ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 468
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
4. Последний год жизни Евг. Б. Вахтангова.
В начале 1922 года, один за другим, вышли два спектакля, поставленные Вахтанговым: "Гадибук" по трагедии Анского в Еврейской студии "Габима" и "Принцесса Турандот" по сказке К. Гоцци в Третьей студии МХАТ. Оба эти спектакля вошли в историю русского театра как работы, в каждой из которых было заключено целое театральное направление.
Работу со студией "Габима" Вахтангову поручил Станиславский. Режиссер начал с ними работать над одноактными еврейскими пьесами, готовя исполнительский вечер. 8 октября 1918 года студия открылась. Одержимая идеей профессионального театра на иврите, древнееврейском языке, "Габима" очень интенсивно развивалась. В 1920 году снова обратились к Вахтангову за помощью. Просили поставить спектакль. Материалом для спектакля выбрали древнееврейскую легенду о вселении духа (Дибука) умершего человека в живого. Играть спектакль должны были на иврите, а публика языка не знала, поэтому первостепенной задачей режиссера было найти такую пластическую выразительность, которая бы поверх слов доносила содержание до зрителя. Актеры репетировали упорно и абсолютно верили Вахтангову. В записных тетрадях режиссера появились буквы еврейского алфавита и отдельные слова. Он проникал в дух нации, и от этого соприкосновения с корнями, традициями, легендами постановка становилась глубже, метафоричнее. Содержание переставало быть бытовым и приобретало объем.
Художник Н. Альтман очень помог Вахтангову в поисках формы спектакля. Локально окрашенные плоскости, минимум вещей. Типичные костюмы еврейских местечек и гримы, гротескно искажающие лица персонажей. И танец нищих, и сцены Леи (X. Ровина) с женихом, с цадиком, изгонявшим из нее духа Ханаана, — были решены выразительно и метафорично. Многие театральные критики определяли эту работу Вахтангова как трагический гротеск. В своей книге "Русские сезоны театра "Габима" Владислав Иванов подробно прослеживает этапы работы Вахтангова над спектаклем. Проанализировав современную спектаклю театральную прессу, автор воспроизводит некоторые моменты спектакля: "Нищие второго акта даны в такой эмоциональной активности, которая выразима только кубистически интерпретированными масками. Круги, треугольники, ромбы ярких цветов были обведены темными линиями, что сообщало им энергичную особую четкость. Грим подчеркивал выпуклости скул. Глаза были густо обведены концентрическими зонами белого и красного цвета. Носы, закрашенные с одной стороны белым, а с другой — черным, становились ассиметричными. Стремительные зигзаги провоцировали мимику и жест. "Застывшие черты обладают сверхъестественной, таинственной яркостью". На их фоне динамика вопящих и молящих ртов, сверкающих и незрячих глаз приобретает новое качество. Образ воздействует не схематическим распределением открываемого и закрываемого, застывшего и подвижного, а нарастающей энергией единства, взаимопереходами противоположностей"55. Оценивая работу режиссера в целом, В. Иванов пишет: "Будучи на редкость непрограммным художником, Вахтангов не стал адептом конкретного чистого направления. В его интуитивно схваченном синтезе различимы и кубистическое разложение человеческого лица, и экспрессионистское напряжение в изображении живого и мертвого. А сцена середины второго акта, когда "на площади вдруг оказалось пусто, нищие вырастают из-под земли как фантастические существа, да именно, как химеры, и набрасываются остервенело на пустой стол, на котором уже нет никаких свадебных явств", несла энергию сюрреалистических видений. <...> Вахтанговский гротеск, соединяющий несоединимое, разрушительный в созидании и созидательный в разрушении, отрицавший видимый мир во имя становления, аккумулировал разнородные художественные тенденции 20-х годов и стал голосом нового искусства XX века"56.
