Файл: Antichka_Rim_Konspekty_ot_Asi.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тибулл пользовался популярностью.

Секст Проперций (49 до н.э.-15 н.э.) из Умбрии. Потом перебрался в Рим. Входит в кружок Золотой молодежи, потом в кружок Мецената. Был поклонником александрийского стиля и был близок к Калимаху. Любил описывать разную древность.

Приписывается 4 книги элегий (28-16 г.). 1 книга (22 элегии) самая романтичная. Пишет Цинтии. Принадлежала к вольноотпущенникам, была танцовщицей, пела и была образованна. Поэт долго обивался ее внимания, роман длился 5 лет. Проперций говорит, что увлечение Цинтией это навсегда. Проперций жаждет страстных и сильных эмоций и не понимает спокойной любви. Говорит, что ревность должна быть, ведь без нее нет любви. Тоже описывает красоту возлюбленной, сравнивает ее со спящей Ариадной.

2 книга (34 элегии) тоже посвящены Цинтии. Здесь и измены и переживания, страдания, примирения, ревность. Знаменитый эпизод с дверью он переделывает от лица двери, которой надоели все эти возлюбленные. Проперций советует Цинтии обобрать нового богача и вернуться к нему.

3 книга (24 элегии) темы меняются. Чаще он обращается к антикварной элегии, пишет о возникновении Рима, битве при Акции. Но все еще возвращается к Цинтии, пишет об окончательном разрыве.

4 книга (11элегий). Целиком антикварная элегия. Проперций жаждет славы Катулла????. Пишет о славном прошлом Рима, прославляет Августа. Встречаются редкие мифы, перечни мифологических героев. Использует азианский стиль, смешивая его с учены стилем. Проперций создал антикварную элегию. Проперций был очень популярен, но в Средние век был забыт, вспомнили о нем в Возрождение.

Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 18 н.э.). Родился 20 марта в городке Сульмон, принадлежал к богатому всадническому роду. Получает самое лучшее образование в риторских школах. Едет по городам Греции для заверения образования. Молодость провел в кругу золотой молодежи, обращает на себя внимание Марка Миссалы. Начинает писать любовные элегии. Приобретает огромную популярность. Овидий живет на широкую ногу. Был 3 раза женат. В 8 году Овидий попал под процесс о нарушении нравов. Его изгнали из Рима в город Томы (Канстансы сейчас). Он никак не мог смириться и ужиться в новом городе. В 14 году Август умирает, но Тиберий тоже не вернул Овидий.

Твор-во можно поделить на 3 этапа.

1 Любовная тематика. 3 книги любовных элегий, поэма «Героиды» или «Героини», Арс амтория «Икусство любви», поэма «Средства от любви», трагедия «Медея».


2 Создание больших эпосов. Поэма «Фасты» или Календарь в 6 книгах, Метаморфозы или Превращения в 15 книгах

3 Поэзия эпохи изганиня. 2 сборника элегий «Трисии или Скорбные», «Письма с Понта» 4 книги.

3 книги Аморрес. Здесь есть все традиционные общие места любовной римской элегии. Посвящены Коринне. Никто не знает, была ли она на самом деле. Овидий рассказывает не о личных чувствах к ней, а показывает различные грани любви. В каждой из книг есть элегия введение, в которых рассуждает например о той славе, которую поэт предоставляет возлюбленной в своих стихах или о власти Амура. Много традиционных сравнений любви. Тема Золотого века, говорит о том, что это не период рассвета, век грубости и дикости в Риме. Относительно нового Золотого века говорит, что это век продажности (Юпитер – золотой дождь - Даная)

Героиды – послания. Послания героических героинь своим мужьям и возлюбленным. Письмо выступает как форма лирического монолога. В основном греческие героини. Каждое письмо – отдельная тема (разлука, ревность, одиночество). Часто использует иронию для смягчения трагизма.

Искусство любви. Поэма написана как пародия на дидактическую поэму (3 книги). Это советы и наставления по поводу любви. 1 книга советов мужчинам, 2 – советы женщинам. Во вступлении он говорит, что советы для жительниц Италии и вольноотпущенниц. Также парадирует жанр элегии. Подводит итог своему твор-ву в этом жанре и вообще итог жанру. Также пытается и ответить на серьезные вопросы, куда уходит любовь, и прочие философские нюни.

