ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 1
Величину ri можно интерпретировать, как вероятность того, что потенциальный покупатель принадлежит к i-му сегменту рынка. Пусть С1, С2, СЗ – стоимость задолженности полученная, соответственно, затратным, доходным и сравнительным подходом.
Предлагаемый способ согласования отличается от традиционного, когда за рыночную стоимость принимается среднее значение с весами (Формула 4):
С r1C1 r2C2 r3C3 .
Авторы предлагают итоговую величину рыночной стоимости объекта определять по Формуле 5:
C Ci* ,
где i* – номер сегмента, вероятность попадания, который является наибольшей. Таким образом, за оценку рыночной стоимости принимается стоимость собственности на выбранном сегменте.
Рассматриваемая формула представляет наиболее вероятную цену, предлагаемую на рынке с учетом принадлежности потенциального покупателя тому или иному сегменту, и соответствует определению рыночной стоимости.
Далее авторы утверждают, что в настоящее время на рынке присутствуют в основном маклеры долгового рынка, у покупателейпользователей обычно нет необходимых средств, а покупателей-инвесторов отпугивает возможность неполучения дебиторской задолженности и, следовательно, невозврата вложенных средств и планируемого дохода, делающее инвестиции в долговые обязательства мало перспективными. Для маклеров и пользователей это обстоятельство не существенно, поскольку для их операций с обменом долговыми обязательствами не требуется их возврата.
Поэтому в рамках модели сегментации рынка долговых обязательств соотношение соответствующих сегментов рынка будет следующее: г3 > г1 >
г2.
Таким образом, для использования данной методики согласования не нужно знать значения величин г1, г2, гЗ, а только порядок их следования по убыванию. Это существенно ослабляет требования к информационному обеспечению методики. Поскольку определение величин г1, г2, гЗ, характеризующих размеры секторов, требовало бы дорогостоящего маркетингового исследования рынка, а упорядочить их по убыванию может опытный эксперт ["Оценка рисковых долговых обязательств на Российских предприятиях", учебное пособие, Финансовая академия при Правительстве РФ, Москва, 2001, , стр.26-42].
К вопросу об использовании методов трех классических подходов в оценке дебиторской задолженности, необходимо отметить, что наиболее целесообразным и распространенным в этой оценке является доходный подход с использованием метода дисконтирования величины потока возврата долгов.
Применение затратного подхода в оценке данного подхода менее применим, поскольку теоретически его применение даст оценку задолженности равную ее балансовому значению.
Использование сравнительного подхода, основанного на информации по аналогичным продажам, достаточно затруднен из-за отсутствия именно такой информации.
Вместе с тем, это не означает то, что в каждой конкретной оценке нет необходимости анализа рыночной информации для максимально возможного ее учета при формировании стоимости оцениваемого актива.
Применение метода накопления чистых активов может осуществляться при выполнении следующих условий:
предприятие обладает значительными материальными активами;
предприятие является действующим и имеются основания полагать, что в перспективе останется таковым;
оцениваемое предприятие является холдингом или инвестиционной компанией;
у предприятия отсутствует постоянная клиентура (предприятия строительной отрасли).
6.2.Метод ликвидационной стоимости
Вметоде ликвидационной стоимости ликвидационная стоимость собственного капитала определяется как разница между ликвидационной стоимостью всех активов затратами на ликвидацию и величиной всех обязательств на дату оценки.
Технологическая последовательность работ по расчету ликвидационной стоимости предприятия включает:
1) разработку календарного графика ликвидации активов предприятия; 2) расчет рыночной, а затем ликвидационной стоимости активов с
учетом затрат на их ликвидацию; 3) определение величины обязательств предприятия;
4) вычитание из ликвидационной стоимости активов величины обязательств предприятия;
Затраты на ликвидацию предприятия включают административные издержки по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации, выходные пособия и выплаты, расходы на перевозку проданных активов и пр. Вырученная от продажи активов денежная сумма, очищенная от сопутствующих затрат, дисконтируется на дату оценки по повышенной ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.
