ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

объяснить это появление по существу. Возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, между которыми ius conibii было XII таблиц законом Canuleia 445 г. до н.э. Может быть, это была исконная форма плебейского брака, впоследствии усвоенная также и патрициями. Как бы то ни было, в эпоху классических юристов брак cum manu - уже исторический пережиток.

Создавая

совершенно

различный

строй

отношений

между

мужем

manu и брак sine manu резко отличались один от другого и в порядке заключения и

прекращения.

Заключение

брака

cum

manu

т

обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторое

фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия

отношениях

отца

с

детьми,

позднее

и

в

некотор

женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление

 

жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих

 

условиях

также

и

лиц,

осуществлявших

над

ним

sine manu было актом неформальным.

Понятно, что глубоко различен был и порядок прекращения того и другого брака: в браке cum manu, в котором юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод мог иметь место только по инициативе мужа и был, в сущности, "отторжением" жены от мужа. Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов (divortium). но и односторо так и жены (repudium).

Основные начала брака sine manu и, в частности, свобода развода сказались, однако, целым рядом отрицательных последствий на жизни римского общества в последние годы республики и в начале принципата. Огромный рост богатств одних общественных кругов при обнищании других и резкое падение нравов сильно

расшатали

 

семейную

жизнь.

Стремясь

отношений

и

злоупотребления

свободой

развода,

целями, стимулировать вступление в брак и деторождение, Август внес ряд значительных изменений в действовавшее до того семейное право.

Lex Iulia de adulteriis (18 г. до н.э.) установила уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая пр но и попустителей, к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения.

Карая adulterium, Август изъял от наказания внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения и если н браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как inaequale coniugium, неполноценный брак. Дети от такого сожительства, liberi naturales, в отличие от других рожденных вне брака детей (vulgo concepti) наделялись некоторыми правами наследования после родителей, был установлен порядок их узаконения и т.п. Ряд прав был признан и за конкубиной.

В то же время lex Iulia de maritandis ordinibus, изданная либо также в 18 г. до н.э.,

либо в 4 г. н.э., и обыкновенно объединяются юристами под единым названием lex Iulia et Papia Poppea) установили для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке имущественных правах: не состоящие в браке (coelibes) не могут получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные (orbi) могут получать только половину того, что им завещано.

При этом понятие бездетности является условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина - только если у нее трое, а у вольноотпущенниц даже четверо детей. Женщины, удовлетворяющие этим требованиям, имеющие так называемое ius trium liberorum, помимо


неограниченного права получать по завещаниям, пользуются и рядом других преимуществ. Все то, чего не могут получить по завещанию лица, не состоящие в браке, или бездетные, объявляется caducum и обращается в пользу других лиц, назначенных в том же завещании, или в пользу казны. Все эти постановления, не сыгравшие никакой положительной просуществовали, однако, до начала IV в. н.э., когда и были отменены.

Эти и некоторые другие меры (см. п. 139) не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

137.

 

Заключение

 

брака.

Совершению

брака

 

обручение

(sponsalia).

В

древнейшее

время

обручение

лиц

 

их

patresfamilias

без

 

 

участия

 

брачующихся.

Позднее

невеста

 

с

 

согласия

 

patresfamilias

обоих

стипуляций (п. 433): по одной - patresfamilias невесты обязывался передать ее

 

жениху, а по другой - обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое

 

древнее время может быть в форме односторонней стипуляции, по которой только

 

patresfamilias

 

невесты

 

обязывался

 

передать

ее

 

никаких

 

обязанностей

 

 

и

 

имевшему

затем

 

волеизъявлением.

 

В

 

более

позднее

 

время

 

до

обручения и путем неформального соглашения.

 

 

 

 

 

 

В

древнейшее

время

нарушение

sponsalia

давало

другой

стороне

возмещения

 

 

причиненного

 

ущерба.

 

По

 

пр

влекло за собою только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве

 

представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона,

 

без

серьезных

оснований

 

нарушившая

sponsalia,

теряла

сделанных ею по случаю обручения подарков (arrhae sponsaliciae, donatio ante

 

nuptias); другой стороне сделанные ею подарки возвращались. В законодательстве

 

IV в. утрата права на возвращение donatio ante nuptias была связана с христианским

 

обычаем предбрачного поцелуя (osculum): в случае смерти жениха osculo

 

interveniente невеста или ее наследники сохраняли половину предбрачных

 

подарков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

138.

 

Способы

 

установления

manus.

 

Древнейшее

 

совершения

 

брака

или,

 

точнее,

 

три

способа

 

ус

время с браком: a) confarreatio, б) coemptio, в) usus.

 

 

 

 

 

 

(1)

Confarreatio,

которую

 

ряд

 

историков

считает

па

брака,

по

 

взгляду

 

некоторых

 

(Жирар,

 

Пост)

никогд

была

 

религиозным

 

обрядом.

