ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тронский 2 часть, Дуров в.С. История римской лит-ры
История римского театра Ранней Республики
Литератур поздней римской республики. Эпоха гражданских войн.
Римская классика Золотого века (44 до н.Э. – 14 н.Э.)
2 Пол. 1 века – господство эпигонов.
2 Направление неоклассицистов – сатира. Последние яркие интереные сатирики.
Валерий Кальф из Италии прозвище Латинской сирены. Прославился как покровитель и меценат. Приписываются 2 поэмы, которые не сохранились.
В кружок неотериков входило несколько десятков поэтов, но в истории остался только Гай Валерий Катулл.
Катулл (87-57) из Вероны, жил в Риме. Много пишет о себе и своих друзьях, развлечениях. Писал посвящения и обращения друзьям. 16-17 веках немецкие филологи разбили сочинения Катулла на 3 части. 1-60 лирические произведения; 61-68 эпиталамии, эпиллии; 69-116 эпиграммы. Прославился сборником лирических произведений посвященных Лесбии. Это любовная история, которая длилась несколько лет. Клодия Купру – замужняя возлюбленная Катулла. Лесбия – указывает на греческие предпочтения Катулла (поклонник Сапфо с Лесбоса). Использует мотивы и образы Сапфо. Цикл к Лесбии можно разделить на 3 группы стихов: 1 самая романтичная и счастливая (знакомство и начало отношений перевод Сапфо с переделкой, рассуждение о красоте с александрийскими элементами, стихотворение на смерть птички Лесбии, которое стало классическим примером описание смерти маленького существа и горя хозяина, впервые он говорит, что любит Лесбию больше, чем себя, 83, 92 впервые описывает свои чувства к Лесбии и от ее лица пытается объяснить, что она чувствует к нему, делает постоянные и привычные элементы необычными и новыми, разбирает вопрос о том, что есть красота); 2 показывается, что есть и проблемы, ревность и обиды, измены и воссоединение. Имя Лесбии не называется. Эмоциональность поэзии достигает наивысшего расцвета. Противоречивость и сила чувств. Подражает Анакреонту о любви и одновременной ненависти. Он пытается объяснить, что его держит в этой любви, что его держит мучительная страсть, но при этом возникает презрение и ненависть. 3 самая мрачная, речь идет об окончательном разрыве. Много резких высказываний и желчи, говорит о ее недостойном поведении.
Дружеская поэзия основана на поэзии Алкея и Анакреонта. В дружбе предательства быть не может, это преступление. Он очень дорожит друзьями, искренне радуется творческим успехам друзей и даже немного преувеличивает из заслуги. Но часто и пишет и шутки про своих друзей, иронизирует. Появляется имя Сестия, чье имя станет нарицательным. Сестий – богач, друг Катулла, который был щедрым, богатым, устраивает богатые обеды, он принимая приглашение, нужно готовиться к тому, что он будет весь день слушать его бездарные риторские речи.
Есть несколько стихотворений, описывающих природу, здесь он ближе к Феокриту. Описывает имения своих друзей, где все красиво и хорошо.
Тема кризиса римского гос-ва освящена мало. Катулл здесь ничего нового не говорит.
Начиная с Катулла, в Риме появляется любовная поэзия. Оказал влияние на создание нового жанра – римской любовной элегии.
Тит Лукреций Карр. Задачей ставил популяризацию греческой культуру и философию. «О природе вещей» - один из немногих философских эпосов римской литературы. О Лукреции сведений почти нет. (98год рождения, а может 99 – 56, 55) Говорят, что он из Рима, а может, и италик. Кем был социально тоже не известно. Отзывов современников почти нет.
Поэма «О природе вещей» пересказывает учение Эпикура. В основном сосредоточил свое внимание на смертности души, отсутствии загробного мира и естественности смерти. Пытается понятно изложить учение Эпикура об атомах. Главная идея – отсутствие загробного мира и что это пережиток прошлого. Нет нужды бояться мук Аида. Смерть – избавление от земных страданий. Космос и мир созданы не богами, а самостоятельно. С помощью законов природы можно понять все, что у годно. Пытается соединить физику Эпикура с важными для него этическими проблемами. Если нет бессмертия, то нет смысла обессмерчивать свое имя. Тело и душа неразделимы. Самое главное – доверять своим чувствам, которые разум должен правильно истолковать. Разделена на 6 книг. 1,2 посвящены теории уст-ва космоса, здесь он говорит о невмешательстве богов в создание космоса. 3 книга – учение о души. 4 книга – учение о чувствах человека. 5 книга – космогония, в которую он вплетает краткий очерк о развитии культуры и языка. 6 книга – объяснение законами природы суеверий и страхов. Самый главный для Лукреция критерий знания – чувства. Весь мыслительный процесс построен на чувствах. Во всем виноват разум, который неправильно истолковал чувства. Уделяет большое внимание современности. Господствуют з страсти: стремление к власти, наживе, похоти, все они влекут человека на путь к преступлению. Использует рабочую версию (выдвигает несколько предположений), принцип аналогии Лукреция (непонятное объясняет на простых примерах). В разных книгах он пишет по-разному. Где-то все просто и коротко, а где-то сложно и запутано. У современников особой популярностью не пользовался, слава пришла к нему в эпоху золотого века. Вергилий в Буколиках и Георгиках основывается на положениях Лукреция. Но его снова забывают в раннее средневековья, возвращается в Возрождение.
