Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 709

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

Глава 3. Теория потребительского спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

Глава 1. Введение в микроэкономику

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Методы экономического анализа

1.3. Логическая структура курса

Часть I. Предложение и спрос.

Глава 2. Теория производства и предложения благ

2.1. Производственная функция и техническая результативность производства

2.2. Затраты производства и функция затрат

2.3. Прибыль и условия ее максимизации

2.4. Функция предложения и излишек производителя

Глава 3. Теория потребительского спроса

3.1. Построение функции спроса на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция)

3.2. Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

3.3. Эффект замены и эффект дохода

3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7

3.5. Выявление предпочтений потребителя

3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности

4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования

4.3. Величина равновесной цены

4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции

4.5. Последствия государственного регулирования цен

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

5.1. Цена, максимизирующая прибыль

5.2. Ценовая дискриминация

5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли

5.4. Отсутствие функции предложения

5.5. Последствия государственного регулирования

Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

6.1. Монополистическая конкуренция

6.2. Олигополия предложения

6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага

6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага

6.3. Олигополия в свете теории игр

Глава 7. Ценообразование факторов производства

7.1. Предложение факторов производства

7.2. Спрос на факторы производства

7.3. Прокатная цена фактора производства

7.4. Функциональное распределение результатов производства

7.5. Капитальная цена фактора производства

Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

8.1. Цены частичного и общего равновесия

8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса

8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние

8.4. Первая теорема общественного благосостояния

8.5. Вторая теорема общественного благосостояния

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

9.1. Причины отказов рынка

9.2. Интернализация внешних эффектов

9.3. Производство общественных благ

9.4. Асимметричность информации

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

10.1. Основы международного разделения труда

10.1.1. Исходная модель Рикардо

10.1.2. Усовершенствованная модель Рикардо

10.1.3. Модель Хекшера-Олина

10.2. Теория импортных пошлин

10.3. Ценообразование на валютном рынке

Для двух взаимодополняемых благ (например, компьютер и программное обеспечение) функция полезности может иметь вид

.

(3.9)

Ей соответствуют следующие функции спроса:

.

Объем спроса на взаимодополняемые блага находится в обратной зависимости от цен обоих благ; это иллюстрирует 3.3. И наконец, обратим внимание на то, что объем спроса на благо может не зависеть от бюджета потребителя. Если функция полезности индивида имеет вид

,

(3.10)

то его спрос отображается следующими функциями:

.

При любом бюджете потребителя объем спроса на благоG зависит только от вектора цен, проверьте это, используя  3.4. Предпочтения такого индивида называют квазилинейными, так как они выражаются квазилинейной функцией полезности.

Таким образом, вид функции полезности определяет характер зависимости объема спроса потребителя от его бюджета и цен благ.

Излишки потребителя

Каждая точка на кривой спроса показывает, с одной стороны, сколько единиц товара потребитель согласен купить по данной цене, с другой - какую максимальную сумму денег он согласен заплатить за очередную единицу товара. Так, индивид, линия спроса которого изображена на рис. 3.2, за 8-ю единицу блага согласен заплатить 8 ден. ед., а за 12-ю - только 6 ден. ед.


Рис. 3.2. Излишек потребителя

Если потребитель может купить любое количество благ по единой цене, то образуется излишек потребителя - разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за купленные товары, и той суммой денег, которую он за них заплатил. На рис. 3.2 по цене 4 ден. ед. потребитель купит 16 ед. товара и его потребительский излишек, представленный площадью заштрихованного треугольника, равен 64. По изменению величины излишка потребителя можно судить о том, как изменение цены товара влияет на благосостояние покупателя.


3.2. Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

Согласно гипотезе I (см. 3.1) индивид способен количественно измерять полезность каждой единицы потребляемых благ4. Такое утверждение является слабым звеном кардиналистской концепции. В связи с этим была разработана модель поведения потребителя, основанная на гипотезах порядкового измерения полезности (удовлетворенности) индивида.

В ординалистской концепции потребитель оценивает и сравнивает не отдельные единицы благ, а наборы (потребительские корзины). При этом от него не требуется определять, насколько или во сколько раз одна корзина полезней другой; достаточно установить, какой из двух наборов он признает лучшим. В основе ординалистской концепции лежат пять гипотез.

Гипотеза полной упорядоченности. При наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равнозначными (одинаково предпочтительными).

Гипотеза ненасыщения. Потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

Гипотеза транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то А и С тоже для него равнозначны.

