ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

во время беременности матери (D. 38. 16. 3. 9).

С другой стороны, открытое, но еще не принятое наследником наследство ("лежачее

наследство")

 

рассматривалось

как

"продолжение

 

iacens sustinet personam defuncti, лежачее наследство продолжает личность

умершего

(ср.

D.

41.

1.

34).

Поэтому

рабы

массы

совершать

 

юридические

действия

e

осуществлять правоспособность умершего.

103. Свободные и рабы. Оставаясь на всех стадиях своего развития правом рабовладельческого общества, римское право признавало правоспособными только свободных людей. Рабы были не субъектами, а объектами прав. Их правовое положение в принципе не отличалось от положения вещей - servi res sunt (Ulpianus, Regulae. 19.1).

В то же время рабы всегда занимали особое положение в ряду объектов прав:

 

неуклонное проведение принципа "рабы суть вещи" оказывалось иногда, особенно

 

с развитием гражданского оборота, не согласным с интересами рабовладельцев,

 

нередко

стремившихся

использовать

не

только

ф

энергию и личную предприимчивость рабов. Поэтому допускались некоторые

 

отступления от этого принципа. В период республики за некоторыми сделками рабов

 

стали

признаваться

юридические

после

выделением рабу господином имущества в непосредственное управление (так называемый пекулий, см. п. 117). Идеологическим обоснованием отступлений от общего принципа "рабы суть вещи" служило учение юристов периода империи о том, что рабство, институт iuris gentium, т.е. известный всем народам древнего мира, чуждо, однако, началам естественного права. Ульпиан говорил:

Quod attinet ad ius civile servi pro nullis habentur; non tamen et iure naturali, quia quod ad ius naturale attinet omnes homines aequales sunt (D. 50. 17. 32).

(С точки зрения цивильного права рабы считаются никем. Это не так, однако, по естественному праву, ибо с точки зрения естественного права все люди равны.)

Флорентин, давая определение рабства, еще резче противополагал положительное право праву естественному.

Servitus est constitutio iuris gentium qua quis dominio alieno contra naturam subiicitur (D. 1. 5. 4. 1).

(Рабство есть установление права народов, при посредстве которого один, противно природе, подчиняется власти другого.)

Отсюда и такие выражения юристов, как persona servi, и основное деление людей на свободных и рабов: summa... divisio de iure personarum haec est, quod omnes homines aut liberi sunt aut servi - основное деление людей в праве - это деление всех людей на свободных и рабов.

Но чуждый естественному праву институт рабства находил себе в глазах римских юристов законное обоснование в войне; если законно убийство военного противника, то тем более законно овладение им, установление права собственности на его личность. Так, война, которая в течение долгого времени являлась способом приобретения рабов, служила для римских юристов и этико-юридическим оправданием рабства.

104. Римские граждане и чужеземцы. Не всякий свободный человек был в Риме одинаково правоспособным; некоторые свободные люди были в известные периоды римской истории вовсе не правоспособны.

В древнейшие времена полная правоспособность во политических, семейных и имущественных признавалась только за римскими гражданами - cives romani Quirites (происхождение последнего слова не выяснено) [8]. Свободный чужеземец не имел не только политических прав, но и правоспособности в сфере частного права: он не признавался субъектом ни семейных, ни имущественных прав и обязанностей. Более того, чужеземец


рассматривался в принципе как враг, hostis, имущество которого могло быть в любой момент захвачено римским гражданином, а сам он обращен в рабство. Но полное бесправие чужеземцев рано пришло в противоречие с интер гражданского оборота, особенно с развитием внешней торговли Рима.

В

сфере

внешней

торговли

римскому

гражданину

прихо

чужеземцами,

 

искать

способов

разрешения

 

сп

договоров, и т.п., и в первоначальный принцип бесправия чужеземцев был внесен

 

ряд изъятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже

издревле

 

делу

охраны

имущественных

интер

Рим, служил институт hospitium privatum. Он заключался в том, что римский

 

гражданин, став патроном чужеземца, который ставился в положение клиента,

 

оказывал

 

последнему

 

правовую

помощь,

защищая его интересы перед римским судом и т.п. При этом патрон действовал не в

 

качестве представителя чужеземца, а в качестве защитника его интересов, от

 

своего

имени.

 

Добросовестное

отношение

патрона

к

п

обеспечивалось

 

 

сакральным

 

правом:

вероломный

 

наказанию: он объявлялся обреченным мщению богов - sacer esto, а потому

 

поставленным вне охраны закона.

 

 

 

 

 

Другое отступление от принципа неправоспособности чужеземцев действовало искони в пользу латинов, latini, т.е. жителей общин Лациума, вместе с Римом входивших в состав распавшегося в IV в. до н.э. latini prisci); не имея в Риме политических прав, они были наделены в сфере частноправовой как ius conubii, так и ius commercii, и их частноправовые споры разрешались в тех же судах и в том же порядке, что и споры римских граждан.

