ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Доклад
Женский костюм эпохи готика.
Выполнила: студентка первого курса
Факультета Продюсерства и экономики
(кафедра Менеджмент)
Ключарёва Анастасия
С ростом и укреплением средневековых городов приходит и новое гражданское сознание. На смену смиренному аскетизму приходит аскетизм мечтательный. В жизни искусстве и культуре на ряду с религиозным фанатизмом набирает силу и здоровый реализм. Фантастический расцвет средневековой моды базируется на церковных и имущественных ограничениях, богатстве господствующих классов, развитии ремёсел, торговле, и экспорте восточных товаров.
Формируется новый эстетический идеал – изнеженный юноша, воин-поэт христианского романтизма с длинными завитыми локонами.
Одежда
Готический костюм совмещает в себе две противоположности - тело остается закрытым, подчиняясь христианской морали, однако естественные формы и линии человеческой фигуры подчеркивает все более широко развивающийся крой.
Мода романтического периода все еще опирается на рубашкообразные формы и мало прилегающий крой. А в период готики, наряду с появлением короткой мужской одежды, происходит развитие новых форм длинной женской одежды, широко распространяются различные виды распашных нарядов, но главная заслуга портных этой эпохи состоит в сознании выкроек одежды, которая превосходно соответствует фигуре человека. До си пор считается, что готическую выкройку трудно превзойти по точности.
Прежде всего, новшество кроя касаются рукавов и их соединения с плечами. Рукав тестон облегает плечо, демонстрируя линии тела, формы рукава затейливо расширяются, образуют длинные, скругленные углы в локтях, тянущиеся зачастую до земли.
Расцвет конструирования и моделирования одежды в период готики приводит к формированию моды как искусства стилизации человеческого тела с помощью одежды в рамках единого художественного стиля.
В моде периода готики ощущается влияние архитектурных форм, которые костюм во многом повторяет: головные уборы устремляются вверх, длинные шлейфы достигают пятиметровой длинны, благодаря короткому лифу и длинной широкой юбке создается искусственно вытянутый выразительный силуэт. Заостренные формы создаются с помощью экревиса - фестонов, которыми украшаются края одежды, узких и длинных носов обуви и замысловатых драпировок на шелковых шляпах.
Роскошные готические ткани наравне с уникальным кроем, составляют главные достопримечательности одежды. Лучшие шерсть и сукно для королевских мантий производят в Нидерландах. Бархат парчу шелк привозят из Нталии. Появляются фломанские и венецнские льняные кружева, поражающие своей изысканностью и невесомостью, в нарастающей погоне за пышностью нарядов это разнообразное великолепие дополняется ещё и золотыми и серебряными отделками. Мягкость, эластичность и прочность тканей позволяет выполнять любые драпировки и осуществлять сложный крой.
Цветовая гамма этого периода яркая и насыщенная, цвета идеальные, используются контрастные сочетания, сложные орнаменты, комбинации цветов имеют символическое значение, цвета символизируют принадлежность, выражают дружеское расположение и верность. Особую пышность костюм приобретает за счёт богатых тканей, вышивок, мехов и ювелирных украшений. Обязательным элементом одежды становятся бубенцы и колокольчики. Из аксессуаров стоит отметить появление фаццолетто - кружевного платка для обмахивания.
В женском костюме появляются первые корсеты с металлическими конструкциями, которые доводят фигуру до канонических форм силуэта в соответствии с модой на беременность. Лиф становится маленьким благодаря моде на большое декольте.
Значительным социально-культурным явлением является карнавал. Раз в году на неделю лица и сословные различия скрываются под масками. Народ предается наслаждениям и веселью. С официального дозволения церкви.
Идеал готического стиля в женском костюме олицетворяет S-образный силуэт, который создается благодаря измененным пропорциям - верхняя часть тела укорачивается и приподнимается за счет завышенной талии и низким декольте, а нижняя часть сильно удлиняется, за счёт многометрового шлейфа. Укороченное спереди сюрко - короткий плащ похожий на пончо - делает видимым подол, живот нарочито выставляется вперед, фигура полностью соответствует идеалам женской красоты периода культа беременности. Кроме того, женщины подкладывают на живот босы - маленькие стеганые подушечки. Вертикальные пропорции женского силуэта состоят из отношения длины лифа к длине юбки как 1:5. Головы с головным убором к росту как 1:4,5. Выразительный образ дополняет остроконечный головной убор с вуалью. Высота которого в разные периоды составляет 50-100 см. Длинна и пропорции костюмов порождают особый стиль движения и походки - плавно, неторопливо и с большим достоинством. Вырабатывается характерный жест - правой рукой придерживается подол верхнего платья.
