ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон Petronia (начала н.э.) запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине I в. н.э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого покинул в старости или болезни. Во II в. н.э. установили такую же уголовную ответственность за убийство sine causa своего раба, как за убийство чужого, и пр.

Все эти законодательные меры являются, однако, по выражению одного историка римского права, не столько действительными средствами смягчить зло рабства, сколько свидетельством силы этого зла: именно период империи был периодом расцвета античного рабства, периодом безудержно жестокой эксплуатации рабов. В этой эксплуатации заключалась основная сущность римского государства, и ограничить ее оно не могло. Рабство исчезло и сменилось другими формами эксплуатации с падением римского государства, обусловленным восстаниями рабов.

117. Имущественное положение рабов. Будучи не субъектами, а объектами прав, рабы, разумеется, не имели имущества. Вещью, находящейся в обладании раба, независимо от того, как она в это обладание попала, с точки зрения права обладал господин. Но раб был объектом прав, наделенным сознательной волей и способным служить интересам господина путем проявления этой воли. Поэтому уже в

древнейшее

время

 

раба

называли

 

"говорящим

когда того потребовали экономические интересы господина, было признано, что при

помощи

раба

может

быть

расширен

круг

правовых

отношений

была признана способность вступать в имущественные сделки ex persona domini, создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин предъявлял иски

из

таких

сделок,

как

если

совершенных

рабом

сделок

для

го

малоразвитого гражданского оборота, незнакомого со сложными коммерческими операциями и оформляющими их двусторонними договорами, и считая, что возникающие для контрагента по договору обязанности делают его положение "хуже", Гай во II в. говорил в обоснование этого правила:

Melior condicio nostra per servos fieri potest, deterior fieri non potest (D. 50. 17. 133).

(Наше

положение

может

становиться

лучше

при

становиться хуже.)

 

 

 

 

Однако с развитием гражданского оборота становится все яснее, что не всегда положение господина становится "хуже" с возникновением для него обязанности из заключенной рабом сделки.

Уже издревле было установлено, что если раб причинит кому-нибудь имущественный вред, украдет, испортит вещь, то господин обязан либо возместить этот вред, либо выдать обязательство переходило на нового господина. В этом правиле невозможно, однако, усмотреть признания личности раба, ибо однородное правило действовало и для случаев причинения вреда животным, но юристы признали, что в случае освобождения раба ответственность iure naturali за причиненный им в рабстве вред падает уже на него самого, если этот вред не был ранее возмещен господином. Понятно, что это исключение из общего правила о неправоспособности рабов было установлено не в интересах рабов, а в интересах рабовладельцев, к числу которых только и мог принадлежать истец, потерпевший от правонару интересы рабовладельцев потребовали отказа от полной неправоспособности рабов и в сфере договорных обязательств.

Началось с того, что стали признавать после освобождения раба obligatio naturalis из совершенного рабом до его освобождения может быть предъявлен к освобожденному рабу, но если он исполнит договорное обязательство, он не вправе потребовать обратно переданное им кредитору, ибо он не уплатил недолжного, не уплатил без основания. Ульпиан уже говорит, что рабы

ex contractibus... naturaliter et obligantur et obligant (D. 44. 7. 14; см. п. 283).

Однако гражданский оборот был заинтересован не столько и во всяком случае не только в признании ответственности раба по заключенным им договорам, но и в


установлении

ответственности

по

 

эти

обыкновенно

значительно

большими

средствами,

чем

раб,

из рабства. И претор выработал вид исков к господину, сущность и структура которых непосредственно вытекали из жизненной и деловой обстановки, чаще всего обусловливавшей заключение рабом более крупных договоров.

Господин часто давал рабу отдельные хозяйственные поручения, а нередко назначал раба управляющим каким-нибудь предприятием, капитаном корабля, снаряженного господином для торговли с дальними странами. Договоры, заключенные рабом в ходе исполнения хозяйственных заданий господина, стали признаваться основанием преторских исков к господину - actiones adiecticiae qualitatis. Такими исками были:

(1)

Actio

institoria,

если

договор

был

совершен

рабом,

господина (institor - приказчик).