Применение метода ликвидационной стоимости может осуществляться при выполнении следующих условий:
предприятие не является действующим или имеются основания считать, что оно прекратит свое существование в ближайшем будущем;
оцениваемая доля является контрольной или такой, которая способна вызвать продажу активов;
когда стоимость предприятия при ликвидации выше, чем при продолжении деятельности.
Впрактике оценки предприятия (бизнеса) иногда встречается применение в рамках затратного подхода таких методов как метод скорректированной балансовой стоимости и метод замещения.
Тема 7. Определение итоговой величины стоимости. Применение премий и скидок
При определении итоговой величины стоимости оцениваемого объекта, оценщик должен вернуться к началу исследования стоимости объекта оценки и еще раз взвесить правильность выбранной методологии оценки, принятые допущения и ограничения, соответствие полученных результатов и выбранных методов и подходов оценки заданию на оценку.
Вэтой связи, оценщик:
1.Анализирует задание на оценку (объект, цель и задачу, дату проведения оценки).
2.Определяет условия внешней и внутренней среды, в которой формировалась стоимость объекта оценки.
3.Проверяет правильность выбранной методологии оценки.
4.Согласовывает результаты стоимости, полученные в различных
подходах и методах.
Итоговая величина стоимости предприятия (бизнеса) может быть определена путем математического или субъективного взвешивания. Наиболее известен сегодня метод анализа иерархий (МАИ). При формировании итоговой величины стоимости предприятия (бизнеса) необходимо учитывать следующие факторы:
характеристика объекта оценки (например, как уже отмечалось оценка холдинговых и инвестиционных компаний более объективна в затратном подходе в методе накопления активов);
цель и задача оценки объекта (цель оценки: оценка инвестиционной стоимости базируется на результатах доходного подхода, ликвидационной стоимости – затратного подхода (метод ликвидационной стоимости) и т.д.; задача оценки: в основе оценки для страхования или для продажи будут лежать различные методики оценки и приоритеты будут отданы при согласовании результатов не одним и тем же подходам);
качество и количество информации, используемой в конкретном методе (подходе).
При оценке объекта оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения. Объем используемой при оценке информации, выбор источников информации и порядок использования информации определяются оценщиком.
Оценка неконтрольных пакетов акций (долей)
В процессе оценки часто требуется определение рыночной стоимости не всего бизнеса, не всех 100% акций, а лишь конкретного пакета (доли, пая).
Кфакторам, влияющим на стоимость пакета (доли) можно отнести:
Размер пакета (контрольный, неконтрольный, блокирующий). Как известно, стоимость одной акции в контрольном пакете самая высокая, ниже она будет в блокирующем пакете, и еще ниже в неконтрольном. Такое отличие в стоимости акций одной и той же компании объясняется наличием прав, которыми обладают акционеры соответствующего пакета. Кроме того, имеются исследования, которые указывают на различие в оценках неконтрольных пакетов акций разной величины: чем больше величина пакета, тем выше премия за крупные миноритарные пакеты.
Степень ликвидности акций. Степень ликвидности акций зависит от нескольких причин: насколько активно осуществляются торги с акциями данной компании; котируются акции на рынке ценных бумаг или нет; могут ли они в принципе котироваться (то есть, какова организационно-правовая форма предприятия); размер пакета и др.
Тип акционерного общества (открытое или закрытое). Как уже отмечалось, тип общества влияет на стоимость пакета вследствие наличия возможности у общества котировать свои акции на фондовом рынке.
Наличие привилегированных акций. В соответствии с действующим ФЗ «Об акционерных обществах» привилегированные акции могут конвертироваться в обыкновенные, если по ним не были выплачены или выплачены не полностью дивиденды. Такое обстоятельство может привести к потере соответствующим пакетом своих прав (например, абсолютного контроля).
Распределение акций между другими акционерами. Важным фактором является понимание распределения акций (долей) между другими владельцами. Не всегда, на первый взгляд, неконтрольный пакет, например 5%, является таковым. Если скажем остальные акции поровну распределены между двумя оставшимися владельцами и они при этом при принятии решений на собрании акционеров расходятся во
взглядах по тем или иным вопросам управления общества, то такой пакет будет блокирующим и одна акция в таком пакете будет стоить существенно выше, чем в неконтрольном.
