гражданская война, на фронт потянулись агитационные поезда— поддержать дух революционной армии. В этих агитационных выступлениях были задействованы все виды искусства — театр, живопись, музыка, но жанры, в которых они работали, были доступны зрителям: фельетон или скетч, карикатура, известные мелодии, исполняемые чаще всего в сопровождении баяна. Все эти новые формы потребовали притока огромного количества людей в искусство. Искусство стало массовым. Появились различные самодеятельные агитационные коллективы.
Одним из таких коллективов была "Синяя блуза", названная так по нейтральной синей одежде, которая во время выступления быстро преображалась то в костюм матроса, то в костюм летчиков. Актеры "Синей блузы" разъезжали со своими концертами по разным городам. Их выступления были примитивно-наглядны. При помощи движения создавались несложные физкультурные пирамиды. В выступлениях изображали "мортиру", "звезду", танец моряков, полет самолетов и т.д.
Век развивающейся техники толкал деятелей театра на изобретение новых форм. Н. Фореггером были придуманы и поставлены "Танцы машин". Исполненные актерами, имитировавшими движение машин, танцы эти пользовались большим успехом у зрителей.
Востребованность искусства привела в ряды профессионалов большое количество любителей. Возникали и исчезали новые театры, студии, кружки, общества. Из любительских кружков родились театры рабочей молодежи, ТРАМы, были созданы детские театры, аналогов которым не было нигде в мире. Все это отвечало потребности власти, потребности времени. Время отражалось в работах всех этих коллективов и порождало иногда странные и примитивные произведения.