ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
начинает расти с нуля, то там конфигурация кривой «доход-потребление» будет несколько иной. То есть здесь ситуация, аналогичная ситуации с инфериорным благом
– сначала (при низком уровне дохода) оно нормальное и лишь затем становится товаром низшей категории. Кривая Энгеля (см. рис. 3.8) также будет строго
x2 |
|
I |
|
кривая «доход-потребление» |
кривая Энгеля |
|
|
|
|
I0 |
|
|
x1 |
x1 |
x1 |
Рис. 3.8. |
x1 |
Рис. 3.7. |
|
|
|
|
вертикальной, лишь начиная |
с определенного |
дохода потребителя |
I0 . При |
более |
низком доходе потребитель увеличивает спрос на первое благо с ростом своего дохода.
Примеры для самостоятельного рассмотрения.
1.Предположим, что потребитель делает выбор только между двумя благами, являющимися совершенными субститутами. Нарисуйте кривую «доход-потребление» и кривые Энгеля для первого и второго блага.
2.Пусть некий индивид потребляет только два блага, являющихся совершенными комплементами, расходуя на них весь свой доход. Нарисуйте кривую «доходпотребление» и кривые Энгеля для этого типа благ. Объясните их графический вид.
Подсказка. При построении кривых Энгеля воспользуйтесь функциями некомпенсированного спроса для совершенных субститутов и совершенных комплементов, выведенных в предыдущей главе.
Кривые «цена-потребление» и кривые некомпенсированного спроса потребителя. Мы продолжаем анализировать статику спроса, то есть рассматривать, как изменяется спрос потребителя при изменении дохода и цен. Воздействие дохода на
56
спрос мы проанализировали. Вторым этапом будет анализ воздействия на спрос на некоторое благо изменения цены этого блага.
x1* = d1( p1 , p2 ,I ).
Предположим, что доход и цены на другие блага остаются постоянными, то есть p2 =const , I =const . Предположим далее, что цена блага 1 уменьшается:
p1′ > p1′′> p1′′′. Предположим, что первое благо является обычным (то есть не является товаром Гиффена). Тогда: x1′ < x1′′< x1′′′. Обычные блага – это блага, спрос на которые растёт с уменьшением цены или, наоборот, падает с ростом цены.
(3.6) |
∂x1 |
< 0 |
|
∂p |
|
|
1 |
|
На рис. 3.9(а) представлен оптимальный выбор потребителя, максимизирующего полезность при фиксированном доходе и понижающейся цене первого блага.
Первоначально оптимальный набор находился в точке 1, когда индивид потреблял x1'
первого товара. При уменьшении цены линия бюджетного ограничения становится более пологой (БО2) и касается теперь кривой безразличия, отражающей уровень полезности U2 . Новая точка выбора – точка 2, когда индивид потребляет x1'' единиц первого блага. Ещё одно снижение цены p1 делает бюджетную линию ещё более пологой (БО3), и полезность потребителя максимизируется в точке 3, где выбирается x1''' единиц первого блага. Соединив точки оптимального выбора 1,2 и 3 линией,
получаем кривую «цена-потребление».
На рис. 3.9(б) изображена кривая некомпенсированного спроса потребителя на первое благо. Она получена путём перенесения значений x1' , x1'' , x1''' с рис. 3.9(а) на ось абсцисс и выделения на оси ординат трёх значений рыночной цены первого блага: p1′, p1′′, p1′′′. Легко видеть, что кривая спроса на товар имеет отрицательный наклон.
Обратите внимание, что мы построили эту кривую при помощи аппарата кривых безразличия и бюджетных линий благодаря простейшему максимизированию ценой.
БО1: I = p1′ x1 + p2 x2
БО2: I = p1′′ x1 + p2 x2
57
x2
3 кривая «цена-потребление»
1 2
|
|
U3 |
|
|
U2 |
БО1 |
U1 |
БО3 |
БО2 |
|
Рис. 3.9(а) x1
P1
p1′
p1′′
p1′′′
x1′ x1′′ x1′′′ Рис. 3.9(б) x1
БО3: I = p1′′′ x1 + p2 x2
Кривая «цена-потребление» есть геометрическое место точек, отражающих товарные наборы ( x1 ,x2 ) , максимизирующие полезность потребителя при различных ценах товара 1 и при неизменном доходе и неизменной цене блага 2. Кривая некомпенсированного спроса потребителя показывает зависимость между ценой блага и величиной спроса на данное благо при прочих равных условиях (то есть при неизменности всех других факторов спроса). Особенно важно, что здесь не изменяется номинальный доход потребителя.