Отраслевые различия могут сказываться на размерах премии за контроль, так как степень концентрации производства товаров (услуг) в рамках той или иной отрасли или вида деятельности оказывает существенное влияние на стоимость пакета.
Приобретение крупными компаниями вертикально интегрированных компаний. Такие сделки, как правило, сопровождаются дополнительными премиями за контроль.
Страновые различия. Проведенные исследования свидетельствуют о
различиях в величине премий за контроль в зависимости от страны (от 6,5% в Швеции до 81% в Италии12).
Особые условия для обществ с ограниченной ответственностью. В соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» величина долей в ООО для принятия тех или иных решений отличается от величин пакетов акций в АО, что нужно учитывать при оценке долей в обществах с ограниченной ответственностью.
Воценке бизнеса чаще всего выделяют следующие виды премий и
скидок:
премии:
o за контрольный характер пакета;
скидки:
o за неконтрольный характер пакета; o за низкую ликвидность.
По мнению Ш. Пратта13 целью применения скидок и премий является необходимость корректировки базовой стоимости, которая будет отражать различия между характерными особенностями оцениваемого пакета (доли) и группы компаний, на основе которой были проведены расчеты ориентировочной стоимости. Все данные по размерам премий и скидок рассчитываются эмпирическим путем.
Премия за контроль представляет собой стоимостное выражение преимущества, связанного с владением контрольным пакетом акций.
Скидка за неконтрольный характер – величина, на которую уменьшается стоимость акций в оцениваемом пакете с учетом его неконтрольного характера.
Скидка за недостаточную ликвидность возникает вследствие отсутствия у акций ликвидности, то есть возможности быстрого их обращения в наличные деньги с минимальными затратами и по цене, близкой к рыночной.
12Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии: Методическое пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов при оценке бизнеса и ценных бумаг – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – стр. 60
13Шеннон П. Пратт «Оценка бизнеса. Скидки и премии», - пер. с англ. – М.: ЗАО «Квинто-Менеджмент»,
2005 – стр. 17
Однако, при более глубоком изучении проблемы, проведенной в указанном пособии Шеннона П. Пратта, рассматривается еще ряд скидок и премий:
o премия за стратегический характер приобретения (премия за присоединение компании целиком (100% пакета)), составляет 20% от стоимости контрольного пакета;
oскидка, связанная со сменой ключевой фигуры (рассматривается
вкачестве замены премии за риск, связанной с ключевой фигурой в руководстве компании, которая может быть отражена
вдоходном подходе в рамках расчета ставки дисконтирования и
при расчете мультипликаторов в сравнительном подходе);
o пакетная скидка – стоимостное или процентное выражение величины, вычитаемой из рыночной цены акций с целью отражения снижения стоимости пакета акций (в расчете на одну
акцию) в случае, когда большой |
размер пакета |
не дает |
возможности его реализации в |
течение периода |
времени, |
характерного для нормального объема пакета. Данное обстоятельство связано с тем, что на рынке возникнет избыток предложения таких акций, что и приведет к падению курса.
o «портфельная» скидка (скидка за неоднородность активов) – возникает в случае продажи многопрофильных компаний целиком или большими частями, объединяющими несколько направлений деятельности, что снижает привлекательность покупки (вследствие дополнительных проблем по управлению непрофильными активами и по их дальнейшей реализации). Скидка определяется с суммы стоимости отдельных составных частей компании.
Важным в оценке является понимание того, от какой базы определяется та или иная величина премии или скидки. В этой связи премии и скидки классифицируют на:
Применяемые на уровне компании. Применяются к предприятию в целом, являются первичными по отношению ко второй группе премий и скидок. Как правило, базой начисления является контрольный пакет акций. Они могут быть учтены при определении стоимости в доходном подходе в ходе формирования ставки дисконтирования или капитализации и в сравнительном подходе при расчете мультипликаторов. К ним относятся все скидки, кроме скидок на неконтрольный характер и низкую ликвидность.
Применяемые на уровне акционера. Применяются к долям или пакетам акций, отражают характеристики собственности акционера (контрольный или неконтрольный характер участия в капитале, ликвидность акций). К ним относятся премия за контроль и скидки на неконтрольный характер и низкую ликвидность.