ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 269

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гражданин мог и сам отказаться от прав гражданства, и притом только гражданства (capitis deminutio media), перейдя, например, в число латинов в целях получения земель, раздававшихся латинам, населявшим колонии, и т.п.

До последнего столетия республики не существовало ни особого суда, ни особого

 

порядка

разрешения

споров

о

гражданстве.

По-видимому,

такие

сп

магистратом в административном порядке. В конце республики законом Papia

 

(которому,

 

вероятно,

 

предшествовали

 

дру

учрежден особый суд для разрешения споров о гражданстве.

 

 

В

период

империи

негражданин,

 

выдававший

себя

за

смертной казнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Спор

о

 

принадлежности

 

гражданина

 

к

порядке особой преторской actio praeiudicialis.

 

 

 

 

Закон Visellea 24 г. н.э. установил уголовную ответственность вольноотпущенника, выдававшего себя за свободнорожденного.

§ 34. Правовое положение latini

109. Возникновение правового положения latini. Как уже указано, latini - это прежде всего древнейшие жители Лациума и правовое положение latini есть и некоторая юридическая категория - latinitas, которая предоставлялась иногда и не жителям Лациума. Уже Латинский союз возводил в правовое положение latini население отдельных италийских общин за пределами Лациума. После того как в 1 в. до н.э. римское гражданство было распространено на всю Италию, в правовом положении latini осталось население внеиталийских общин или целых провинций, которым latinitas была предоставлена особыми актами римского государства.

Наконец, существуют еще две категории latini. Это лица, освобожденные из рабства господином-латином, а со времени закона Lex Iunia Norbana (19 г. до н.э.) также и лица, освобожденные из рабства, при определенных условиях, римским гражданином и несколько ограничиваемые в правоспособности и после перехода их в число свободных людей. Таким образом, правовое положение latini приобретается:

а) рождением, причем действует правило, однородное с установленным для приобретения рождением римского гражданства: ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери;

б) присвоением правового положения латина актом государственной власти;

в) добровольным переходом римского гражданина в число latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

г) освобождением из рабства господином - латином или римлянином - при условиях, предусмотренных законом Iunia Norbana.

110. Положение latini в публичном и в частном праве. Правовое положение latini не вполне одинаково, в зависимости от того, принадлежат ли они к числу latini veteres,

к числу latini coloniarii или latini Iuniani.

В сфере публичного права все латины, не имея ни права служить в римских легионах, ни ius honorum, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраниях.

Это

право

было

пережитком

 

своеобразного

правила,

времена

каждый

житель

общины,

входившей

suffragii во всех остальных общинах, входивших в союз.

 

 

 

В

сфере

частноправовой

большинство

latini

veteres,

наибо

историческому происхождению, и по культуре, имели как ius conubii, так и ius commercii. Остальные латины, не имея ius conubii, имели ius commercii, которое,

однако, ограничивалось для latini Iuniani. Об этой категории латинов говорили:


"Живут как свободные, умирают как рабы" - vivunt ut liberi, moriuntur ut servi; они не

 

вправе были составлять завещаний, в их имуществе не допускалось и наследование

 

по

закону:

 

 

после

 

смерти

 

лица,

 

имущество

переходило

к

господину,

некогда

освободившему

уме

как если бы это имущество принадлежало господину всегда (iure peculii) (см. п.

 

117),

 

без

 

обременения

 

господина

имущест

Имущественные

споры

 

 

всех

латинов

разрешались

в

те

что и споры римских граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

111. Приобретение римского гражданства. Переход из состояния латина в состояние

 

римского гражданина был относительно прост. Латины приобретали римское

 

гражданство

 

либо

а)

 

в

силу

 

общих

постановлений,

п

латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство, либо б) в силу

 

специальных

 

актов

 

 

государства,

наделявших

 

латинов или целые группы их. Так, издревле римское гражданство присваивалось

 

latini

 

veteres,

 

 

переселившимся

 

в

 

сокращение населения городов Лациума, то применение его было с некоторых пор

 

ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина.