Разнообразие интересов Вахтангова поражает. Он в одно и то же время работает над трагедией и сказкой. Отрывок из пьесы "Принцесса Турандот" впервые был сыгран одной из студиек на показе самостоятельных работ. Отрывок произвел большое впечатление на всех студийцев. Пьесой заинтересовались. Это был шиллеровский перевод пьесы Гоцци. Шиллер видел ситуацию пьесы Гоцци всерьез. Сказка превратилась в его переводе в трагедию. Когда студийцы стали просить Вахтангова поставить эту пьесу, то он им ответил, что не видит, как эта пьеса может вписаться в современность. Но некоторое время спустя принес в студию сценарий К. Гоцци и сказал, что этот текст может стать предлогом для спектакля. Сценарий комедии дель'арте заинтересовал режиссера своими возможностями. Он давно уже мечтал об импровизационном театре и даже пытался со студийцами сочинять собственные сценарии. Сначала работа была поручена студийцам, в частности Ю. А. Завадскому, но вскоре и сам Вахтангов присоединился к ней.
Выбор актеров на роли определялся не будущим успехом спектакля, а педагогическими целями. Так, на роль Турандот режиссером была назначена Ц. Л. Мансурова, которая была принята в студию только в январе 1920 года и не успела еще овладеть школой. Однако Вахтангов не побоялся именно ей дать эту роль. Он говорил, что другая студийка может сыграть Турандот хорошо, но он знает, как она сыграет. Мансурова, скорее всего, провалится, но он не знает, как она провалится, поэтому будет играть она. На роль Тартальи был назначен тоже молодой студиец Б. В. Щукин, принятый в студию в один день с Мансуровой. Для Мансуровой и Щукина "Принцесса Турандот" стала дипломным спектаклем. Вахтангов писал об этом в письме к публике: "Форма потребовала не только рассказа содержания сказки, но и сценических приемов, может быть, для зрителей незаметных, но совершенно необходимых для школы актера. Любая пьеса — предлог образовать в студии на полгода специальные, необходимые для этой формы занятия. Мы еще только начинаем. Мы не имеем права предлагать вниманию зрителей спектакли в исполнении великолепных актеров, ибо еще не сложились такие актеры. <„.> До тех пор, пока мы не составили труппы из воспитанных по нашему лабораторному способу мастеров, мы будем показывать лабораторные работы".
Сценарий К. Гоцци был интересен для всех исполнителей, прежде всего тем, что давал предлог для импровизации. Вахтангов учил своих студийцев добиваться на сцене импровизационного самочувствия. Это значит, что актер на каждом представлении должен был проживать известную ему ситуацию заново, свежо, как не известную ему. Но в сценарии К. Гоцци были возможности и прямой импровизации, например, у исполнителей ролей масок: Б. В. Щукина — Тартальи, Р. Н. Симонова — Труффальдино, И. М. Кудрявцева — Панталоне, О. Ф. Глазунова — Бри-геллы. Они должны были вести сегодняшний спектакль, общаться со зрительным залом, находить выход из любого возникающего положения. Этому надо было научиться. Так, Щукин нашел самочувствие ребенка и от него шел к внешней выразительности образа. Всем актерам было дано сложное задание двойного перевоплощения: создать образы актеров комедии дель'арте, которые разыгрывают перед зрителем сказку Гоцци. Вахтангов требовал от актеров не только импровизационного самочувствия, но и умения быстро менять свое отношение к образу, реально переживать страсти персонажей, чтобы, выйдя на мгновение из образа, выявить свое отношение к происходящему. Это было ново.
Когда-то, в XIX веке, М. С. Щепкин говорил о слиянии актера с образом, требовал "не подделаться, а сделаться" лицом, которое актер изображал. Станиславский предлагал, создавая образ, опираться на свои аффективные воспоминания, строить его, используя пережитое актером. Вахтангов предлагал нафантазировать образ и играть с ним: входить в него, выходить из него, наблюдать за ним со стороны, разрушать иллюзию подлинной жизни, возникающую в зрительном зале. Но игра эта должна была быть абсолютно серьезной. Примером может служить сцена Калафа (Ю. А. Завадский) с портретом Турандот. Он его получает, смотрит на него, влюбляется, а потом делает поворот на каблуке, и на мгновение портрет оказывается повернутым лицом к зрительному залу. На портрете смешная рожица — рисунок ребенка. Трагическое мгновение спектакля разрешается гомерическим хохотом зрителей. Этим режиссерским приемам соответствовала и форма всего спектакля.
