Файл: Antichka_Rim_Konspekty_ot_Asi.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От Вергилия осталось множество комментариев. Сервий пишет о том, что Вергилий сначала набросал план Энеиды (12 книг), отдал на одобрение Августу. Потом начинает медленно работать. Каждая песня может выступать как отдельная поэмка, потому что работал он не последовательно. В 22 году у него было 3 книги, которые Август одобрил. В 19 году практически вся поэма была написана. Сохранились комменты о том, что он хотел переписать некоторые моменты (из-за разрушения светлого образа Августа), даже хотел уничтожить, но друзья смогли сохранить ее. В 19 году Вергилий начинает морское путешествие Энея, совершил половину путешествия и умер. Его прах был захоронен недалеко от Неаполя.

Поэма издана без последней редакции, а издана в том виде, в которой она была у Вернгилия. Поэтому встречаются повторы и несостыковки.

Поэма написана в 12 песнях и ее можно разделить на 2 части: 1-6 книги – история бегства Энея и скитания до того момента как Эней прибывает в Италию, 2 часть – 7-12 – об Энее в Италии, столкновения с другими племенами. 1 часть соотносится с Одисеей, 2 часть – с Илиадой. Здесь он тоже использует чередование: книги с четными номерами напряженные и драматичные, с нечетными номерами более отстраненные, с огромным кол-вом рассуждений и описаний. Вергилий подчеркивает преемственность от Гомера. Здесь и буря у чужих берегов, рассказ на пиру, любовь, задержавшая героя, смерть друга, спуск в Аид, совет богов.

Также Вергилий опирается на греческую лит-ру эпоху эллинизма: Аргонавтика (описание ландшафтов), отношения Дидоны и Эней напоминает чувства Ясона и Медеи. Также на Вергилия влияет драма Евримида (Медея и Федра нашли отношение в Дидоне). Использовал Вергилий и ранние эпосы Гнея Невия и Квинта Эния.

Вергилий создал новый образ эпического героя. Что-то между гомеровским героем и Аполлония Родосского с чертами римского гражданина. Эней ближе к Ясону, чем к Одиссею, но его ведет рок и судьба. Все события совершаются по воле богов. Эней благочестивый, послушный богам. Эней постоянно от чего-то отказывается из-за воли богов. Путь Энея – путь самоотречения (Октавиан Август, который отрекся от личного ради блага гос-ва). Пассивный герой, новое кач-во для римского героя, подчиняется богам и року. Эней – человек долга. Воля богов видна в большей степени в 1 части поэмы. Одиссей точно знает, куда плывет, но боги мешают, Эней же не знает, куда плывет, но его направляют предсказания и предзнаменования.

Сцена схождения в Аид. Одиссей идет, чтобы узнать, дойдет ли до дома, Эней спрашивает куда и зачем плывет. Для Вергилия важно, что именно в Аиде соединяется прошлое настоящее и будущее. Перед Энеем проходит вся череда будущего Рима. Идея державно править народами, нести покорившимся мир. Сцена важна с точки зрения описания Аида, а показать великое будущее Рима.


Стиль и язык Вергилия. Стиль речей героев – подражание стилю Еврепида и авторов эллинизма. Каждая песнь может рассматривать как небольшой эпиллий. Здесь есть вступление, завязка, рассказ и развязка. Связывают их тема судьбы и тема рока.

Еще при жизни Вергилий получил титул первого поэта Рима. Был классиком поэтического ис-ва и риторики. По нему больше всего комментов. Гораций потом писал, что для поэтического сочинения недостаточно быть красивым, должно затрагивать душу. В эпоху серебряного века возникла школа подражания Вергилию. Многие считают его и великим трагиком. Вергилий был популярен и у христианских авторов благодаря своему описанию Аида (Данте). В России Вергилия вытеснил Гомер. Переводиться начинает поздно. Классические переводы начинаются только в 20 веке (Брюсов, Шервинский, Гаспаров).

Квинт Гораций Плавт (65-8) родился 8 декабря 65 года в Веннуссии, отец его был вольноотпущенником, который владел участком земли и его богатство позволило ему отправить сына учиться в Рим, где учился грамматике и философии у Арбелия. Потом едет в Афины для завершения своего образования. В Афинах узнает об убийстве Цезаря и конфликте Брута, Кассия и Марком Антонием, Октавианом Августом. Гораций присоединяется к республиканцам и участвует в сражении при Филиппах (42 год). Республиканцы проигрывают. Гораций выжил, не попал под суд и получил шанс вернуться в Рим. Жил тихо и пытался начать карьеру ритора. Переводил греческие произведения на латынь и оставался приверженцем эллинофильства. В 38 году он выпустил первый сборник стихотворений «Эподы», потом его пригласили в кружок Мецената через Вергилия. От Мецената он получает в подарок имение. Всю свою жизнь Гораций старался держаться дальше от сильных мира сего. Придерживался золотой середины. Отказывается от должности секретаря Августа. Гораций часто посвящает свои стихи Меценату и Августу, но видно, что с Меценатом он был дружен. Отказывается от славы эпического поэта. От Горация дошли все его произведения. Дошли в том порядке, как их расположил Гораций. Все твор-во можно разделить на 2 периода: 1 – «Эподы», 2 книги сатир, 2 период: 4 книги кармин (Оды), «Юбилейный гимн», «Эпистолы».