Лекарство от любви. Тоже пишется в дидактическом ключе. Советует как избавиться от надоевшего возлюбленного.


2 Этап.

Пишет поэмы, связанные с мифологией и антикваром.

«Фасты» в кач-ве композиции – Римский календарь, каждая глава – название месяца. Пытается понять, что обозначают названия, описание празднеств.

«Метаморфозы», написана гегзаметром. Само большое по кол-ву сюжетов (более 200) дошедшее собрание мифов, объединенных темой превращения. НА 90% написаны на основе греческой мифологии. Начинает с создания мира из хаоса и доводит свою поэму до смерти Цезаря, который превратился в яркую комету. Потом пишет приложение о переселении душ. Берет и очень редкие сюжеты, которые стали очень популярен (Галатея и скульптор).

Превращения можно разделить на 2 группы: 1 превращения богов, 2 превращение людей при помощи богов: а) в благодарность люди превращаются в дерево, цветок, созвездие; б) зависть, злоба, ревность богов: в животное или камень.

Большая часть сюжетов связана с любовной тематикой.

Когда Овидий едет в ссылку, корабль попадает в бурю, но они выживают. Это было знаком к тому, что надо жить дольше.

Скорбные элегии Письма с Понта – послания Овидия родственникам и друзьям о том, чтобы его вернули. Он только вспоминает о прошлом, почти не говорит о том, где живет сейчас. В скорбных элегиях есть адресаты, а письмах с Понта нет. Много автобиографического, много обращений к друзьям. Тема тоски, тема одиночества, это становится основным для Овидия. Попытка забыться трудом, постоянные просьбы о милости, обращения друзьям.

Овидий в каждый жанр вносит что-то новое. Создает дидактическую поэму пародию, первый крупный мифологический сборник, первые элегии одиночества и тоски. Завершает тройку величайших поэтов Рима.

Тит Ливий (59-17 н.э.) из Патарии из рода всадников. Получил философско-риторическое образование. В 30-е годы приезжает Рим, входит в кружок Мецената.Историю пишет как гос-венный заказ Августа. История от основания города (Рима), сам Ливий называл свой труд «Анналы». В 142 книгах, целиком дошло 35. Сохранились краткие эпитомы (перечень содержания книг). «История» сделала Тита Ливия популярным. Свою задачу он видит в том, чтобы научить что плохо, а что хорошо. Учит на ярких примерах. Поэтому художественно-дидактическое направление. На первом плане художественность изображения. Задача впечатлить, а не понять и объяснить. Любимые темы – батальные сцены (захват и осада городов) дает по схеме сначала, затем, наконец. Переход Ганибала через Альпы стала хрестоматийной, мор в Сиракузах. Тит Ливий использует элементы астрологии, как объяснения тех или иных событий (сны, предчувствия). Речи Тита Ливия постоянно встречаются в «Истории». Создается объективность, вырисовываются портреты персонажа. Они и к месту и не к места. Тит Ливий стал первым, кто воплотив в «Истории» черты дидактически-художественного направления.


Серебряный век римской литры 1 до н.э. – 1 н.э.

Рим крупнейшая Средиземноморская держава. Власть императора укрепляется за счет борьбы с сенатом. Провинциалы выходят на первый план.

Литература делится на 2 группы: официальная литература (официальных кругов), оппозиционная лит-ра.

Намек на оппозицию появляется еще при Августе в любовной элегии. В серебряный век к этому добавляется основа стоицизма (Сенека, Лукан, Ювенал, Тацит), заимствуют учение о добродетели о высшем благе, пассивное сопротивление власти императора. В сатире и научной лит-ре это ярко выражено. Наивысший расцвет сатиры , она видна во многих жанрах, политические, философские, риторические, сатирический роман, эпиграммы Марциалла.

В научной лит-ре. Создаются крупные компиляции в римском естествознании. «Естественная история» Плиния старшего, энциклопедия Цельса, Естественные вопросы Сенеки.

Научно-астрономические поэмы, научно философские труды «Фарсалия».

