Файл: Пособие по оц.предп..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рынка более полной информации о состоянии бизнеса. Расхождения в значениях стоимости могут быть вызваны неадекватной оценкой менеджментом текущего состояния дел внутри самого бизнеса, что потребует принятия соответствующих мер;

b.разработку проектов. Пересчитывают стоимость бизнеса с использованием данных, заложенных в бизнес-планы проектов. Кроме того, определяют изменение отдельных показателей деятельности бизнеса, например, выручки, себестоимости и т.д.;

c.сравнение стоимости бизнеса, полученной ранее с учетом внутренних улучшений, и стоимости с учетом внешней реорганизации. Решение о целесообразности проведения конкретных реорганизационных процедур принимают исходя из анализа роста стоимости бизнеса;

d.изменение структуры и форм финансирования бизнеса. На этом шаге, связанном с финансовым конструированием, кроме структуры и форм исследуют возможности влияния на объем долга и его стоимость.

3.На третьем этапе управления критерия стоимости прогнозируют будущие значения показателей деятельности бизнеса, определяют конкретные мероприятия по достижению запланированного состояния

выбирают наиболее важные направления управляющих воздействий.

4.На четвертом этапе реализуют план мероприятий Шаги, обозначенные буквенными индексами, лежат в основе

механизма управления бизнесом и используют в качестве критерия его стоимости для акционеров. Иными словами, речь идет об управлении стоимостью бизнеса.

 

 

Текущая

 

 

 

 

рыночная

 

 

 

 

стоимость

Максимальные

Текущий разрыв

 

 

 

 

возможности создания

восприятия

1

 

 

 

стоимости

 

 

 

 

 

Фактическая

2

 

 

 

Оптимальная

стоимость

 

 

5

реструктурированная

компании

 

 

 

 

стоимость

Стратегические и

 

 

 

 

Возможности

оперативные

 

 

 

 

 

 

 

 

финансового

возможности

 

 

 

 

 

 

 

 

конструирования

 

3

 

 

4

Потенциальная

 

 

Потенциальная

 

Возможности

 

стоимость с учетом

 

 

стоимость с учетом

 

создания стоимости

 

внутренних

 

внутренних и внешних

 

путем слияний и

улучшений

 

 

улучшений

 

поглощений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.3. Пентаграмма для определения возможностей структурной

перестройки

Принципиальной разницы между циклами управления стоимостью бизнеса, один из которых описан выше, а другой изображен на рис. 10.3. в форме пятиугольника, нет. Кажущиеся отличия возникают вследствие единственного обстоятельства: на рисунке нумерованные вершины – это моменты оценки стоимости бизнеса (расчета значения критерия), а мною перечислены шаги по управлению стоимостью, включенные в общий цикл управления бизнесом. В последнем случае соответствующие шаги могут требовать определения стоимости (все, кроме шага 2а) или не требовать (шаг

2а).

Как мы уже отмечали, широко используемая в бизнес-практике развитых стран Запада описанная методология структурной перестройки, называемая в России реструктуризацией, начинает завоѐвывать и российский рынок. Реализация программ реструктуризации программ может существенно повысить конкурентоспособность компании и привести к преодолению негативных ситуаций в экономическом развитии.

Понятие «реструктуризации» как процесс комплексного изменения методов и условий функционирования компании (предприятия) в соответствии с внешними условиями рынка и стратегии ее развития вошло в деловой обиход относительно недавно.

Главная цель проводимой реструктуризации - поиск источников роста стоимости предприятия (бизнеса).

Целями процесса реструктуризации являются:

увеличение рыночной стоимости собственного капитала организации как обязательного условия ее конкурентоспособности;

улучшение экономических и финансовых показателей функционирования компании;

привлечение долгосрочных вложений капитала в виде прямых

инвестиций или долгосрочных долговых обязательств.

То есть, реструктуризация проводится с целью достижения наиболее адекватного сложившимся экономическим реалиям соотношения и взаимодействия основных факторов производства и включает в себя умелое маневрирование финансами, производственной номенклатурой, обязательствами, а также направленность на освобождение от лишних затрат.

В качестве важнейшего показателя эффективности деятельности предприятия выступает рост стоимости собственного капитала, поэтому реструктуризация традиционно проводится в данном направлении. Ядром реструктуризации является управление стоимостью компании. Выбор показателя стоимости компании как критерия реструктуризации не случаен. Собственников предприятия в конечном итоге мало интересуют тип и технология производства, параметры продукции, рынки сбыта. Критерием эффективности их вложений в конкретную компанию является постоянный


рост стоимости вкладов, обуславливающий как повышение уровня личного благосостояния, так и стабильное развитие предприятия.

Обычно выделяют два вида реструктуризации:

реструктуризация, основанная на внутренних факторах;

реструктуризация, основанная на внешних факторах.

Реструктуризация, основанная на внутренних факторах.

В рамках управления стоимостью предприятие должно рассматриваться

сточки зрения того, приносит ли оно доход, превышающий стоимость привлечения его капитала, или нет.