 

Упразднение же в I в. до н.э. правила о приобретении гражданства latini veteres,

 

переселившимися

 

 

в

Рим,

 

 

стало

 

од

присвоению римского гражданства всему населению Италии. До этого времени права

 

римского

 

гражданства

 

 

приобретали

 

также

и

ла

должности магистратов или сенаторов. Latini Iuniani наделялись правами римского

 

гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны

 

безопасности дорог, поставок римскому государству и т.п.

 

 

 

Категория latini coloniarii утратила значение с распространением в начале III в. н.э. прав гражданства на все население империи. Категория latini Iuniani была упразднена при Юстиниане.

§ 35. Правовое положение перегринов

111-а. Возникновение правового положения перегринов. Главным основанием возникновения правового положения перегрина было включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, в то же время не сообщалось римское гражданство. Это население становилось перегринами. Другими основаниями возникновения правового положения перегринов были: а) рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки; б) присуждени interdictio в период республики; в) присуждение к высылке в период империи.

112. Положение перегринов в публичном и в частном праве. Политических прав перегрины не имели. Это были, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства, древнейшие hostes, превратившиеся с течен категорию населения - перегринов. Исключение перегринов из политической жизни страны отражалось и в конструкции их имени: оно состояло из cognomen имени отца

в родительном падеже; наименования трибы в составе имени перегринов нет.

В частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права. Формальным основанием действия этих систем были leges provinciae, устанавливавшие правовое положение отдельных провинций.

Разнообразие частного права, которое действовало для перегринов разных общин, и отсутствие правовых норм, которые регулировали перегринов с римлянами, затрудняло развитие торговли. Для устранения этих трудностей praetor peregrinus при содействии юристов и выработал постепенно ius gentium (см. пп. 11 и 12).

113. Приобретение римского гражданства. Перегрины приобретали права римского гражданства либо а) в силу законов, присваивавших

за различные услуги, оказанные римскому государству,

либо б) в силу специальных

актов

государственной

власти,

присваивавших

римское гражданство или отдельные из прав граждан (отсюда cives sine suffragio).


Издание таких актов вызывалось разнообразными экономическими и политическими соображениями, в частности задачами пополнения жителями провинций римских легионов, в которых, как уже указано, несли военную службу только римские граждане. Главным образом в фискальных целях, а именно для распространения на все население империи налога с наследства (vicesima hereditatis), был издан и упоминавшийся уже эдикт, распространивший права гражданства н империи.

§ 36. Правовое положение рабов

114. Общая характеристика положения рабов. Рим был рабовладельческим государством на всех стадиях своего существования. Собственниками рабов были главным образом отдельные лица. Известно, однако, и государственное рабство

(servi publici), имевшее, впроч собственниками рабов и муниципии.

Основным принципом, определявшим правовое всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объектами прав. Однако формы практического осуществления этого принципа менялись в ходе экономического и политического развития Рима и изменений идеологии

господствующих классов. При этом возрастание, особенно в период империи, числа

правовых

 

норм,

 

якобы

 

направленных

на

улуч

параллельно с ухудшением фактических условий их жизни.

 

 

 

В

 

древнейшее

 

время,

 

когда

раб

был

н

плен непосредственно господином, который подарил ему жизнь и знает, что через

некоторое время в новой войне, может быть, сам будет взят в плен и обращен в

рабство отцом, братом или сыном того же раба, когда число рабов было невелико и

рабы жили и работали в постоянном и непосредственном общении с рабовладельцем

и

его

семьей

и

являлись

для

него

лишь

под

не

 

 

слишком

резко

отличались

от

условий

 

еще патриархальный характер. Но когда с развитием экономического и политического могущества Рима число рабов возросло чрезвычайно, когда нормальным способом приобретения рабов стала купля и вывезенные, главным образом из далеких стран, Азии, Африки, рабы работали часто в отдаленных от Рима огромных имениях и предприятиях под надзором поставленных рабовладельцами надсмотрщиков, когда, иначе говоря, окончательно сложилась система античного рабства, в которой господин является паразитом своих рабов, тогда положение servi pro nullis habentur отчетливо вошло в обиход и если преторское право и законодательство и создают ряд норм, якобы направленных на признание и охрану личности рабов, если складывается т.н. favor libertatis, тенденция толковать правовые нормы в случае спора в пользу признания человека свободным, то по существу эти нормы направлены одни - на создание более тонких форм эксплуатации рабов, другие - на некоторое прикрытие этой эксплуатации. Беспощадная эксплуатация рабов вызвала те многочисленные

восстания

рабов,

которые,

последовательно

государства и устои его политической жизни, привели Рим к гибели.