 

 

 

 

 

(2)

Actio

 

exercitoria,

если

договор

был

соверш

господину корабля (exercitoria - хозяин корабля; раб-капитан корабля назывался

magister navis).

 

 

 

 

 

 

 

(3)

Actio

quod

iussu

 

(во

исполнени

предшествует

 

обращение

 

господина

к

контрагенту

раба,

дать взаймы рабу, если тот обратится за займом.

 

 

 

(4)

Actio

 

de

in

rem

verso,

если

на

нибудь ценность поступила в имущество господина (in rem domini versum est).

По трем первым искам господин отвечал полностью, по последнему - в пределах сумм, поступивших в его имущество на основании договора, заключенного рабом.

Нередко, однако, сфера хозяйственной самостоятельности раба оказывалась

 

значительно

шире.

Господин

выделял

рабу

определенные

земельный участок, скот, даже других рабов (servi vicarii) и предоставлял рабу

 

вести

самостоятельную

 

хозяйственную

 

де

определенную часть доходов. Юридически такое обособленное господином

 

имущество, peculium, принадлежало господину, но фактически раб свободно

 

располагал

входившими

в

состав

peculium

имущественн

представители

класса

рабовладельцев,

лучше

друг

хозяйственной инициативы раба, считали себя обязанными признавать свободу действий раба в отношении peculium.

Понятно, что такая самостоятельная хозяйственная деятельность рабов была возможна только при существовании определенного порядка ответственности по сделкам, совершенным рабом. В ходе naturalis раба из таких сделок претор стал предоставлять иск из этих сделок к господину - actio de peculio в пределах стоимости пекулия (D. 15. 1. 5. 1. 4).

В то же время с развитием экстраординарного процесса раб постепенно приобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним extra ordinem личных и имущественных претензий раба к другим лицам. В частности, раб мог обратиться к praefectus urbi и потребовать принудительного осуществления своей обязанности лицом, которое, получив от раба определенную сумму денег, обязалось выкупить раба и затем освободить из рабства. Таким образом, институт пекулия послужил к облегчению положения наиболее предприимчивых извлекать доходы из имущества пекулия.

Несколько

лучше

положения

других

рабов

было

п

В частности, за ними прямо признавалось право распоряжаться по завещанию

 

половиной предоставленного им пекулия (Ulp. Regulae, 20. 16).

 

 

 

118. Освобождение из рабства. До конца республики раб мог быть освобожден из

 

рабства только по воле господина (manumissio). Древнее время знало три способа

 

такого

освобождения.

По-видимому,

древне

testamento, т.е. освобождение раба путем включения господином соответствующего

 

распоряжения

в

завещание.

Так

как

древнейш


народном

 

собрании,

 

превращавшем

 

волю

 

народа или специальный закон, то таким специальным законом был и каждый акт

 

освобождения из рабства. Этот законодательный характер был утрачен

 

освобождением раба по завещанию вместе с изменением порядка составления

 

завещания (п. 240).

 

 

 

 

 

Manumissio

 

testamente

 

могла

совершаться

 

прямо предписать: servus meus Stichus liber esto, тогда раб становился свободным

 

ispo iure с момента вступления завещания в действие, т.е. с момента смерти

 

господина; б) завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить

 

раба

-

раб

становился

свободным

с

действий,

 

освобождавших

раба

при

жизни

господина;

 

раба под суспенсивным (отлагательным) условием (п. 398) - раб становился свободным в момент наступления условия (например, раб будет свободен, если внесет определенную сумму денег наследнику и т.п.).

Другим известным древнему праву способом освобождения из рабства была manumissio censu: подобно тому, как уклонение от ценза могло привести к обращению свободного человека в раба (п. 108), так внесение раба в списки граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ освобождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза.

Наконец, третий известный древнейшему праву был одним из проявлений характерной для римского права тенденции использовать формы гражданского процесса для изменения права. Это была manumissio vindicta - мнимый процесс о свободе, мнимая vindicatio in libertatem, для которой использовались формы legisactio per sacramentum.