Сюрко, надеваемое как верхняя одежда, за счет особого кроя, большого декольте и отделки акцентирует стройный силуэт. Отделка декольте состоит из щелевидного воротника. Глубокий вырез на груди дополняется вставкой из дорогой ткани, часто прозрачной, получившей сатирическое название «дьявольское окошко». Иногда платье с огромным декольте надевается поверх нижнего облегающего платья. Такое сочетание сильно подчеркивает грудь и вызывает критику священнослужителей. Линия декольте опускается очень низко, порой нарушая рамки приличий, а талия при помощи шнуровки или большого количества застежек становится все тоньше и подчеркивается широкими поясами с драгоценной отделкой.
В платье роб в XIV веке маленький лиф с огромным декольте на всю ширину плеч заканчивается сразу под грудью, с непременным шлейфом невероятной длинны. Длинные шлейфы в XIV-XV вв. являются постоянным предметом критики, споров и проповедей, что способствует лишь ещё большей популярности. Рекордная длинна шлейфа составляет около 5и метров. На центральных площадях итальянских городов встречаются специальные мерные устройства допустимой длинны шлейфа. Страж с мечем готов привести в соответствие шлейфы самых отчаянных модниц. По мнению духовенства, “если бы женщине нужен был хвост, Господь создал бы ее с хвостом”.
Еще одной разновидностью готического платья является киртл. Он шьется из прочного сукна или шерсти, в верхней части плотно облегает фигуру и напоминает плотный жилет, к котрому прилагаются отдельно пристегивающиеся рукава. В другом варианте киртл шьется с очень короткими рукавами и используется как одно из нижних платьев. Киртл дополняется длинной линией шнуровки лифа, для которой часто используется много металлических колец.
Важнейшим декоративным элементом платья являются рукава, которые могут быть как узкие с раструбом, прикрывающим большой палец руки, так и широкими, украшенными мехом, подшитыми парчей, контрастной тканью или аппликацией разнофактурных тканей. Часто рукава украшаются ажурной вырезкой в виде различных рисунков.
Первенство по искусству украшения рукавов в период поздней готики принадлежит англичанам.
В XV в. В верхней одежде женщин появляется упелянд косого кроя, складки которого закладываются от центра таллии спереди и образуют рисунок в виде расходящихся лучей. Высокая таллия подчеркивается поясом. Упелянд - верхняя накладка и распашная одежда разной длины, которую носили с поясом и без него. Длинный упелянд характеризовался большой шириной низа, доходившей до 7 м, и шириной рукавов внизу до 3 м.
Обувь
Обувь повторяет естественную форму ноги, плотно прилегая к ней. Остроконечный носок пегаш сильно удлинен. Все слои общества носят остроносые пулены, название которых происходит от латинского “нос корабля”. Женская обувь повторяет мужскую, но длинные носы женских туфель ограничены особыми размерами.
Пулены, вместе с зубчатыми краями одежды, остроконечными головными уборами и висячими украшениями создают гармоничный готический образ, соответствующий остроконечным формам архитектурных и скульптурных изображений.
Для облегчения ходьбы и защиты дорогих пуленов часто носят деревянные сабо с низкими каблуками, которые крепятся при помощи ремешков.
Головные уборы.
Для готического костюма характерно такое количество головных уборов, которые не знала не одна эпоха.
Женские покрывала весьма разнообразны. Изготавливаются из тонких материй и имеют символическое значение. Покрывало, глубоко натянутое на лицо в сочетании с темной одеждой выражает грусть и серьезность. А праздник и веселье сопровождаются разноцветными живописными платками, замысловатыми драпировками и открытыми лицами. Платок из белого полотна, плотно окутывающий лицо, подбородок, шею и грудь и создающий большое белоснежное пространство вокруг лица в XII- XIV вв. Носит название барбетт.
Разнообразные чепцы как скромные, так и фантастических размеров изготавливаются из прозрачных шелков и жестких тканей, драпирующихся на сложных каркасах. В XIV- XV вв. в Германии широко распространен крузилер- полотняный чепец с частыми рядами складок- рюшей, обрамляющий лицо и плотно облегающий затылок. Бургундская мода создает дамский чепец- эннин, который надевается к платью роб. Высокий эннин покрывают сверху длинным прозрачным покрывалом кувр-шеф, которое ниспадает на длинный шлейф платья.
Каркас этого головного убора изготавливается из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, обтягивается шелком или дорогими тканями.
В поэзии восторженно воспеваются золотые локоны девушек, прически с золотыми венками, живыми цветами и драгоценными диадемами.
Украшения лица с помощью косметики наносит вред душе с точки зрения христианской морали.
Украшения и аксессуары.
В качестве украшений мужчины и женщины носят кольца, цепи с драгоценными подвесками и броши различных форм- часто встречаются круглые, пятиугольные, в виде различных звезд. Драгоценным камням приписывают свойства противоядия, их носят как средства защиты от болезней.
Иллюстрации
РобЧерец Эннин
Киртл
Сюрко
Упелянд Пулены
Барбетт
Крузиллер
Список используемой литературы:
- И. В. Блохина «Всемирная история костюма, моды и стиля»