Перечислим основные свойства кривой некомпенсированного спроса потребителя, отражающие её экономический смысл и отличающие ей от кривой компенсированного спроса, которая будет рассмотрена в следующем параграфе.
1. Каждая точка на кривой некомпенсированного спроса показывает то количество первого блага, которое максимизирует полезность потребителя при каждой возможной цене этого блага.
58
2.Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой некомпенсированного спроса. Причём, чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности, достигаемый потребителем (сопоставьте рис. 3.9(а) и 3.9(б)). Исключение составляет кривая некомпенсированного спроса на благо, являющееся совершенным субститутом по отношению к другому товару.
3.Номинальный (то есть денежный) доход потребителя не изменяется при движении вдоль кривой некомпенсированного спроса.
Пример для самостоятельного рассмотрения. Нарисуйте кривые «цена-
потребление» и кривые некомпенсированного спроса для пары благ, являющихся совершенными субститутами, и для пары благ, являющихся совершенными комплементами.
§2. Эффект замещения и эффект дохода.
Воздействие изменения цены на количество спрашиваемого блага является более сложным явлением, чем воздействие изменения дохода. Геометрически эту сложность можно объяснить тем, что при изменении цены не только перемещается линия бюджетного ограничения, но также меняется и её наклон. Следовательно, движение к новому, максимизирующему полезность выбору, влечёт за собой не только движение к другой кривой безразличия, но также и изменение MRS. Поэтому когда изменяются цены, возникают два аналитически различных эффекта.
Уменьшение цены некоторого товара при постоянстве цен прочих товаров представляет собой снижение относительной цены этого товара (данный товар дешевеет по отношению ко всем другим товарам). В то же время, хотя номинальные (денежные) цены других товаров остаются неизменными, эти товары становятся дороже относительно данного товара. Потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие блага благом, относительно подешевевшим, и спрос на этот подешевевший товар возрастёт. В этом состоит суть эффекта замещения.
Помимо этого, уменьшение цены некоторого товара приводит к увеличению реального дохода потребителя, так как на тот же самый номинальный (денежный) доход потребитель может купить большее количество благ. Причём, не только больше подешевевшего блага, но и других благ тоже. Более того, если потребитель ощущает себя богаче в результате снижения цены данного блага и это данное благо является
59
инфериорным, а другие товары нормальными, то рост реального дохода может привести к уменьшению спроса на подешевевшее благо. В этом состоит суть эффекта дохода.
Итак, изменение в спросе, вызванное изменением рыночной нормы обмены между двумя благами, называется эффектом замещения. Другими словами, эффект замещения – это изменение в потреблении товара только в результате изменения его цены по отношению к ценам всех других благ; то есть изменение в объёме покупок товара (за период времени), которое наблюдалось бы, если бы реальный доход потребителя был откорректирован так, чтобы от изменения цены его благосостояние и не ухудшилось бы и не улучшилось бы.
Эффект дохода – изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителя (его способности приобретать больше или меньше данного товара). Реальный доход – это покупательная сила денег, то есть то количество товаров и услуг, которое индивид может приобрести на свой номинальный (денежный) доход. Эффект дохода возникает потому, что изменение цены неизбежно изменяет реальный доход потребителя, следовательно, потребитель не может оставаться на первоначально кривой безразличия, но должен переместиться на новую кривую безразличия.
Сначала мы рассмотрим эти эффекты графически, а затем проведём математический анализ.
Графический
x2 |
анализ эффекта |
|
|
||
|
замещения |
и |
|
эффекта дохода. |
X *2 |
1 |
X*2* |
2 |
1’
U1
ЭЗ БО1
X1* |
X1' |
ЭД |
X**1 |
|
|
|
общее увеличение в количестве спрашиваемого товара 1
|
Пусть |
цена |
|
первого |
блага |
|
снижается. |
Тогда |
|
потребитель |
|
U2 |
перемещается |
из |
|
точки 1 в точку 2, |
|
БО2 |
|
|
x1 |
60 |
|
|
Рис. 3.10. |
|