Художник И. Нивинский, с которым Вахтангов работал в 1921 году над "Эриком XIV", был близок к поискам авангарда в живописи58. И в этой работе он придумал игровое пространство: покатую площадку, цветные колонки разной конфигурации — все это окрашено в яркие локальные цвета и напоминает детский строительный набор. Вполне возможно, что такой и была мысль художника, потому что первоначальный замысел, который увлек и режиссера, и художника, состоял в том, что декорации должны были быть надувными. Этакие разноцветные веселые троны, постели, балдахины и так далее. Вахтангов мечтал: выходит актер и везет трон за веревочку, сыграл сцену — и отправляет его пинком за кулисы. Представлялось, что это будет театрально. Но разум заставил отказаться от заманчивой идеи, когда представили себе, как самовольно будут себя вести эти надувные предметы, как они загромоздят пространство за кулисами. Остановились на том, что и до сих пор составляет игровое пространство спектакля: набор элементов, из которого составляется мир пьесы. Такое впечатление, что каждый раз новое пространство рождается из игры этих деталей, создающих ту или иную местность.
Костюмы дополняли этот игрушечный мир своей фантастичностью: бороды из полотенец, плащи из тряпок. Эта игра была заранее запланирована. Актеры в концертных костюмах выходили на сценическую площадку. Представлялись при помощи немудреной песенки под музыку самодельного оркестра (композитор Н. И. Сизов) и после команды поворачивались к грудам лежащего на сцене "хлама". Еще одна команда— и из груды каждый выбирал себе деталь по вкусу, играл ею, подбрасывая и снова ловя, а потом приспосабливал на себя. Так возникал костюм. А через несколько мгновений помост становился Китаем, и начиналась веселая игра. Этот пролог был придуман Р. Н. Симоновым и отрепетирован с актерами. Для него эта работа стала первой самостоятельной режиссерской работой, так как Вахтангов полностью принял то, что предложил Симонов, и пролог без изменений был введен в спектакль.
Спектакль зажигал зрительный зал радостью и эмоцией, действие смешило и уводило в мир прекрасной чистой игры, заставляло забыть реальную жизнь 1920-х годов послереволюционной России, заставляло пережить катарсис (очищение), меняло человека. Но для того, чтобы это случилось, актеры должны были точно работать и по-настоящему существовать на сцене, отдаваясь игре до конца, оставив свое "низшее я" (определение М. Чехова) за порогом театра. Исполнители "Принцессы Турандот" сумели это сделать, и поэтому спектакль пользовался невиданным успехом, стал одним из интереснейших спектаклей сезона 1921/22 года и вошел в историю театра. Актеры эти были воспитаны Вахтанговым, который вдохновлял их личным примером.
23 февраля Вахтангов ведет монтировочную репетицию спектакля. Он болен. У него воспаление легких, высокая температура, болит желудок. Режиссер сидит в зрительном зале в дохе, на голове у него холодный компресс. Актеры измучены. Монтировочные репетиции особенно трудны для них. Но вот под утро, уже 24 февраля, репетиция окончена. Актеры с облегчением падают в кресла зрительного зала. Предстоит отдых. И вдруг — хлопок в ладоши. "А теперь все сначала", — говорит Вахтангов. Это кажется невозможным, но, посмотрев на своего руководителя, актеры все понимают, они идут на сцену и играют спектакль от начала до конца. Только рано утром закончится этот спектакль, единственный, который увидит Вахтангов. Больше он в театре не появится.
Первый спектакль "Принцесса Турандот" состоится 27 февраля, но уже без Вахтангова. Он будет лежать дома и с волнением представлять себе, что происходит в театре. А в театре присутствовал почти весь Художественный театр во главе со К. С. Станиславским. После первого акта Станиславский попросил задержать антракт и поехал на квартиру Вахтангова— поздравить с
успехом. После спектакля он послал телефонограмму: "В жизни МХТ таких побед наперечет. Я горжусь таким учеником, если он мой ученик. Скажите ему, чтобы он завернулся в одеяло, как в тогу, и заснул сном победителя"59.