Господин, раб и третье лицо по (консулу, претору), и здесь третье лицо, assertor in libertatem, разыгрывая роль истца, накладывал на раба vindicta и утверждал: hunc hominem ex iure Quirtium liberum esse aio. На это заявление господин отвечал молчанием, как думают одни юристы (Жирар и некоторые другие), или изъявлением воли освободить раба, как полагают другие (Зом и другие). Затем магистрат объявлял раба свободным. Эта сложная процедура упростилась с течением времени: сначала в качестве assertor'a стал выступать один из ликторо vindicatio in libertatem была заменена заявлением господина об освобождении раба с занесением в протокол.

Во второй половине республики развиваются и новые неформальные способы освобождения из рабства: путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos), путем составления господином отпускного письма (manumissio per epistolam). Однако отпущенный таким образом раб не становился свободным iure свободы обеспечивали ему своеобразное состояние - "пребывание в состоянии свободы", in libertate morari. В таком же положении находились и рабы, отпущенные на свободу не цивильным, а преторским, бонитарным собственником.

В период империи закон Junia Norbana превратил преторское in libertate morari в latinitas, и притом в latinitas особого рода. Отсюда группа latini Iuniani, о которой

сказано

 

 

выше

 

(п.

 

110)

 

установлено, что неформальное заявление или отпускное письмо сообщают

вольноотпущенным

римское

гражданство,

если

они

пяти свидетелей.

 

 

 

 

 

 

 

Начиная со времени принципата появляется и ряд случаев освобождения из рабства

в

силу

 

закона:

 

так,

освобождаются

из

раб,

в

течение

20

лет

живший

как

свободный

по давности и др. (D. 40. 8; C. 7. 22); больной раб, брошенный господином.

В IV в . н . э . возникает церковная форма освобождения рабов путем соответствующего заявления господина в церкви.


Таким образом, через историю римского права проходит процесс возрастания числа способов освобождения из рабства.

В то же время освобождение рабов затрудняется рядом условий, которым подчиняются направленные на освобождение действия по существу. Римское государство стремится ограждать от заметных колебаний институт рабовладения и не допускать освобождения в слишком широких "засорять" коренного гражданства значительным числом вольноотпущенников, среди которых было и немало людей, небезопасных для спокойствия господствующих классов. В этом отношении особенно важны два закона начала I в. н.э.

Первый из этих законов - lex Aelia Sentia (4 г. н.э.) - установил следующие ограничительные условия освобождения рабов:

(1) Освобождение

раба, не

достигшего

30 лет,

или

господином,

н

требует предварительной проверки особой комиссией de causis liberalibus

 

уважительности оснований освобождения.

 

 

 

 

(2)

Рабы,

подвергнувшиеся

 

клеймению,

о

peregrini dediticii и высылаются из Рима.

 

 

 

 

(3)

Ничтожно

освобождение,

 

совершенное

 

кредиторам, в предвидении обращения взыскания на имущество лица,

 

произведшего освобождение рабов.

 

 

 

 

 

Другой

 

закон

-

 

lex

 

Fuf

завещательными

распоряжениями:

господин,

имевший

освободить

не

более

2-х,

имевший

до

10

-

до

100

-

не

более

1/4,

 

рабов.

 

 

 

 

 

 

 

При Юстиниане закон Fufia Caninia был отменен, а из закона Aelia Sentia остались в силе только необходимость разрешения достигшим 20 лет, и запрещение освобождения in fraudem creditorum.

О правовом положении вольноотпущенников сказано выше (п. 107).

В

случае

 

особой

 

неблагода

освободившему

его

из

рабства,

он

мо

servitutem propter ingratitudinem).