 

115. Способы установления рабства. (1) Основным способом установления рабства был плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал. Но

такой

же

захват

допускался

 

и

в

 

отношении

 

не

состоял

в

войне,

если

у

 

Рима

в

то

же

государством, ибо чужеземец, как уже сказано, был в принципе вне права и правовой охраны, и создать для него какой бы то ни было правовой режим мог только договор с его государством.

(2) Другим основанием возникновения рабского состояния было рождение от материрабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. При этом первоначально ребенок признавался рабом, если мать его была рабыней в момент родов, независимо от ее состояния с момента зачатия ребенка до его рождения. Однако в период империи, в силу приведенного выше правила infans conceptu



признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности. Это было и одним из проявлений упомянутого уже favor libertatis.

(3)

Человек,

родившийся

свободным,

мог

при

раба.

 

 

 

 

 

 

Преторский

эдикт

установил,

что

свободный

 

человек,

того, чтобы затем разделить покупную цену с лицом, которое вчинит иск о признании этого человека свободным (pretii participandi gratia), останется рабом.

В

 

древнейшие

 

времена

 

допускалась

 

гражданина в рабство, но не иначе как за границу - trans Tiberim, ибо на территории

 

своего государства римский гражданин, по воззрениям глубокой древности, не мог

 

стать

рабом:

рабы

из

числа

бывших

граждан

представляли

б

опасность для государства (п. 108).

Все эти основания установления рабства отпали к периоду империи. Вместо них появились случаи обращения в рабство уже на территории Рима в связи с присуждением судом к определенным наказаниям (servi poenae). Так, обращались в рабство лица, приговоренные к смертной казни (in ferrum, ad bestias) или к бессрочной каторге, которая отбывалась в рудниках (in metallum). В силу императорского эдикта 52 г. н.э. свободная женщ не прервавшая ее, несмотря на требование господина, становилась рабыней.

116.

Личное

положение

 

рабов.

Основной

определявши

принцип servi res sunt (рабы - вещи) исключает, разумеется, всякую возможность

говорить о каких бы то ни было публичных правах рабов. Не несут они и публичных

обязанностей - служба в римских войсках им недоступна; налогов они не платят, ибо

они pro nullis habentur (не признаются лицами).

 

 

Точно

так

же

и

в

сфере

частноправо

рабу, а на раба - так же, как он имеет права на животное или любую материальную вещь. Но раб является вещью своеобразной, вещью, наделенной разумом и волею, существование которых рабовладельцу не столько невозможно, сколько невыгодно было отрицать. Поэтому невозможно было безоговорочно применять к рабу правовые нормы о материальных вещах, и ряд особых норм составил в совокупности то, что называется личным и имущественным положением раба в римском частном праве.

Не будучи субъектом прав, рабы с точки зрения права не имели семьи. Связь раба с женщиной не признается браком, matrimonium. Это - contubernium, не влекущий за собою в принципе никаких правовых последствий.

В сфере имущественных отношений раб может индивидуальной и общей, узуфрукта (п. 221), залога (п. 406). Он может быть предметом сделок: купли-продажи, имущественного найма и т.п. Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, соответствующий иск предъявляется не рабом, а господином, так же как в случаях, когда повреждение причинено животному или кем-нибудь испорчена вещь, принадлежащая господину. Отказ господина от своих прав не делает раба свободным. После отказа господина

от

своих

прав

одно

лишь

изменяе

servus Marci или servus Tullii - рабом такого-то, после отказа он - servus nullius,

"ничей

 

раб",

но

все

же

присвоить любое лицо.

 

 

 

Бесправное положение рабов, как уже указано, несколько смягчалось в

древнейшее

 

время

близостью,

в

рассматривая

раба

как

вещь,

д

находящимся in dominica potestate так же, как были patria potestate подвластные

члены семьи, но не вещи господина. Раб допускался в известной мере к участию в

отправлении

 

домашнего

культа.

Место

погреб

правом.

 

 

 

 

 

В период империи ряд законов ограничивает права господина на личность рабов.