Смысл управления денежным потоком и стоимостью предприятия заключается в создании новой стоимости.

Управление стоимостью требует регулировать баланс наравне с отчетом о прибылях и убытках и поддерживать разумное равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности предприятия. Если управление стоимостью внедрено и организовано должным образом, корпорация получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реструктуризацию, направленную на достижение максимальной стоимости.

Процесс реструктуризации, основанной на внутренних факторах можно представить следующей схемой. Данная схема справедлива при допущении о том, что в основе формирования стоимости лежит механизм, описанный в методе дисконтированных денежных потоков.

Создание стоимости для акционеров

ФАКТОРЫ, ДВИЖУЩИЕ СТОИМОСТЬ

Денежный поток

 

Ставка дисконтирования

 

 

 

рост

объема

 

 

 

 

продаж

 

 

капитальные

 

источники

 

 

 

 

 

 

вложения

 

заемного

система сбыта

 

изменение

 

капитала

 

 

 

 

 

 

 

 

эффективность

 

собственных

 

 

 

оборотных средств

 

 

затрат

 

 

 

 

 

 

 

 

деловые риски

 

 

 

кредиторская

 

 

 

 

 

 

 

 

Система

 

 

задолженность

 

 

налогообложения

 

 

 

 

выбор рынков

 

дебиторская

 

 

ценообразование

 

 

 

 

 

 

 

задолженность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

ассортимент

 

уровень товарно-

 

 

 

структура

 

 

производимой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

материальных

 

 

 

капитала

 

 

продукции или

 

 

 

 

 

 

 

запасов

 

 

 

 

 

 

услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

операционные

 

инвестиционные

 

 

 

финансовые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стратегии

Рис. 4. Процесс реструктуризации, основанный на внутренних факторах20

Рассмотрим более детально приведенную схему.

Управление стоимостью осуществляется в соответствии с конкретными стратегиями развития предприятия: операционной, инвестиционной и финансовой. Очевидно, что стратегии напрямую связаны с видами деятельности, от которых формируются денежные потоки организации.

При этом применяются два подхода: лидерство по затратам и дифференциация.

Первый подход заключается прежде всего в строгом контроле затрат предприятия и максимальном повышении эффективности производства;

второй - в концентрации усилий предприятия на производстве и реализации продукции, не имеющей конкурирующих аналогов.

Операционная стратегия.

При первом подходе "лидерство по затратам", когда разрабатывается операционная стратегия, оптимальными являются следующие приемы:

сокращение доли постоянных затрат путем экономии на административных и накладных расходах;

оптимизация связей с поставщиками с целью дополнительной экономии на затратах;

увеличение своей доли на рынке для достижения экономии на масштабах по каждому виду деятельности;

обеспечение конкурентоспособных цен на реализуемую продукцию. Второй подход "дифференциация" в рамках операционной стратегии

предполагает главным образом использование потенциала увеличения цены и тем самым маржи валовой прибыли в тех сегментах рынка, где есть ощутимое преимущество перед конкурентами.

Инвестиционная стратегия.

20 по материалам семинара «Управление процессом структурного оздоровления предприятий (реструктурирования)» (Делойт энд Туш и Институт Экономического Развития Всемирного Банка), 1996 г.


При первом подходе, когда используются инвестиционная стратегия, рекомендуется:

минимизировать остаток денежных средств;

стимулировать дебиторов к сокращению средних сроков погашения задолженности;

минимизировать уровень товарно-материальных запасов, но без ущерба для бесперебойного выполнения заказов клиентов;

экономить на использовании основных средств (например, арендуя машины и оборудование, а не покупая их);

продавать избыточные неиспользуемые активы.

При втором подходе рекомендуется:

связать управление дебиторской задолженностью с ценовыми факто-

рами;

добиваться у поставщиков наиболее выгодных условий погашения кредиторской задолженности.

Здесь же рекомендуется инвестировать средства в специальные активы, необходимые для дифференциации.

Финансовая стратегия.

В обоих подходах стратегия ориентирована на:

создание оптимальной структуры капитала;

выбор наиболее дешевых способов финансирования заемного и собственного капитала;

максимальное сокращение факторов делового риска.

Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, к повышению стоимости предприятия.

Технология реализации реструктуризации следующая21:

1.Оценка стоимости организации «как есть» с помощью метода дисконтированных денежных потоков.

2.Потенциальная стоимость с внутренними улучшениями. Здесь проводится финансовый анализ деятельности организации с целью выявления факторов, «движущих стоимость», и разработка стратегий для увеличения стоимости организации на основе внутренних факторов.

3.Потенциальная стоимость с внутренними и внешними улучшениями. Разработка стратегий для увеличения стоимости организации на основе внешних факторов.

4.Оптимальная реструктурированная стоимость.

21 по материалам семинара «Управление процессом структурного оздоровления предприятий (реструктурирования)» (Делойт энд Туш и Институт Экономического Развития Всемирного Банка), 1996 г.