 

Название

обряда

 

хлеба,

 

который

 

 

 

во

 

время

брачной

приносили

 

в

 

жертву

 

Юпитеру.

 

Церемония

 

со

жрецов

-

 

pontifex

 

 

maximus

 

 

и

flamen

 

может,

древнейшие

10

 

курий

 

(данной

 

трибы).

Толь

заключенного per confarreationem, и состоящий в таком браке, мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.

(2) Coemptio является светской и, как думают, преимущественно плебейской формой брака. Эта "воображаемая" покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи - а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в Форме mancipatio. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при купле в собственном смысле, однако в остальном это по форме купля. По описанию, которое дает этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coemptio представляется так.

В присутствии пяти свидетелей и весовщика, libripens, которые участвовали во всякой mancipatio (п. 196), а также paterfamilias невесты, а равно и жениха, если он


persona

alieni

iuris,

жених

спрашивает

невесту:

 

получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами на

 

соответствующий ее вопрос, также заданный в точно определенных словах. Ответ

 

невесты, видимо, гласил: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (Cicero, Pro Murena. 12. 27). Затем

 

жених

произносил

слова,

установленные

 

mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток

 

металла, якобы взвешенный весовщиком.

 

 

 

 

 

(3) Usus представлял собою своеобразное применение института приобретательной

 

давности к области брачных отношений.

 

 

 

 

 

Из

этих

трех

форм

заключения

б

существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нем как о форме, отчасти

 

отмененной законом, отчасти просто забытой. По-видимому, в начале I в. н.э. редко

 

встречались уже и браки per confarreationem. По крайней мере, Гай, а также Тацит

 

сообщают, что в 23 н.э. был издан закон, в силу которого, в целях поощрения

 

браков per confarreationem, с ними стала связываться не светская, а только

 

религиозная manus (единство культа), которой достаточно было для того, чтобы

 

лица,

происшедшие

от

такого

брака,

могли

быть

 

Annales. 4. 16). Однако с таким ограниченным кругом действия confarreatio

 

продолжала существовать до падения язычества.

 

 

 

 

Coemptio, видимо, существовала еще во времена Гая (1. 113. 114). Менее

 

достоверно, чтобы ее считали действующим институтом юристы III века, несмотря на

 

упоминания о ней Папиниана и Павла (Жирар).

 

 

 

 

Параллельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака

 

шел

процесс

утверждения

неформального

совершения

соглашения

брачующихся

(consensus facit

nuptias -

брак совершается

с

(D. 35. 1. 15), за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio

 

feminae in domum mariti. Поэтому Павел и указывал: vir absens uxorem nubere

 

potest, femina absens nubere non potest (Sent. 2. 19. 8).

 

 

 

139.

Условия

 

вступления

в

брак.

правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли

 

определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были

 

быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли

 

роль

условий

относительных,

наличие

которых

 

брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

 

 

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного

 

возраста,

который,

совпадая

с

 

воз

колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

 

 

Вторым

условием

было

согласие

на

брак.

одного только paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui

 

iuris; невеста sui iuris нуждалась в согласии опекуна, auctoritas tutoris.

 

 

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лица alieni iuris нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие paterfamilias невесты и согласие как paterfamilias жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью paterfamilias. Так, согласие на брак внука дает не только его paterfamilias - дед, но и отец, подчиненный patria potestas того же деда, ибо после смерти деда внук окажется in patria potestate своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте ее paterfamilias.

Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был


paterfamilias, носителем отцовской власти.

Но по мере того, как личность детей начинает эманципироваться от когда-то неограниченной власти paterfamilias, интересы и приниматься во внимание и в вопросе о согласии paterfamilias на вступление в брак. Так, закон Iulia (4 г. н.э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ paterfamilias в согласии на брак. Затем детям было

разрешено

 

вступать

в

 

брак

и

 

без

безвестно отсутствует. Был, наконец, и один случай, в котором согласие на брак

испрашивалось

 

не

у

 

агнатического

 

родст

женщина sui iuris, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как

получив auctoritas tutoris, после отпадения опеки над женщинами, была обязана

испрашивать

разрешение

на

брак

у

отца,

а

за

других близких родственников.

 

 

 

 

 

 

Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся ius

conubii

нем

-

выше,

п.

102).

Препятствия

к

условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, Canuleia (445 г. до н.э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного закона Августа, lex Iulia (18 г. до н.э.), не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после закона Iulia - с лицами сенаторского сословия.

Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях - в древнейшее время, по-видимому, до шестой правила и до конца республики - между consobrini, т.е. между лицами, матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т.д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.

В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. Lex Iulia de adulteriis запретила браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

§ 45. Личные и имущественные отношения супругов

140. Отношения супругов при браке cum manu. Личные и имущес

супругов были глубоко различны в браке cum manu и в браке sine manu. В браке

 

cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти

 

мужа, manus mariti (или власти его paterfamilias, если муж лицо alieni iuris), которая

 

в принципе не отличается от patria potestas отца над детьми. Муж может истребовать

 

жену,

покинувшую

дом,

 

при

помощи

иска,

подобного

ее в кабалу (in mancipium). Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до

 

лишения

ее

жизни.