Гипотеза транзитивности позволяет однозначно расставить (проранжировать) множество наборов благ по их предпочтительности независимо от очередности попарного сравнения наборов.

Гипотеза рефлексивности. При наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого.

Рис. 3.3. Пространство двух благ

На основе уже этих четырех гипотез можно сделать некоторые предсказания относительно поведения потребителя на рынке благ.

Когда потребитель сопоставляет различные наборы, содержащие только два блага, тогда область его выбора можно представить графически, как показано на рис. 3.3. На осях координат в данном случае откладываются количества благ. Если потребительская корзина состоит из трех различных благ, то область выбора образует трехмерное пространство, а при n видов благ - n-мерное пространство. Для упрощения ограничим ассортимент набора только двумя благами; при этом одно из них (например, деньги) может представлять совокупность других благ.


Из гипотезы ненасыщения следует, что потребитель предпочтет набор, представленный точкой F, набору, отмеченному точкой G, так как точке F соответствует большее количество обоих благ. Потребитель предпочтет также корзины, которым соответствуют точкам M и N, набору G, потому что набор N превосходит набор G количеством блага А, а набор M - количеством блага В. Однако для выбора между наборами F и M или F и N информации пока недостаточно. В соответствии с гипотезой ненасыщения движение из точки G в северо-восточном направлении повышает благосостояние потребителя, а в юго-западном - снижает его.

По гипотезе полной упорядоченности ряд потребительских корзин индивид может признать равнозначными. Совокупность точек в пространстве двух благ, представляющих равнозначные для потребителя наборы, называют кривой безразличия. Из гипотезы ненасыщения следует, что кривая безразличия имеет отрицательный наклон: наборы, равнозначные набору G, не могут оказаться в областях отмеченных на рис. 3.3, знаками «+» и «-». Более точные очертания кривой безразличия позволяет определить пятая гипотеза.

Гипотеза выпуклости. Кривая безразличия выпукла к началу координат.

Рис. 3.4. Кривая безразличия

Выпуклость кривой безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня благосостояния каждая последующая единица уменьшающегося блага равнозначна все большему количеству увеличивающегося блага рис. 3.4.

Чтобы сохранить данный уровень удовлетворенности (остаться на данной кривой безразличия), каждая последующая порция блага А должна компенсироваться все возрастающей порцией блага В: от 4-й единиц блага А индивид согласен отказаться в обмен на 1 дополнительную единицу блага В; от 3-й единиц блага А он откажется только в том случае, если взамен получит 2 единицы блага В; при наличии двух единиц блага А одну из них потребитель согласен обменять не меньше, чем на 4 единицы блага В. Гипотеза выпуклости эквивалентна первому закону Госсена: при малом запасе блага каждая его единица ценится выше, чем при большом.


Предельная норма замещения двух благ

Наличие множества равнозначных для потребителя сочетаний разных количеств двух благ свидетельствует о том, что для него эти блага в определенной мере взаимозаменяемы. Количественной характеристикой такой взаимозаменяемости является предельная норма замещения. Предельная норма замещенияблагаАблагомВ(MRSB,A) показывает, насколько можно сократить потребление благаАпри увеличении потребления благаВна единицу, не изменяя при этом степень удовлетворенности потребителя.

Из приведенного определения следует, что предельная норма замещения двух благ, взятых в определенном количественном соотношении, графически выражается наклоном касательной к кривой безразличия в точке, представляющей это сочетание. Так, в случае, представленном на рис. 3.4, предельная норма замещения блага АблагомВравна tg, когда потребитель располагает тремя единицами каждого блага, и tg, когда у потребителя 2 единицы благаАи 5 единиц благаВ.

Из-за выпуклости кривой безразличия к началу координат абсолютное значение MRSB,Aуменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо. Предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна по определению.

Карта безразличия

Все множество кривых безразличия в пространстве двух благ образует карту безразличия. Она однозначно выражает предпочтения потребителя и позволяет предсказать его отношение к любым двум сочетаниям различных благ. Так, глядя на карту безразличия, представленную на рис. 3.5, можно утверждать, что потребитель из двух комбинаций, соответствующих точкам Y и Z, выберет первую, поскольку по гипотезе ненасыщения он предпочитает точку Х точке Z, а Y и Х для него равнозначны, так как лежат на одной и той же кривой безразличия. Следовательно, чем дальше кривая безразличия расположена от начала координат, тем большему уровню благосостояния она соответствует.

Рис. 3.5. Предпочтения потребителя

Рис. 3.6. Изменение предпочтений индивида с ростом благосостояния