Файл: Пособие по оц.предп..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение величины премий за контроль и скидок за неконтрольный характер пакета в зарубежной практике определяется на основе следующих эмпирических данных:

1.премии, выплачиваемые при поглощении компаний, по сравнению с ценами продажи миноритарных пакетов акций этих компаний на открытом рынке до объявления о слиянии или поглощении. Данные по премиям за контроль публикуются в ежеквартальном исследовании «Control Premium Study», а также в справочнике «Mergerstat»;

2.данные по скидкам, выраженным в процентах, которые определяются при совершении сделок с неконтрольными пакетами акций компаний, в сравнении со стоимостью лежащих в их основе

чистых активов.

В России таких изданий пока нет, поэтому можно рассчитать премию самостоятельно или воспользоваться данными Постановления Правительства № 369 от 31.05.2002г. Результаты зарубежных исследований, к сожалению, для российского рынка не являются репрезентативными.

Скидка за неконтрольный характер пакета, является производной от премии за контроль:

ПС

1

 

1

 

 

 

;

 

П

 

1

ПС скидка за неконтрольный характер;

Ï- премия за контроль.

При формировании скидки за недостаточную ликвидность необходимо учитывать следующие факторы:

1.Величину дивидендов и возможность их выплаты.

2.Возможность свободной продажи акций компании или самой компании (объем потенциального рынка покупателей).

3.Наличие ограничений на операции с акциями компании.

4.Перспективы преобразования организации в открытую (здесь же ограниченность доступа к информации закрытых компаний).

5.Размер и финансовое положение организации.

6.Размер пакета акций (или доли).

Способы определения скидки за недостаточную ликвидность:

1.Анализ акций с ограничениями на продажу. Исследуется различие в ценах акций одних и тех же открытых компаний, обращающихся на открытом рынке и выпущенных акций, но не зарегистрированных для торговли на открытом рынке или имеющие ограничения на свободную куплю-продажу. Такие не зарегистрированные акции могут быть проданы в рамках частных сделок. Западные исследования определяют величину


скидки, определяемую указанным образом в размере 33-35% до 1990 года. После изменения законодательства по снижению срока ограничения на продажу с двух лет до 1 года, скидка стала чуть более 20%14.

2.Анализ акций до их первоначального публичного предложения. Исследуются сделки с акциями закрытых компаний, которые затем осуществили публичное размещение акций (IPO). Значение скидки, полученное с помощью данного способа, составляет 4550%.

3.Мультипликатор цена/прибыль для закрытой компании сравнивается с таким же показателем для свободно обращающихся сопоставимых акций.

4.Оценивается стоимость (затраты) на регистрацию акций и

брокерских комиссионных, взимаемых за продвижение акций компании на фондовый рынок. Берутся данные расходов в процентном соотношении к стоимости выпускаемых акций.

Последние два способа описаны в учебнике Оценка бизнеса. под редакцией А.Г.Грязновой, М.А. Федотовой15.

Среднее значение скидки за низкую ликвидность в последние 20 лет составляет 44-47%16. К сожалению, указанные размеры скидок не могут быть применены для российских условий в силу их неадекватности.

Тип используемого метода оценки определяет необходимость внесения поправок в заключительную оценку. Соотношение между контрольными и неконтрольными, ликвидными и неликвидными долями собственности выглядит следующим образом.

14Шеннон П. Пратт «Оценка бизнеса. Скидки и премии», - пер. с англ. – М.: ЗАО «Квинто-Менеджмент»,

2005 – стр. 103

15Оценка бизнеса. Учебник /под ред. А.Г.Грязновой, М.А. Федотовой. М. Финансы и статистика. 2004

16Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса: Методические разработки и рекомендации. В 8 ч. Ч.2. Премии и скидки – М.: МАОК, 2006

 

 

 

 

Стоимость контрольного

 

 

 

 

 

 

 

 

пакета акций открытой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

компании с

 

 

 

 

 

 

 

 

высоколиквидными

 

 

 

 

 

 

 

 

акциями

 

 

 

 

Добавить

 

 

 

 

 

 

 

Вычесть

 

 

 

 

 

премию за

 

 

 

 

 

 

 

скидку за

 

контроль

 

 

 

 

 

 

неконтрольный

 

 

 

 

 

Стоимость

 

 

 

характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неконтрольного пакета

 

 

 

 

 

 

 

 

акций открытой компании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с высоколиквидными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

акциями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычесть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скидку за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

низкую

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ликвидность

 

 

 

 

 

Стоимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неконтрольного пакета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

акций (меньшей доли)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закрытой компании с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

низколиквидными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

акциями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Соотношение между контрольным и неконтрольным пакетами акций (долями).