Римское ораторско ис-во, риторика. Тоже основывалась на греческой. Первые речи появились в конце 3- начала 2 века. В Риме участие в Сенате, Народном собрании, судебных заседаниях послужили поводом к развитию римского красноречия. Судебное красноречие было всегда , в позднюю республике появляется политическое красноречие, а в эпоху империи появляется торжественное красноречие. Элементы красноречия включались во многие литературные и исторические произведения. Сохранились фрагменты речей республики и империи в цитатах поздних авторов. Дошло много обзоров, очерков, посвященных римскому красноречию. 7 трактатов Цицерона, Тацета. Сами речи ораторов целиком только Цицерон, но фрагментов было много. Также сохранились биографии римских ораторов. Сохраняется борьбы между эллинофилами и латинской школой красноречия.
Аппий Клавдий сохранилась первая защитная речь против мира Рима и царя Пирра (Эпирр).
Марк Порций Катон 2 век. Сохранилось несколько речей. Самый большой фрагмент – за «Родосцев» написана во время войн Рима с македонским царем Персеем. Родосцы отказались и римляне решили пойти на Родос, чтобы наказать их. Катон говорил о том, что родосцы не помогли не Риму, но они не помогли и македонцам. Он против эллинофильства, но использует приемами греческой софистики. Много синонимов, риторических вопросов, градация (усиление, нагнетание), «Знай дела, слова придут» - пожелание Катона римским ораторам.
Братья Тиберий и Гай Гракхи 2 половина 2 века. Первым реформы проводит Тиберий, за что был убит своими противниками. Использовал принцип депору (уместности) умение говорить сообразно обстановке. Нужные слова для нужной обстановки. От Гая сохранилось порядка 70 фрагментов. Политическое красноречие. Использовал афоризмы, риторические вопрос, субъекцио (беседа вслух с воображаемым противником)
Поздняя риторика прославилась четверкой Великих римских ораторов. Марк Антоний, Луций Лициний Красс, Квинт Гартензий, Марк Туллий Цицерон.
Марк Антоний (143-87) продолжатель дела Катона. Противник греческого, знаток греческой риторики, но скрывал это. Говорил, что главное не стиль и теория, а практика. Его стиль был приближен к разговорному языку, был небрежен к выбору слов и стихотворному ритма. Прославился игрой голоса и жестикуляцией, неожиданными оборотами речи. Брался за безнадежные дела и выигрывал их. Защищает бывшего ветерана, которого обвиняют во взяточничестве. Вообще не говорит о взятках. Речь посвятил восхвалению его военного прошлого, в конце разорвал тунику обвиняемого, показывая его шрамы. Разве такой мог предать римские идеалы? Умело манипулировал эмоциями аудитории.
Луций Лициний Красс (140-91) эллинофил, знаток теории, философии, образован. Стал первым стилистом и выделил теорию риторики. Говорил о том, что надо тщательно выбирать слова, использовал депорум и субъекциум. Предложил использовать шутку и иронию.
Квинт Гартензий (114-50). Больше актер, чем ритор. Представитель азианского красноречия. Имел красивую внешность, подбирал к речи прическу и тогу. Проходил выучку у актеров, обладал прекрасной памятью, мог запомнить речь противника. Отношение к нему было крайне противоречивым.
Марк Туллий Цицерон (106-43) представитель сословия всадников родом из Арпина. Был эллинофилом, учился в греческой школе в Риме. С 80 годов начинает адвокатскую практику, занимается переводами греческих авторов (Ксенофонта). Философию изучал у лучших представителей эпикурейства и стоицизма. Учился актерскому мастерству у Эзопа и Росция также как и Гартензий. Ездир на Родос, где занимался риторикой. Также был известным политиком. Использовал и аттицизм и азианизм в своих речах, благодаря чему выработался его собственный язык красноречия. Целиком дошло 58 речей Цицерона (политические и судебные речи по уголовным и административным делам) датировка от 81-43 годов. Дошел первый сборник писем (397 писем адресованных Титу Аттику) 28 писем брату Квинту и около 400 писем разным лицам всего около 800. Дошло 12 философских сочинений Цицерона (7 трактатов по истории риторике, посвященных римскому красноречию с отсылками к греческому)Фрагменты недописанных речей.