Так

же,

как

рабы

и

 

области

имущественных

 

отношений.

 

Все,

что

е

была persona sui iuris, становится в момент заключения брака достоянием мужа. Все,

 

чем она будет обладать во все время существования брака, например имущество,

 

подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Это бесправное положение жены

 

юридически

уравновешивалось

 

только

 

тем,

что

 

heres sua, одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми,

 

если они есть. Понятно, что она - агнатка всех агнатов мужа и, следовательно,

 

наследует в соответствующих случаях и после них.

 

 

 

 

Однако обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Обычаи

 

обязывали

мужа

не

 

налагать

на

жену


состоявшего,

как думают, из членов ее старшей семьи, из

агнатов,

оста

вступления ее в брак ее когнатами. Наконец, почет, связанный с общественным

 

положением мужа, распространялся и на жену.

 

 

 

 

 

 

141.

Отношение

супругов

при

браке

sine

manu.

Совершенно

отношения

мужа

и

жены

в

браке

 

sine

ma

положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остается in patria

 

potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему sua

 

heres своего paterfamilias, по-прежнему агнатка своих старых агнатов. Если до

 

вступления в брак sine manu жена была persona sui iuris, она остается persona sui

 

iuris

и

 

после

 

вступления

в

брак.

 

Понятно,

брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она

 

приобретает во время брака, принадлежит ей одной. Она вправе вступить с мужем в

 

любую

 

имущественную

сделку.

Воспрещены

 

были

 

(для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного

 

от другого). Впрочем, в начале III в. н.э. было постановлено, что, если даритель

 

умер, не потребовав дара обратно, то donatio convalescit, т.е. дарение становится

 

действительным (D. 24. 1. 32).

 

 

 

 

 

 

 

 

С течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов начинает,

 

однако,

 

 

смягчаться

как

в

 

личных,

 

признано, что супруги не вправе предъявлять один к другому инфамирующие иски

 

(п. 126), что в случаях имущественной ответственности одного супруга перед другим

 

он пользуется beneficium competentiae, т.е. правом отвечать только в пределах

 

имеющихся у него средств. Претор стал давать мужу интердикт для истребования к

 

себе жены и отказывать в таком же иске отцу, когда тот пытался истребовать свою

 

дочь,

 

состоявшую

 

в

браке

 

sine

 

manu.

 

положение

 

о

 

личных

 

отношениях

 

 

супругов:

uxores a viris... aequum est (D. 47. 10. 2), жена обязана почитать мужа, reverentia

 

quae maritis exhibenda est (D. 24. 3. 14. 1).

 

 

 

 

 

 

 

142. Dos. Не менее глубоко изменились в браке sine manu имущественные

 

отношения

 

супругов.

Издержки

 

общей

 

семейно

лежали

 

на

муже.

Но

 

уже

 

со

 

вр

давать мужу особое приданое, dos, в целях облегчения ему бремени семейных

 

расходов, ad matrimonii onera sublevanda. Dos устанавливалась либо paterfamilias

 

жены (dos profecticia), либо самою женой, если она до брака была persona sui iuris,

 

либо третьим лицом (dos adventicia). Как бы то ни было, но dos всегда должна быть

 

установлена особым актом: dos aut datur aut dicitur aut promittitur, и, установленная

 

так или иначе, становилась собственностью мужа.

 

 

 

 

 

 

Когда

в

 

конце

республики

семейная

жизнь

сильно

законная возможность спекуляции с dos: вступив в брак только с целью получения

 

dos,

 

 

муж

 

мог

 

потом,

 

 

 

вос

расторгнуть свой брак, сохранив dos за собою. Поэтому, для устранения этого

 

положения,

 

 

жена

 

и

 

 

лица,

 

 

обещания, в силу которого он обязывался обеспечить возвращение dos жене либо

 

установителю dos, если брак будет прекращен разводом или смертью мужа.

 

Обеспечение это называлось cautio rei uxoriae. В случае невозвращения dos, жена

 

или установитель dos могли предъявить иск. Иногда прибегали к другому приему:

 

dos при самом установлении ее оценивалась в известной сумме денег и рассматривалась как проданная мужу за эту сумму (dos venditionis causa aestimata), которую муж и обязан был в соответствующих случаях вернуть.

Когда обычай таких cautiones укрепился, претор счел справедливым давать жене иск о возврате ей приданого даже в тех случаях, когда cautio не была установлена, если муж давал развод жене без всяких с ее стороны поводов. В ходе разработки условий предоставления и сущности этого иска юристы и создали то, что впоследствии стали называть римским детальным правом, отдельные положения которого до сих пор определяют правовую судьбу приданого в некоторых капиталистических странах (Франция, Бельгия, Италия и др.). Основные черты