«Эподы» - 31-30, содержат 17 стихотворений. Греческие ямбы, где гораций основывается на ямбах Архилоха. В отличие от греческих ямбов, Гораций пишет на политические темы. 7, 16 – посвящены теме гражданских войн. Осуждает войну, алчность. Также пишет о золотом веке. Гораций переносит золотой век на острова блаженных. Многие эподы строит на личной инвективе. 10 эпод посвящен поэту Ливию и содержит вариант литературной пародии, пожелание счастливого пути с напутствиями (желает массу бед и скорой смерти).


«Сатиры» 1 книга 32-33 (10 сатир), а 2 книга – примерно 36 (8 сатир). Начиная с Горация все книги сатир в римской литературе начинаются с обращения к Гаю Луцилию. Гораций пишет о поведении человека в быту, в семье. С сатирах много автобиографических моментов, парадирует философию стоиков, высмеивает парадоксы. Именно в сатирах он обращается к правилу «золотой середины». Человек должен довольствоваться малым, наслаждаясь внутренней независимостью. Радоваться немногому, что есть в жизни. Развивает тему погони за наследством. Часто встречаются мифологические образы. 1 книга сатир была написана в подражание. Использует прием диатрибы (жанр импровизационной устной беседы или проповедь на моральную тему, всегда основывалась на примерах реальной жизни). Гораций добавляет римский колорит. Гораци помещает своих героев в небольшие драматические сценки (судебный процесс, путешествие, пир), вводит персонажей из паллиаты, некоторые сатиры носили х-р мимов.

Можно выделить 3 сатиры о лит-ре. 1книга – 4, 10; 2 – 1. Гораций сравнивает свои сатиры и сатиры Луцилия. Пытается определить стиль сатиры, речь должна быть разнообразной. Смеясь говорить правду. Сатиры поставили Горация на один уровень с Вергилием, становится одним из лидеров кружка Мецената.

К 23 году он выпускает 3 книги Од «Кармины» (88 стихотворений), через 10 лет Гораций пишет еще одну книгу Од. Расположены как того хотел Гораций, объединены темой и размером. Написаны они алкеевой строфой, тематика: римское гос-во и его интересы и граждане. Каждая книга смотрится как единое целое, принцип расположение берет у греков. В каждой книге 1 и последняя ода содержат общую тему, (обращение к народу, восхваление Августа) имели одинаковое кол-во строф. Много обращений к славному прошлому. Можно выделить 4 темы: увещевательные оды, рассуждение, (золотая середина, рассуждение о жизни и ее длине, живи сегодняшним днем, тематика гражданских войн, позор войне, осуждение богатства, предложение разделить богатство, рассуждение о смерти, появляется образ Фортуны). Любовная лирика Горация, (близок к Анакреонту, череда легких увлечений, ироничное отношение к серьезным переживаниям, нет индивидуальных черт). Застольная лирика близка к Алкею, много его терминов и образов (множество обращений к друзьям, временам года, скромный Вакху, но все равно присутствует золотая середина). Дружеская лирика (чувствуется искренность в отношениях с друзьями, не боится проявлять чувства). Использует форму обращения, диалог или монолог встречаются редко. Иногда обращается к божеству или неодушевленному предмету, коллективу, иногда это некое «ты».


В 17 году Август поручает ему написать «Юбилейный гимн» по случаю празднования годовщины основания Рима. Сохранился почти целиком, начинается со стандартного обращения к богам. 2 части: 1 – обращение к богам о материальном благополучии Рима (урожай и численность населения), 2 часть – моральное возрождение римлян, милосердие в покоренным врагам.

В 20 году начинает писать «Эпистолы» послания. В 1 книге 20 писем, написанных гегзаметром. Рассуждает на философские темы, говорит о себе. Форма писем в поэзии новый жанр для Рима. Здесь он отражает интеллектуальную жизнь верхушки римского об-ва. Искусство жить состоит в том, чтобы достичь спокойной жизни, нужно освободиться от порочных страстей, жить добрыми и честными устремлениями.