На вышеприведенном рисунке приводится процедура оценки стоимости неконтрольного пакета акций (доли), заключающаяся в последовательном вычитании сидок на неконтрольный характер пакета и при необходимости на низкую ликвидность.

Иными словами на первом этапе проводится оценка стоимости 100% пакета акций (доли или пая) всеми возможными методами оценки (кроме метода рынка капитала, так как с помощью данного метода определяется стоимость предприятия на уровне стоимости акций миноритарного пакета). На втором этапе определяется пропорциональная оцениваемому пакету доля. На третьем определяется величина скидки за неконтрольный характер и вычитается из стоимости пакета, полученной на втором этапе. На четвертом при необходимости определяется и вычитается скидка за низкую ликвидность акций.

Если оценщику доступны только данные по стоимости, определенные с помощью метода рынка капитала, то при определении стоимости неконтрольного пакета проводятся те же процедуры за исключением третьего этапа. То есть определяется пропорциональная доля оцениваемого пакета (она уже получена на уровне стоимости акций миноритарного пакета)



и при необходимости определяется и вычитается скидка за низкую ликвидность.

Для оценки стоимости неконтрольного пакета также имеется возможность воспользоваться методом (моделью) дисконтирования дивидендов. Ее использование состоит в определении стоимости 1 обыкновенной акции как суммы текущих стоимостей дивидендов и выручки от перепродажи этой акции. Затем стоимость 1 акции умножается на количество акций в оцениваемом пакете. При необходимости определяется и вычитается скидка за низкую ликвидность. Скидку также можно учесть при формировании ставки дисконтирования в момент дисконтирования доходов от акции и тогда отпадает необходимость в применении скидки за низкую ликвидность.

Однако, надо отметить, что соотношение стоимости пакетов и долей, отраженное на рисунке 1., не всегда имеет место быть на практике. Иногда стоимость высоколиквидного миноритарного пакета акций с незначительным объемом прав и с очень высокой ликвидностью может быть наравне (или даже выше) со стоимостью контрольного пакета со средней или низкой ликвидностью. Такой позиции придерживается Американское общество оценщиков.

Тема 8. Отчет об оценке бизнеса

8.1. Требования к отчету об оценке

«По итогам проведения оценки составляется отчет об оценке. Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной

деятельности в Российской Федерации» и в федеральных стандартах оценки» (п. 25 ФСО № 1).

Отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ФСО № 3, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки (п. 3 ФСО № 3).

Согласно ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности» отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные


сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

Отчет должен составляться в письменной форме и содержать:

основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

дата определения стоимости объекта оценки;

перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

8.2. Содержание отчета об оценке стоимости предприятия (бизнеса)

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов (п.4 ФСО № 3):

в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности);

информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки,

существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности);

содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности);

состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости);

отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).

Вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие разделы (п. 8 ФСО №3):

а) основные факты и выводы. В разделе основных фактов и выводов должны содержаться:

общая информация, идентифицирующая объект оценки;

результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке;

итоговая величина стоимости объекта оценки;

б) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки;

в) сведения о заказчике оценки и об оценщике. В отчете об оценке должны быть приведены следующие сведения о заказчике оценки и об оценщике.

Сведения о заказчике:

о заказчике - юридическом лице: организационно-правовая форма; полное наименование; основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН), дата присвоения ОГРН; место нахождения;

о заказчике - физическом лице: фамилия, имя, отчество; серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи и орган, выдавший указанный документ.