 

 

 

 

§ 37. Колоны

119. Происхождение колоната. В период империи возникает новая категория юридически зависимых людей - колоны. Не только Кодекс Юстиниана, но и Кодекс Феодосия отводит немало места колонату. Однако время возникновения колоната, так же как и историческое его происхождение, до настоящего времени не вполне выяснено. По-видимому, колонат представляет собою порождение условий, предопределивших окончательное разложение рабовладельческог строя Рима и переход Европы к феодальному строю. Однако неясны ни время зарождения колоната, ни степень влияния, оказанного на его развитие однородными формами зависимости в Египте, в Азии.

Можно утверждать, что термин colonus постепенно изменил свое значение. Не только в период республики, но и при принципате colonus - это арендатор чужой земли,

юридически независимый от арендодат договорно-обязательственные отношения.

В период империи юридически независимый colonus становится фигурой экономически все более важной для хозяйственной жизни Рима.

Частые восстания и многочисленные казни рабов, слабый естественный их прирост и прекращение победоносных войн, когда-то сделали выгодной обработку земли не рабским трудом, а путем сдачи ее мелкими участками в аренду за натуральный оброк (colonia partiaria), а иногда на условиях некоторых барщинных работ в пользу арендодателя. Пополняемые главным образом


из беднейших элементов населения зависимость от землевладельцев, как на почве денежных займов, которые те предоставляют колонам для нужд хозяйства, так и на почве задолженности по оброчным платежам.

Превращению экономической зависимости колонов от землевладельцев в зависимость юридическую немало способствовала осуществленная императорами реорганизация налогового обложения земли. В основе этого обложения лежало определение количества и доходности принадлежащей каждому землевладельцу земли. При периодическом составлении кадастра, в котором указывалось количество земли, принадлежащей отдельным плательщикам поземельной подати, capitatio

terrena,

к

числу

доходных

статей

земли

стали

этих

пор

оставление

земельного

участка

ко

участка. Это являлось предпосылкой для прямого прикрепления колонов к земле; это находилось в соответствии с общей тенденцией императорского законодательства прикреплять людей к профессиям, которыми они занимались.

Первым известным актом, устанавливающим такое прикрепление, была конституция 322 г., которая предписывает принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли. После ряда других закон прочно связать колона с землей, издается в 357 году закон, воспрещающий продажу земли без живущих на ней колонов. Так появляется новая категория

зависимых

людей

-

людей,

не

лишенных

 

правоспос

отношений,

но

прикрепленных

к

земле,

на

которо

их называют servi terrae ipsius, glaebae adscripti. Они действительно прикреплены к земле, ибо оставление колоном возделываемого им участка дает землевладельцу право осуществить vindicatio по образцу виндикации раба. С другой стороны, и землевладелец не вправе изгнать колона со своей земли, не вправе продать земли без колонов либо колонов без земли.

120. Основания возникновения колоната. Кодексу Юстиниана известны следующие основания возникновения юридического положения колона: а) рождение от родителей, из которых хотя бы которого свободный человек поселяется в качестве колона на чужой земле; в) проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны.

Кроме того, превращаются в колонов трудоспособные лица, изобличенные землевладельцем в занятии нищенством.

121. Прекращение колоната. Этому немалому числу оснований возникновения состояния колона противостоят всего два основания его прекращения: приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка и возведение колона в епископский сан.

Таким образом, на смену основной форме эксплуатации человека человеком в античном обществе - рабству процесс разложения рабовладельческого хозяйства подготовил другую форму эксплуатации человека человеком, которой суждено было стать основой в феодальном обществе эксплуатации крепостных крестьян.

§ 38. Capitis deminutio

122. Понятие capitis deminutio. Утрата одного из трех состояний правоспособности (см. п. 102) влекла за собою и утрату правоспособности - capitis deminutio. Первоначально capitis deminutio рассматривалась как гражданская смерть. Однако в

дальнейшем

стали

считать,

что

за

гражданской

смертью

историки

 

римского

 

права

(Жирар)

 

возрождался в качестве новой с точки зрения права личности. С утратой свободы его можно было считать возродившимся империи признавали всех людей равными перед лицом естественного права. С утратой римского гражданства capite minutus с того времени, как перегрины стали

признаваться

правоспособными,

рассматривался

как

возрож

Наконец,

с

утратой

прежнего

status