2 книга состояла из 3 писем. Освещают проблему драмы, театра и поэзии. 1 адресовано Августу, содержит размышление о его литературной политике, рассуждение о том, что публика потеряла интерес к серьезной драме. 2 к Луцию Флору и рассуждает о поэтическом дилетантизме. 3 обращение к Луцию Калькурнию Пизону и 2 его сыновьям или трактата «Арс поэтика» рассуждение о проблемах поэзии. 1 часть – о поэзии (Гораций говорит о необходимости гармоничности, целостности, стройности любого поэтического произведение. Отношение к греческим образцам, пишет о том, что расставаться с ними нельзя, но нужно и писать самостоятельно, а не слепо подражать, поддерживает идею тщательной обработки текстов), 2 – о драме (говориться о развитии античной драмы, сравнивает римскую и греческую драму, общие мотивы с поэтикой Аристотеля, говорит о классической трагедии, героях и темах, роли хора, выделяет 5 актов), 3 – о личности поэта (говорит о том, что поэт должен быть мудрецом и учителем жизни, основа и источник для писателя – здравомыслие, рассуждает о том, что талант и наука должны быть в равной степени развиты в поэте. Выделяет 3 задачи поэта: услаждать и радовать слушателя, учить и наставлять, взволновать чувства).

Гораций выступает против архаических форм, говорит о необходимости последовательности и пропорциональности всех части про-ния. Говорит о Гомере, Алкее, Эсхиле, а из римских лучшими считает Лукреции, Катулле, Вергилии. Язык Горация был конкретным, ярким, вещественным. Часто использует мифологические сравнения, но не любит называть их имена. Композиция. Самое эмоциональное у него начало, в конце показывает какую-то спокойную картину. Гораций поэт для элиты римского об-ва. Сохранилось множество комментов к его про-ниям. В Средние века использовались афоризмы из его про-ний, популярной стала Арс поэтика. Его одам подражали.


Римская любовная элегия.

Последователи неотреиков и александрийской поэзии. Сформировалась под влиянием нескольких направлений и создала свои новые формы. Повлияли: Мимнерм (первый, кто посвятил свой сборник своей возлюбленной) весь сборник посвящался любовной тематике, название – псевдоним возлюбленной, которой посвящен сборник. Сапфо, Катулл, александрийская поэзия. Возвращение к любовной тематике, создают новый женский образ, женщина как объект желания, женщина и любовь к ней, как основная тема про-ния. Написаны элегическим дистигом. Тема – любовь как цель в жизни поэта и единственная тематика его твор-ва, все это на фоне редких мифов, географических описаний.

Гай Корнелий Галл (69-26) товарищ Августа, воевал в гражданской войне, был префектом Египта. Говорят, что в Египте он начал поносить Августа, его отстраняют, и он кончает с собой. Написал 4 сборника элегий, самые ранние элегии, посвященные Ликориде. Ничего не сохранилось.

Альбий Тибулл (60-19) принадлежал к кружку Миссалы. Принимал участие в военных походах. Приписывается 2 книги элегий, книга идиллий. 1 книга элегий 28-27 годы. Посвящена Делии (10 элегий). Прослеживается влияние Феокрита. Видит счастье не в городе, а в деревне. Обращается к Делии с просьбами уехать в деревню. Говорит, что готов умереть от любви. Делия послала Тибулла в деревню, сама нашла себе богатого. Появляется образ ложных клятв, сводни, богатый соперник. Образ двери, которая разлучила возлюбленных. Использует и шутливые советы. Советует Делии как ей обмануть богача и сбежать к Тибуллу. В конце обращается к уже брошенному богачу.

Также у него есть темы войны, проклятия тому, кто выдумал оружие. Идеал – жизнь с любимой в деревне.

2 книга посвящена Немезиде (6 элегий) тематика – любовь к Немезиде, описание сельского праздника в часть Амура. Поэт говорит о счастливой любви, опять зовет в деревню, но его снова послали. Опять проклятие сводни, поносит ложные клятвы, женскую алчность, продажность любви. В конце концов Немезида возвращается к нему, но он уже не так счастлив, она хочет богатой жизни, он у ужасе от ее алчности.

В каждом сборнике описание красоты возлюбленной, которое становится классическим (все это списано с Греции и описывается азианским стилем). Сравнивается любовь с болезнью, безумием, войной и рабством. Возлюбленная прекрасна, но алчна и выбирает деньги. Ложные клятвы возлюбленных перед богами. Сводня и проклятия от поэта. Проклятие двери, разделяющих возлюбленных. Тема Золотого века (век денег, где все покупается за золото). Любовь как смысл жизни для поэта и основная тема его твор-ва. Изображение Венеры и Амура. Амур жесток и капризен. Остальные боги не упоминаются, лишь Аполлон, как покровитель поэзии. Описание сельских праздников и жертвоприношений. Тибулл близок к Феокриту и к жанру идиллии. Также встречается тема быстротечности жизни. Быстропроходящая молодость и красота, неизбежность смерти (как Мимнерм). Смерть одна из самых частых тем. Любовь тихая и спокойная, это предвестник не радости, а печали.