Ориентируются на поэтов и прозаиков Золотого века (эпоха Августа) Рима, принижая свои заслуги.

Серебряный век делится на две части: направление новаторов (формально подражают Золотому веку, но пытаются сделать что-то свое) и эпигонов, неоклассицисты (предлагают вернуться к образцам Золотого века и подражать им).

Первая половина 1 века н.э. – новаторы.

Лукан «Фарсалия» против Вергилия, Персий, Сенека. Пытались создать новый стиль в красноречии и риторике – ближе азианский. Короткие фразы, антитезы, пышные выражения, пафос и сложность композиции. Был слишком эмоциональным и потерял свою привлекательность.


2 Пол. 1 века – господство эпигонов.

Идеолог Марк Фабий Квинтилиан. Критиковал новый стиль и предложил к классическим образцам Золотого века. В этот период последний расцвет сатиры и расцвет мифологического эпоса.

Меняется отношение к (рецетациям) выступлениям поэтов, риторов, историков с обсуждением, туда примыкают богатые вольноотпущенники, которые не могут нормально обсуждать высокие темы, выступающие тоже меняются, приходят неталантливые поэты. Теперь можно было купить и стихи и похвалы за них, рецетации превращаются в цирк.

Официальная лит-ра. Дидактические поэмы о астрологии и астрономии – это смесь научного с гаданиями, предсказаниями. Герамнник племянник Тиберия, был военным и политиком. Написал вольный перевод греческой поэмы Ората «Небесные явления», добавил к греческой основе современные достижения науки. Это подробное описание звезд и созвездий, связанных с жизнью и земледельческой тематикой. Подробно описывает на влияние звезд планет и созвездий на погоду, необходимые для мореплавания и земледелия. Дает представление о Земле, вокруг которой все вращается. Историю созвездий в основном связывает с римскими мифами. Написана александрийским стилем, сочетается с практическими советами по земледелию. Начинает с торжественного обращения к Тиберию, оно становится обязательным.

Марк Манилий пишет вторую поэму. «Астрономия» - это соединение астрономии и астрологии, которой уделено много внимания. Состоит и 5 книг, предназначена не для толпы, а для избранных аристократов. Начинается с посвящения Тиберию. 1 книга – Астрономия в популярном изложении. Последние достижения в популярной форме. 2-3 книги посвящены астрологии на жизнь людей, городов и гос-в. Пытается показать между отдельными событиями и движениями небесных светил. Завершается 3 книга учением о составлении гороскопов. 4-5 книга, в которой он ругает тех, кто не признает астрологию. Мир создан высшим разумом, поэтому все небесные подчинены некой закономерности. Созвездия влияют на судьбы гос-в. Рим возник под созвездием весов. Человек – частица божественной силы.

Федр (15 до н.э.-60) – автор басен. Вольноотпущенник из Македонии. Басен до него в Риме не было. Это вольный перевод басен Эзопа и других авторов, но постепенно перевод меняется. Написал 5 книг, целиком дошли 2. В каждой был пролог и эпилог. Между баснями вставлял рассуждения от 1 лица. Основным источником стали греческие басни. Начал с близкого перевода, но потом добавляет много новых римских элементов. Последние басни практически оригинальны. Изменения коснулись рассказа (сокращает или меняет), а не вывода. Сентенция(вывод) конкретна и направлена против кого-то. В поздних баснях у Эзопа рассказ о дружбе орла и лисы, где орел ест детей лисицы, она жалуется богам, лисица ест орлят. Преступление против дружбы наказуемы. У Федра этот рассказ носит социальный характер и лисица сумела вернуть своих детенышей. Знатный всегда найдет выход. Часто рассказ упрощается, но мораль носит всегда социальный х-р. В поздних баснях меняется соотношение между рассказом и сентенцией, рассказ сокращается, а сентенция удлиняется. Язык простой, басни близки к прозе, синонимы, метафоры, эпитеты, упрощает. Федр не относится ни к официальной ни к оппозиционной лит-ре. Один из немногих авторов народной лит-ры. Не был признан официальной лит-ры, ведь басня это низкий жанр. О Федре никто не пишет и комментит, но в Средние века их переписали в прозе.