Трактаты по риторике: «О подборе материала, Об ораторе, Подразделения риторики, Брут, Оратор, О лучшем роде оратора, Топика» Написаны в разное время, но составляют единую теорию. Говорит нам о том, какая подготовка необходима для будущего оратора: история права, литература, история. Каждый оратор должен быть знатоком философии (разделы посвященный этике и логике) Логика необходима, чтобы правильно обработать содержание речи, чтобы верно и логично выстроить речь, этика необходима для того, чтобы правильно выбрать тот прием, который вызовет у слушателя необходимую реакцию. Только познав людей можно правильно воздействовать на их души.\
Данные оратора: природный талант, навыки/опыт, знания. На первое место Цицерон ставит знания. Цицерон выделяет обязанности оратора: оратор должен найти, что сказать (тема), найденное надо расположить по порядку, придать словесную форму найденному и расположенному, утвердить все в память (заучить), произнести речь. Кроме этого есть дополнительные задачи: оратор должен расположить к себе аудиторию, изложить ясно и четко сущность дела, установить спорный вопрос, подкрепить свои положения аргументы и доказательствами, опровергнуть доводы противника, самое важное – заключение, где он должен четко и ярко подвести итог своей речи.
Произнося речь говорить надо громко, ясно и красочно, но манера произнесения должна соответствовать содержанию речи. Каждый оратор должен обладать природный даром: быстрота и подвижность ума, находчивость, хорошая память, внешние данные (громкий звучный голос, приятная внешность, крепкое телосложение (Луций Лицилий Красс)). Цицерон пишет о необходимость использования юмора. Рассуждает о том, что такое смех и когда нужно вызывать у аудитории смех. Впервые Цицерон включил в риторику шутку и юмор, как один из приемов оратора. Умение оратора воздействовать на чувства аудитории. Обращаться к чувствам лучше всего во вступлении и заключении. Люди чаще всего руководствуются не законами, а чувствами и эмоциями и оратор должен уметь манипулировать ими. Цицерон выделяет несколько стилей речи: спокойный, тихий или низкий(подходит для убеждения), средний (для наслаждения), высокий или величественный (для волнения аудитории). Самый важный – высокий. Приемы: дефорум (принцип уместности). Главное определить, какой стиль уместен в той или иной речи, в простом деле нужен стиль для убеждения, в сложном деле надо уметь сочетать разные стили в разных частях речи. У Искората Цицерон заимствует ритм и музыкальность речи. Каждое слово должно быть подобрано, каждая фраза должна быть ритмичной, но слова надо брать из обыденной речи. Следует избегать архаизмов и редких слов.
На практике мы видим, что Цицерон часто нарушал свои же собственные правила. Говорит о том, что нельзя начинать с обращения или риторического вопроса, но часто нарушал это правило. Речи произносились и составлялись устно. Речи, которые сейчас считаются лучшими были переделаны позднее, когда были дописаны. Иногда речи писали несколько человек, которые распределяли между собой части. Цицерон писал заключения. Для Цицерона характерен выбор слов, подбор материала. Очень любил использовать диалоги с воображаемым противником. Прославился Цицерон как судебный оратор. Самое главное речи было выиграть процесс. Иногда пишет в защиту и обвинения персонажей по одному и тому же делу. Оратором не движет стремление к правде и истине, главное представить правдоподобное явление и наоборот. Часто использовал прием градации. Часто находит один пункт для построения защиты и строит все на нем, не замечая все остальное. Поэтому множество повторов. Использует шутку и иронию. Использует примеры из биографии, намекая на то, что поступок из прошлого влиял на будущее. Манипулировал доказательствами. У него почти не упоминаются факты. Зато опирается на слухи и сплетни и это является основным аргументом. Четко разделялись основные и дополнительные доказательства. Прямые улики против подзащитного – Цицерон не говорит о них или опирается на косвенные улики, если наоборот косвенные данные против подзащитного – то они выдаются за ложь. Часто факты искажаются.
Сборник писем – самое раннее дошедшее до нас собрание писем. Вошли письма с 68-43 года. Это не литературное письмо, а реальный документ. Опубликованы после смерти Цицерона. Переписка очень разнообразная и по объему и тематике. Короткие записки, письма-рекомендации, подробные отчеты о деятельности магистратов в провинциях, личная переписка. Стиль зависит от того, кому письмо адресовано. Пишет он и политикам и представителям патрицианских и плебейских семей. Тит Пампоний Аттик лучший друг, письма к которому наиболее искренние, письма к нему не имеют запретных тем. Здесь перед нами предстает реальный человек без своих приемов и манипуляций. Здесь Цицерон жалуется на несправедливую судьбу, мы видим его нерешительность, советуется с другом.
Вторая группа писем обращена к семье и близкому кругу, где он менее открыт и правдив. Чаще говорит о внешних проблемах. Отдельным блоком идут письма к брату. Где советует как управлять провинцией. В письмах Квинту Цицерон рассуждает о современной литературе. Поддерживает брата в его литературных начинаниях.