После того, как законы Julia и Plautia Papiria I в. до н.э. предоставили римское гражданство всему населению Италии, в отдельных внеиталийских общин и иногда и целых провинций (latini coloniarii), которым latinitas, ius latini предоставлялось особыми актами государства. Кроме того, особую группу так называемых latini Iuniani составляли некоторые вольноотпущенники (п. 109).

После того, как законом 212 г. н.э. римское гражданство было предоставлено всем подданным империи, отпадает и категория latini coloniarii; понятие latini Juniani сохраняет, однако, значение до Юстиниана.

По мере развития гражданского оборота, особенно международной торговли, свободные чужеземцы, не принадлежавшие переходят из положения hostes в положение peregrini, т.е. лиц, за которыми признается правоспособность, но правоспособность, отличная по содержанию и объему от римской правоспособности.

Не имея политических прав, peregrinus может быть участником семейных и

 

разнообразных

 

 

имущественных

 

 

правоотношений,

 

правовые институты, как римский брак, mancipatio и т.п., ему закрыты. Не

 

подведомственны praetor urbanus и частноправовые споры перегринов. Для

 

разрешения

 

этих

 

 

споров

 

 

 

учрежден

Выработанные им правовые положения, развитые и дополненные юристами,

 

постепенно и образовали ius gentium как систему частноправовых норм,

 

регулировавших

отношения

перегринов

 

между

собой

и

с

римским

пп. 11 - 12). Первоначально положение peregrini было присвоено населению civitates

 

foederatae, т.е. жителям тех из чужеземных общин, с которыми Рим состоял (после

 

войны

или

независимо

 

от

нее)

в

договорных

отношениях.

В

положение

были

 

 

поставлены

и

 

 

peregri

милость Рима - победителя в войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

После

названных

 

выше

законов

Julia

 

и

Platia

прежнее значение для Италии, а после изданного в 212 г. эдикта о гражданстве для

 

всей империи в целом: перегринами стали считаться только пребывающие на территории римского государства неподданные Рима, варвары, славяне, германцы и


т.п. Кроме того, в положение перегринов ставились и подданные определенные преступления, а также до VI в. н.э. отпущенные на волю рабы, наказанные клеймением во время пребывания в рабстве.

Надо, однако, заметить, что ко времени предоставления прав гражданства всему населению империи самое понятие peregrinitas почти утратило практическое значение в области частноправовых отношений.

Потребности международного торгового оборота обусловили глубокое проникновение начал iuris gentium в систему римского частного права. Став, по существу, гражданским правом международного торгового оборота античного мира, римское право вынуждено было постепенно признать равноправие товаровладельцев, независимо от их национальности и подданства. На смену началу национальной исключительности, которым было пропитано право древнейшего Рима, в период империи пришел кодификацией Юстиниана принцип равенства гражданской правоспособности всех свободных людей. Оставаясь условием политической правоспособности, которая не играет, однако, сколько-нибудь важной роли в период домината, status civitatis перестал быть условием правоспособности в сфере частного права.

105. Семейное состояние. Необходимым условием полной правоспособности в сфере частного права являлось в Риме определенное семейное состояние, самостоятельность в сфере семейных отношений.

Древнейшая

 

 

 

 

римская

 

 

 

семья,

 

так

 

представляла собою союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением

 

власти одного и того же домовладыки - paterfamilias.

 

 

 

 

 

В

древнейшее

 

время

 

только

 

paterfamilias

 

был

 

частного права - persona sui iuris; члены семьи, подчиненные власти paterfamilias

 

(personae alieni iuris), правоспособности в сфере частного нрава не имели. Вступая в

 

имущественные

 

 

правоотношения,

 

они

 

устанавлив

paterfamilias, не создавая, однако, для последнего обязанностей.

 

 

 

Это последнее положение оказалось так же непримиримым с потребностями

 

развивавшегося

 

 

гражданского

 

оборота,

 

как

 

значительное

 

большинство

гражданских

сделок,

особенно

совершаемых

направлено на установление прав и обязанностей для обеих участвующих в сделке

 

сторон, и никто не стал бы вступать в соответствующие сделки с не имеющим своего

 

имущества подвластным, если бы по этим сделкам не становился ответственным

 

paterfamilias последнего. И юристы стали постепенно признавать ответственность

 

iure naturali самих подвластных по заключенным ими в интересах paterfamilias

 

сделкам, а претор установил дополнительную ответственность paterfamilias по тем

 

же сделкам (п. 117).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параллельно

 

с

 

признанием

юридической

силы

сделок,

шел

и

процесс

признания

за

ними

прав

на

отдельные

гру

100 имуществ, сначала на имущество, приобретенное в связи с военной службой,

 

затем

и

в

связи

со

службой

гражданской,

далее

на

имуществ

и

в

 

 

праве

 

Юстиниана

 

paterfamilias

с

имущество детей. Patria potestas почти утратила свое имущественное содержание

 

(см. п. 145). Однако полная гражданская правоспособность признается и в праве

 

Юстиниана только за personae sue iuris.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 33. Правовое положение римских граждан

 

 

 

 

106. Приобретение римского гражданства. Римское гражданство приобреталось:

 

(1) Рождением, причем ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию

 

отца,

а

 

ребенок,

 

рожденный

 

женщиной,

не

состоявш

матери. Таким образом, ребенок, рожденный от брака римских граждан, был римским

 

гражданином,

 

так

 

же

 

как

 

ребенок,

 

рожденный

Ребенок же, рожденный вне брака неримлянкой, не признавался римским

 

гражданином, хотя бы отцом его был римский гражданин. В целях стимулирования

 


браков в I в. н.э. было установлено, что и ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин.

Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, признается римским гражданином, если мать была гражданкой в момент его рождения, независимо от ее состояния до этого момента.

(2)Освобождением римским гражданином своего раба (п. 118).

(3)Усыновлением римским гражданином чужеземца.

(4)Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства.

107. Положение римских граждан в публичном и в частном праве. С точки зрения своего правового положения римские граждане делились свободнорожденные, ingenui, б) освобожденные из рабства римским гражданином,

вольноотпущенники,

libertini,

подвергавшиеся

некоторым ограничениям в правах.

 

 

(1) Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii); в) право быть избираемым в магистраты (ius honorum).

Право участвовать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского гражданина. В конце периода республики и в первое время империи полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: а) praenomen - имя в собственном смысле слова; б) nomen - наименование семьи или рода, к которому принадлежит данное лицо; в) указание имени отца в родительном падеже (подобное русскому отчеству: сын такого-то); г) наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании, причем это последнее указание сохранилось в составе полного имени и после того, как народные собрания в период империи перестали созываться; д) прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей.

Таким образом, полное имя, например, Цицерона было: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) M (arci) f (ilius) Corneliana (triba) Cicero (cognomen).

Не имея политических прав, женщины не имели и официального имени: они носили имя, которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина состояла, в родительном падеже: дочь или жена такого-то.

В

области

частноправовых

 

отношений

п

складывалась

из

упомянутых

выше

ius

conubii

 

некоторого времени стали особо выделять testamenti factio, право составлять и быть

 

свидетелем при составлении завещания (testamenti factio activa) и право быть

 

назначенным наследником по завещанию (testamenti factio passiva).

 

 

(2)

Граждане,

принадлежавшие

к

числу

вольноотпущен

принципе навсегда носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере

 

как

публичных,

так

и

 

частноправовых

 

словно налагало печать на правовую сферу человека и после вступления его в

 

число свободных римских граждан.

 

 

 

 

В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в I в. н.э. утратили и ius suffragii, почему указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни ius honorum, ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.


Впериод империи ограничения публичных прав вольноотпущенников усилились, но в то же время сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности специальным о том постановлением императора, restitutio natalium, которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права или путем присвоения императором золотого перстня (ius aureorum).

Вправе Юстиниана, когда политические права граждан давно уже утратили прежнее значение и содержание , ограничений политических прав

вольноотпущенников

 

больше

нет.

правоспособности

в

области

частноправовых

вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до I в. были воспрещены браки со всеми свободнорожденными. Кроме того, вольноотпущенник несет по

отношению к

освободившему его из рабства господину ряд

личных

обязанностей,

построенных

по

типу

вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан

отцу

своей

жизнью

физической.

Отсюда

отношения

господином

-

патроном

 

-

 

и

 

которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба.

 

 

 

Правоотношения,

составляющие

в

совокупности

патронат,

могут

группам: а) obsequium - совокупность личных и имущественных, семейного характера, прав патрона (право домашнего обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги (п. 447); в) bona - взаимная обязанность вольноотпущенника и патрона помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты; к этому присоединялось также право

патрона

наследовать

по

закону

нисходящих и умершего без завещания.

 

 

Отношения

патроната

 

отражались

вольноотпущенника: он носил обыкновенно praenomen и nomen патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в cognomen. Так, освобожденный Цицероном раб Гермодор именовался: Marcus Tullius Marci libertus Hermodorus.

Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на operae.

Императорская restitutio natalium также устраняла частноправовую связь патрона с клиентом, почему и предоставлялась обыкновенно императором не иначе как с согласия патрона.

108. Утрата римского гражданства. Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima). Основанием к утрате гражданином свободы был прежде всего плен, захват неприятелем. Однако, если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, postliminium, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав.

В

древнейшие

времена

гражданин

мог

быть

при

нек

рабство, однако не иначе как за границу, trans Tiberim, ибо до периода империи

 

считали, что гражданин не мог стать рабом на территории римского государства. Так,

 

магистрат имел право продать в рабство за границу дезертира или гражданина,

 

уклонившегося

 

от

 

ценза,

 

 

несостоятельного должника.

 

 

 

 

 

Эти основания утраты римского гражданства впоследствии отпали, но на их месте появилось обращение в рабство некоторые тяжкие преступления. Так, в период республики становился рабом гражданин, приговоренный к aquae et ignis interdictio; в период империи - лица, приговоренные к бессрочным каторжным работам или ссылке.