ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.09.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
Французский романтизм.
Возникший на родине буржуазной революции конца XVIII века, был наиболее связан с политической борьбой эпохи, чем романтическое движение других стран. Деятели французского романтизма проявляли разные политические симпатии и примыкали либо к лагерю дворянства, либо к прогрессивным идеям времени, но все они не принимали нового буржуазного общества, ощущали его враждебность полноценной человеческой личности и противопоставляли его бездуховной меркантильности, восхваляли идеал свободы духа, для которого не было места в действительности.
Первый этап фр. ром. совпал с периодом Консульства и Первой империи (~1801-1815 гг); в это время романтическая эстетика только формировалась, выступили первые писатели нового направления: Шатобриан, Жермена де Сталь, Бенжамен Констан.
Второй этап начался в период Реставрации (1815—1830), когда рухнула наполеоновская империя и во Францию вернулись родственники свергнутого революцией Людовика XVI. В этот период окончательно складывается романтическая школа, появляются главные эстетические манифесты романтизма и происходит бурный расцвет всех жанров: лирики, исторического романа, драмы, выступают крупнейшие писатели романтики, такие, как Ламартин, Нерваль, Виньи, Гюго.
Третий этап падает на годы Июльской монархии (1830—1848), когда окончательно утвердилось господство финансовой буржуазии, происходят первые республиканские восстания и первые выступления рабочих в Лионе и Париже, распространяются идеи утопического социализма. В это время перед романтиками: Виктором Гюго, Жорж Санд — встают новые социальные вопросы, как и перед творившими в те же годы великими реалистами, Стендалем и Бальзаком, и наряду с романтической поэзией возникает новый жанр романтического, социального романа.
Ранний романтизм.
1795-1815 гг — период вступления в литературу первых романтиков, возникновения романтического движения, основателями которого были Жермена де Сталь и Франсуа Рене де Шатобриан — 2 школы в раннем французском романтизме.
Школа де Сталь и ее последователи пытались победить рационализм, но, в отличие от школы Шатобриана, которая просветительской вере в первенство Разума противопоставляла христианско-католическую духовность, на первый план выдвигали описание индивидуальных чувств. Де Сталь требовала, чтобы чувством предоставлять не общечеловеческих черт, а национального колорита.
Первые романтики — философы и политические деятели, поэтому теоретические вопросы и эстетика французского романтизма изначально формировались в связи с постановкой общефилософских вопросов. В основу своей эстетики романтики положили антитезу которую Гюго определил как способность видеть две стороны предмета или явления. Французские писатели любили совмещать противоположности: добро и зло, трагическое и комическое, высокое и низкое.
Трактат де Сталь «О Германии», который стал манифестом французских романтиков, разделелил искусства на классическое и романтическое. К классической относили южную литературу, которая опиралась на грекоримскую античность; романтическая литература развивалась в северных странах и ориентировалась на Средневековье, христианство и народные традиции.
Однако, на первом этапе развития романтики еще не противопоставляли себя классицистам в полном смысле. Характерно, что романтизм на этом этапе развивался только в прозаических жанрах, потому что эта сфера почти не бралась классицистами.
Важным достижением первых романтиков стало открытие «частного человека» (по аналогии с «естественным человеком»). Интерес к его внутреннему миру дал импульс развитию психологизма, понятию «меланхолия» (Шатобриан, позже — Ж. Санд и Мюссе).
Анна-Луиза Жермена де Сталь (1766 — 1817)
Дочь французского политического деятеля банкира Неккера, выданная замуж за шведского посла, Жермена де Сталь, в отличие от Шатобриана, была почитательницей просветителей, особенно Руссо, и придерживалась либеральных политических взглядов. Не пожелав подчиниться деспотизму Наполеона, была отправлена в изгнание (имея на этот момент большую пополярность в светском обществе Парижа), которое разделила с близким своим другом и единомышленником Бенжаменом Констаном (намеки на их отношения имеются в «Адольфе»).
В нравственном характере мадам де Сталь преобладают, по словам профессора Стороженко, две черты: страстная потребность любви и не менее любовь к свободе. А. Сорель отмечал третью черту — Анна де сталь жаждала мысли, как и счастья.
Де Сталь объездила всю Европу, побывала и в России, где А. С. Пушкин высоко оценил «замечательную женщину», которую «удостоил Наполеон гонения, монархи доверенности, Байрон своей дружбы, Европа своего уважения».
15 лет. В это время её любимыми писателями были Ричардсон и Руссо (от Руссо — культ природы и система воспитания). Влияние Ричардсона сказалось в первых её произведениях, отличающихся сентиментальным направлением (например, «Mirza», «Adelaide», «Méline»).
За два года до «Гения христианства» г-жа де Сталь опубликовала книгу «О литературе» (1800), имевшую большое значение в становлении романтической эстетики. «О Германии», по словам Гете, — гигантский таран, пробивший брешь в китайской стене предрассудков, разделявших два народа. Она, вместе с Шатобрианом, справедливо считается родоначальницей французской романтической школы. В основе этого сочинения лежит принцип историзма: литература развивается вместе с прогрессом общества и у каждого народа приобретает свои национальные черты. Такое понимание опрокидывало главную догму классицизма, который признавал лишь вечный, застывший идеал красоты и незыблемые нормы в искусстве. Книга г-жи де Сталь предвещала такие романтические манифесты, как «Расин и Шекспир» Стендаля и «Предисловие» к «Кромвелю» В. Гюго. В книге «О Германии» г-жа де Сталь открыла для французов литературу немецкого романтизма, выдвинула мысль о культурном взаимодействии народов.
В двух своих романах, «Дельфина» (1802) и «Коринна, или Италия» (1807), где она в значительной мере остается публицистом и моралистом, г-жа де Сталь задолго до Жорж Санд выступила в защиту женщины — за свободу ее личности. В романе «Коринна, или Италия» она создала свой вариант романтического героя. Красавица певица, итальянка Коринна — возвышенная душа, живущая лишь искусством и любовью. Она гибнет, непонятная мелочным светским обществом, в угоду которому ее покинул возлюбленный, богатый англичанин Освальд. Конфликт художника с действительностью, мира поэзии с миром стяжательства — один из лейтмотивов романтической литературы — впервые во Франции был изображен г-жою де Сталь.
Наконец, в «Коринне» она воспела Италию, как страну живописной природы, искусства и любви, т. е. наметила тот романтический образ Италии, который впоследствии стал общим для французского искусства первой трети XIX века.