Успех был триумфальный, но сам Вахтангов не верил в долговечность спектакля. У всех студийцев, приходящих его навестить, с волнением спрашивал, как принимают спектакль, не кажется ли он очень легковесным, не надо ли его уже переделывать. Очень боялся, что спектакль превратится в капустник. Для Вахтангова было очень важно быть понятым своим временем. Это важно для любого художника, но Вахтангов — художник, открывающий новое, идущий впереди других. Его короткая жизнь не позволила ему суммировать все, что он открыл, нашел, дал театру своего времени. Не оставил он после себя, кроме спектаклей и отрывочных записей в тетрадях, никакого цельного труда. Тем ценнее его попытка за месяц до смерти определить свое направление в театре.
Исповедуя систему Станиславского, Вахтангов все же уходил от МХТ в сторону театральности. Естественно, он принимал условность и как закон театра, и как его направление, но хотел уточнить свой путь в театре. В апреле 1922 года Вахтангов позвал к себе своих учеников Б. Е. Захаву и К. И. Котлубай для беседы. Была вызвана и стенографистка. Таких бесед состоялось две. В них режиссер определил свое направление в театре как "фантастический реализм". В основе этого направления лежала актерская и режиссерская фантазия. Форму, образ надо было нафантазировать, а потом оправдать ее содержанием, то есть наполнением формы или образа. Это было ново.
Вахтангов и М. Чехов придавали фантазии в творческом процессе самое важное место. При помощи фантазии возникал образ, фантазия помогала актеру находиться на сцене в состоянии импровизационного самочувствия. При помощи фантазии художник имел возможность проникнуть в истину. Вахтангов не дал толкования своему направлению, он только в примере сослался на "Ревизора", поставленного К. С. Станиславским во МХАТ в 1921 году: "Натурализму в театре можно научиться, натурализм безличен. Реализму тоже можно научиться. А вот мир Гоголя — это мир фантастического реализма. А между тем, в постановке "Ревизора" в Художественном театре Волков, играющий Осипа, создает образ натуралистический, Лилина и другие — образы реалистические. А Хлестаков Чехова — образ, разрешенный способом фантастического реализма. Волков — не театр, а Чехов — театр. В театре не должно быть ни натурализма, ни реализма, а должен быть фантастический реализм. Верно найденные театральные средства дают автору подлинную жизнь на сцене. Средствам можно научиться, форму надо сотворить, надо нафантазировать. Вот почему я это и называю фантастическим реализмом. Фантастический реализм существует, он должен быть теперь в каждом искусстве"60.
Назвав имя Михаила Чехова в качестве актера, работающего в направлении фантастического реализма, Вахтангов указал нам путь, который поможет расширить и углубить наши знания о нем самом.
Михаил Александрович Чехов (1891—1955), племянник А. П. Чехова, родился и жил в Петербурге. Там начал свое актерское поприще в театре Литературно-художественного общества (называемом еще Суворинским или Малым театром). Воспитывался на образцах игры прекрасных актеров Александринского театра, но представление его о театре было традиционным. С Художественным театром он познакомился лишь в 1912 году и пережил сильнейшее потрясение от этой встречи. Оказалось, что в мире существует совершенно иное искусство, о котором Чехов только подозревал. Встреча со Станиславским позволила Чехову стать актером МХТ и членом созданной в 1912 году Студии МХТ (впоследствии Первой студии МХТ). Станиславский же после встречи с Чеховым назвал его в разговоре с Вл. И. Немировичем-Данченко гением. Гениальность актера была, вероятно, не в его способности выявиться, а в подвижности его интеллекта, в умении понять и принять новое, в способности меняться и идти дальше. В сезоне 1912/13 года, давая характеристики студийцам, Станиславский против фамилии Чехов написал: "Без всяких сомнений— талантлив, обаятелен. Одна из настоящих надежд будущего"61.